Трое мужчин, оркестр и женщина
Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, затем в Мюнхене. Изначально занимался ландшафтной живописью, со временем перешел в мифологическую тематику. Оказал влияние на таких представителей сюрреализма, как Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико.
С 1880 по 1886 гг. Бёклин создал 5 вариантов картины «Остров мёртвых»! Почти 7 лет его не отпускала тема, которая почти через 7 лет перешла к Рахманинову. И, разумеется, в черно-белом варианте! Только так - на контрастах, жёстко…
Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943) — русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Создатель оригинального стиля, оказавшего влияние - как на русскую, так и на мировую музыкальную культуру XX века.
«Остров мёртвых», ор. 29 — симфоническая поэма Сергея Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. в Дрездене. Сергей Васильевич написал её под впечатлением от чёрно-белой репродукции картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».
Главные мотивы поэмы - неотвратимость смерти и жажда жизни. Конечно «Остров мёртвых» стал точкой отсчета! В 1908-09 гг. Европа, в это время, чудом не сорвалась в Первую мировую. Настроения, напряжение уже ощущались….
Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма в музыке начала XX века.
Поэма посвящена Николаю Густавовичу Струве, другу Рахманинова, композитору, крупному чиновнику от музыки.
Николай Густавович Струве ( 1875 — 1920) — российский музыкальный деятель. Удивительно тонко и точно чувствовавший музыку. Именно с ним Рахманинов обсуждал замысел поэмы. Струве окончил Дрезденскую консерваторию. В основном известен как управляющий делами Российского музыкального издательства (РМИ).
20 мая 2013 года, Большой зал Консерватории, Москва. Во втором отделении играют «Остров мёртвых».
Плод труда символиста и романтика.
Как точно описывает Рахманинов этот Остров, эту Тайну, уставшую быть тайной. Тяжелое густое одиночество первых минут втягивает в себя, не даёт дышать.
"Всё, попавшее ко мне - со мной останется", - слышится мне. Страшна безысходность и монотонность. Она укрепляется, нарастает…
Остров, захлебнувшийся смертью, вобравший талант и бездарность; порыв и безразличие; радости и беды.
Остров, объевшийся смертью до такой степени, что тяжелой серой отрыжкой выплёвывает из себя то, что не может удержать… Слишком много, не переварить…
И этим пользуется жизнь… Вначале робко, потом увереннее - она заявляет о себе. 11-я минута дарит надежду. Не всё в прошлом, не всё….
Конечно, смерть неизбежна. Но она неизбежна настолько же, насколько неизбежна жизнь! Жизнь и смерть - это равные величины.
16-я минута пытается напугать. На мягких мохнатых серых лапах подбирается что-то… Опять грозит втянуть в себя и больше не отпустить. Но скрипки, гобой помогут…
Я не впускаю в себя эту музыку. Не могу.
Я прохожу сквозь неё.
Как сквозь чистилище с его скорбной мотонностью. Мне ещё рано. Я здесь случайно….
Меня проведут скрипки.
Не удается сразу подняться из кресла. Не получается. 22 минуты чистилища - это много.
Я знаю эту поэму. Я помню, на которой минуте из 22 отпущенных, что произойдет и всё равно кровь загустевает и не даёт сердцу делать своё дело. И звенит в ушах. И тяжело дышать.
И нужно приложить усилие, чтобы встать и двинуться дальше…
Свидетельство о публикации №213072401755