Вспоминая себя на ЗИЛе 14 - Фундамент на пружинах

На видеокадре - уже построенный испытательный бокс вместо библиотеки с фундаментами на пружинах. Видны два двигателя,  проходящих реальные испытания, и люди без наушников.  Видео снято в 1996 году, я уже шесть лет не работаю на ЗИЛе, но завод ещё проводит испытания. А я пришёл в гости, хотя и по делам.

Пока строился первый пробный фундамент на пружинах, параллельно строились антресоли, общая на два бокса специальная  шумозащитная кабина для испытателей двигателей. С большим трудом пробивалось согласование кран-балки. А без неё - как устанавливать двигатели         на  эти стенды?

Кстати, насчёт пружин. Как ни странно, но таких пружин на заводе не было, пришлось по проторенным путям обмена запчастей катиться   в депо к железнодорожникам и там доставать у них вагонные пружины. Чем хороши эти пружины - они невысокие и довольно широкие и, конечно, рассчитаны на большие нагрузки. Дело в том, что в  нашей конструкции как бы не предполагалась замена пружин при поломке, может это и недостаток, но у нас просто не было пространства вокруг, и мы не могли обеспечить подход к этим пружинам по бокам, но у      нас всё же предусматривалось свободное пространство между двумя плитами. Просто целесообразней было сделать общее корыто под две плиты сразу, вот и появилось это пространство.
Поэтому мы делали с явным запасом, и чтобы пружины могли подменить друг друга, если какая-то вдруг лопнет. Получилось что-то в виде поля из пружин. Удивительно, но таких фундаментов для примера мы так и не смогли найти на то время. Хотя, сами понимаете, идея -  проще не придумать.

В конце концов, первый фундамент был готов и залит бетоном, но, естественно, пока без двигателя, да и кран-балки ещё не было, и нечем было его ставить. Зато плита свободная без двигателя, но уже на пружинах, как положено. Желающих смотреть на это чудо было - хоть отбавляй. Я как проектировщик мостов - в центре внимания. Заходим человек десять на плиту, а это вполне ровняется двигателю, и  начинаем раскачивать плиту. Она, конечно, массивная, несколько тонн, но и нас достаточно, чтобы понять, как оно будет работать.

Зазоры между бетонной ванной и нашей плитой где-то по двести миллиметров со всех сторон, пытаемся раскачать, прыгаем невпопад, естественно, колебаний почти нет. «Тогда давайте хотя бы как-то вместе попрыгаем», - говорю я. Кое-что получилось, и нам удалось раскачать плиту и довольно сильно, гораздо сильней, чем сможет  это сделать двигатель. Пружины стали подминаться, но плита качалась в пределах наших зазоров и не касалась стенок ванны. Первое   испытание всех убедило, что конструкция работает просто ХОРОШО. И мы вполне можем делать второй фундамент точно таким же, как этот.
Делать второй или третий с четвертым намного проще. Мы, конечно, не получили результатов работы самих двигателей, но это было уже не столь важно, даже если мы не получим эффекта снижения ШУМА, мы будем иметь то, что уже имеем в других боксах, хуже от этих фундаментов точно не станет.
В любом случае мы приблизили наши стендовые испытания к более реальным, как на автомобиле, а это ещё как посмотреть, может это  даже главней  шума.

Я воодушевился, и с меня свалилось тягостное неведенье, я действительно сильно подставлял тех, кто был на моей стороне. Оставались теперь  на очереди шумозащитная кабина, антресоли и кран-балка.
Кабину я решил расширить за счет создания одной кабины сразу на два бокса. Дело в том, что в этих боксах оборудование будет новое и с применением электроники, которая будет следить за процессом испытаний. Опять всё это требует других условий по всем  параметрам. Мой опыт строительства новых помещений начал уже сказываться, и многие вопросы уже повторялись, и это облегчало выполнение поставленной задачи.
Антресоль я сделал такую, что все инженеры этого бюро испытаний решили, что им лучше сидеть здесь прямо рядом с испытуемыми двигателями.

Конечно, такое решение быть рядом с этими МОНСТРАМИ шума и грохота могло возникнуть только при одном условии. Оказалось, что когда мы запустили первое испытание реально работающего двигателя на этих пружинных фундаментах, то мы действительно получили неоднократное снижение ШУМА. Но мало этого, мы получили то, чего и не ожидали. Оказалось, что те старые фундаменты, намертво залитые в землю и в пол БОКСА, так вибрировали, что стоя рядом, вы без проблем тряслись вместе с этим двигателем. Это совсем не как станок, который если и вибрирует, то так слабо, что невозможно заметить без приборов. Так вот эта тряска от двигателей полностью прекратилась, и поэтому стало легко находиться как людям, так и приборам вблизи от этих испытаний.

В это время, пока я всё это строил, потихоньку начиналась очень большая работа, но она была настолько большая, что это было уже не просто расширение цеха, а строительство отдельного и «немаленького» корпуса. В этом корпусе должна была располагаться практически АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ труба. В этой трубе предполагалось полное испытание автомобиля на любых дорогах в любых  погодных  условиях. Точно так, как испытывают самолёты или ракеты. Называлась это огромное строительство – «КАВКАЗ».
Почему «КАВКАЗ», я как-то не очень интересовался, так как к этой большой стройке практически не имел никакого отношения, не я её начинал, не я «КАВКАЗ» строил, и не я его запускал в работу.

Я считаю, что именно из-за моих фундаментов для двигателей на этом «КАВКАЗЕ» использовали мою идею. Не чета моим, они спроектировали свои фундаменты на пружинах уже для целого автомобиля.
Я упоминал, что всё, что делается на заводе, принадлежит заводу, и уж тем более то, что вообще никак не регистрировалось с моей стороны. Всякие там кастрюли, бесфундаментные антресоли, фундаменты на пружинах - всё это достояние ЗАВОДА, да и мне самому приятно, если это где-то применили ещё. А из всего перечисленного, я знаю, что  как-то однажды применяли кастрюлю, было такое дело, а для чего, я даже   и не знаю толком. Антресоли  точно применяли, и вот пружинные фундаменты на «КАВКАЗЕ» тоже применили. Конечно, они предусмотрели те боковые подходы к пружинам, которых я не сделал, да и пружины они усилили, вставив  в одну широкую пружину более узкую. Вставить одну в другую, это как говорится, не столь существенно, главное - идея поставить  фундамент на пружины - хотя   и небольшая идея, но моя.

После этой работы я, конечно, что-то там делал по мелочам, но вполне пора написать ещё одно лирическое отступление. Оно опять же связано с ЗИЛом. Хотя началось совершенно вдали от этого ЗИЛа.

В восьмидесятые годы, впрочем, как и всегда, на предприятиях проходили распределения садовых участков. Постепенно вокруг Москвы всё больше возникало садовых ТОВАРИЩЕСТВ. Мой отец БОРИС ИВАНОВИЧ продолжал исправно работать, хотя ему было за семьдесят, и вот на его работе ему выделяют участок.
Находился этот участок под НАРО-ФОМИНСКОМ, естественно, в стороне, в непроходимом месте. Место было не просто непроходимое для машин, оно было непроходимое даже пешком. От ближайших двух дорог: по Киевской трассе до этого места было ВОСЕМЬ километров, а  по Минской трассе - ШЕСТЬ. Там где восемь - от МОСКВЫ на 20 километров ближе до бездорожья, а там где шесть – НАОБОРОТ дальше.

Как вы уже поняли, все точно как в ФИЗИКЕ, теряешь в одном - выигрываешь в другом. К тому времени у нас с ЛИЛЕЙ и у моей  сестры НАТАШИ с ЛЁВОЙ (её муж) были уже машины. У нас «Жигули» «КОПЕЙКА», а у ЛЁВЫ «ЗАПОР», который он пригнал из ПЕРМИ, откуда он родом. В первый раз мы решили поехать все  вместе с той стороны, где шесть км - пешком. С нами были дети – РОДИОН и СВЕТА, они шли своими ногами, а со стороны сестры –  ещё её сын СЕРГЕЙ, ему было тогда полтора года, и его надо было нести на руках. Несли Серёгу все по очереди, останавливались и опять шли. Когда мы пришли на место, то увидели бесконечное поле, и    везде торчат выкорчеванные пни высотой больше роста человека.    Оказалось, что там тьма хозяйств, причём, где наше - совершенно непонятно. Все те, кто там находился помимо нас, точно также были   не в курсе, где  чьи участки, не то что наш или их, а вообще, где чей кооператив хотя бы. Вот так, не солоно хлебавши, мы потащили     Сергея обратно к нашим машинам, брошенным на дороге, и, естественно, без присмотра. Обратно шли побыстрей, знали куда идём.

Придя к машинам, мы были счастливы, что всё на месте. Кстати, там были не одни наши машины, а всех тех, которые так же как и мы не нашли своих участков. После этой первой поездки мы решили, что следующую поездку надо совершать тогда, когда станет хотя бы     ясно, где чьи участки.

Далее о том, как я не терял связь со своим уже ставшим мне родным бюро ДВУХОСОК.
Вполне понятно, что всё строительное, касающееся испытаний автомобилей, негласно поручалось мне для исполнения. Я уже писал о том, как мы использовали КАТЬКИНУ булыжную  дорогу между УГЛИЧЕМ и РЫБИНСКОМ для испытаний наших автомобилей. «К сожалению, эти многолетние испытания прекратились, как только них поучаствовал я».
Но у нашего ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕХА похожие испытания на стороне от завода происходили не только в средней полосе, но и на ЮГЕ страны. Нашим испытателям больше подходил  КРЫМ, и   почему-то недалеко от ЯЛТЫ. Вот об этой особенности проводить  испытания в районе ЯЛТЫ, и желательно совсем близко от МАССАНДРЫ, я и постараюсь рассказать в следующей главе.

Продолжение:
14а. - Лирическое отступление, шесть соток.
             http://www.proza.ru/2019/02/12/2067


Рецензии
привлекло само название как концепция. я склонен впадать в сюрреализм: и представился мне памятник будущего - скульптура какого-нибудь легендарного человека. Она медленно парит в нижних слоях атмосферы, облетая весь земной шар, напоминая каждому о величии человеческой мысли, альтруистическом подвиге, беззаветной любви... Эдакий космополитический памятник, кочующий в пространстве.
спасибо за идею.

Роман Шиян   24.02.2015 18:29     Заявить о нарушении