Что нужно поэту чтобы стать поэтом

Одно время я задавалась этим вопросом - что нужно поэту для создания красивых форм с полезным красивым содержанием. Знания по стихосложению? Отнюдь. Эти знания нужно для литературоведов, да и обладая теоретическими знаниями без поэтических способностей не сотворишь стиха, тогда как мастера слова не задумываются как они пишут - правильно ли, согласно форм стихосложения, и, ведомые вдохновением - порывом души - сотворяют гениальные творения.

Каким же качеством нужно обладать, чтобы  пробудить в себе способность писать стихи? Откровение приходит не сразу - по мере накопления необходимой информации, наступает и час ответа. Он, как вспышка света, не оставляет темных пятен - сомнений. Логическая завершенность подходит к концу, остается лишь письменно изложить свои выводы, созвучные мнению немногих авторов, с которыми довелось пообщаться на схожие темы - что есть поэзия и почему это искусство для понимания доступно лишь единицам. В ходе рассуждений поняла, что поэту нужно иметь поэтический слух, чтобы слышать стихи - свои, чужие. Если есть в стихотворном произведении ритм - музыка звучит без фальши, значит поэту удалось создать идеальную звуковую форму. Но формы мало, нужно еще содержание. В древней Греции была такая наука - риторика. Изучение искусства слова - создание правильных грамматических форм - позволяла завладевать вниманием слушателей. И поэту нужно, кроме умения создавать музыкальную форму, уметь создавать и грамматическую форму, необходима и мудрость для придания глубокого смысла стихам и обладать восприятием художника, чтобы через палитру слов сотворить красивый рисунок. Но что такое ритм - основа основ поэзии? Принято считать, что ритм это соотношение длительности звуков в их последовательности. Но звуки могут иметь различную длительность. Одна и та же гласная буква в сочетании с другими звучит по разному - по длительности и тональности. В различных вариациях звуки образовывают различные ритмические фигуры, из которых и складывается общий ритмический рисунок произведения - стиха. И чем сложнее ритмический рисунок, тем выше качество стихов. Создание сложного ритма, повторяющегося через несколько строк, поистине доступно только гениям, с врожденными поэтическими способностями.

Однажды Федор Тютчев сказал: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." В теории так и есть - мы не можем наверняка знать как наше слово отзовется, но существуют исключения, и наверное великие поэты знали, как их слово отзовется, при жизни пророча своим творениям бессмертие. И я точно знаю, что непонимающие в чем суть поэзии не оставят в истории свои слова.

Что нужно поэту чтобы стать поэтом? Наверное, поэту нужно создать свою душу - привести в гармонию разум и чувства. В душе есть все - все необходимые знания - всего лишь нужно научиться слушать свою душу, уловить в ней музыкальные формы, а далее дело за разумом - за эрудицией, запасом накопленных слов и умением применять грамматические формы на практике.

Поэтическая глухота - бич современных поэтов. Они не могут производить не только свои музыкальные формы, но и услышать музыку в чужих стихах. Отсутствие должных знаний по многим областям наук и того горше - поэт, не обладая эрудицией, скуден в словах, за неумением создавать свои словесные формы, заимствует чужие - штампы. Но в этом не было бы беды - кому какое дело до бездарного поэта - если бы такие, глухие на формы и скудные в разуме, не навязывали свои утверждения, что такой-кто, не в пример ему умный и талантливый, не умеет писать стихи.

Божий дар - не яичница, которую каждая кухарка может состряпать. Поэзия, как искусство, - удел немногих. Совокупность множественных природных качеств и доведенных их до совершенства позволяют человеку стать тем, что он есть - по природной сущности, по призванию.

Горят ли рукописи? Да, сгорают, но мысль брошенная в толпу остается в памяти множеств. Так и с поэзий: все истинное продолжает жить во вечности - ложное уходит в забвение. Ибо в памяти умных сохраняется умное - они передают наследие человечества потомкам. Писать во вечность может каждый, но не каждому вечность открывает свои врата. И думаю, что кухаркам стряпающим поэзию по подобию яичницы следует помнить, что непонимание поэзии не дает право судить о творчестве других, каким бы оно не было на их взгляд. А судьи кто? Разумеется те, кто постиг искусство поэзии, но постигшим тайну слова нет дела до бездарностей - их поэтической стряпни.

Для любого дела нужно созреть умственно и духовно. Видимо поэзия - столь сложное искусство, что лишь единицы постигают ее. И видимо лишь часть людей способна понимать поэзию - обладать способностью тонко воспринимать красивые словесные формы и слышать музыку в словах. Только умные могут постигать сложные науки и только гении создавать новые формы. Но является ли способность писать стихи приобретенным навыком? Как человек науки, считаю что дело в генетической памяти, в наследии предков. Династии музыкантов, банкиров, врачей - множество профессий от военных до служителей культов - весь опыт одного поколения, приумножаясь, передается другому. Совокупность множественных качеств, переданных генетически и приобретенных новых навыков, порой затрудняют определиться в выборе, но каждый навык, закрепленный практикой, остается. Поэтому и случается, что отдав полжизни одному делу, человек вдруг обнаруживает себя в другой ипостаси - поэта или писателя. Конечно, чтобы быть писателем или поэтом нужна мудрость, а иначе зачем творить примитивное - мир и так полон недоразумений сотворенных рукой человека. Но не внимают же... у посредственности одна отговорка - пишут для себя. Для себя? А зачем же в Сеть выкладывать яичницу, еще и многократно дублировать свою стряпню? Моя первая литературная зарисовка была как раз об этом, что какой не откроешь литературный сайт, везде одни и те же авторы со своей никчемной писаниной. Да, есть исключение - талантливые авторы тоже кочуют по сайтам, и я их понимаю - они ищут понимающих читателей, чтобы их литературное наследие сохранилось в памяти других. Найти умного читателя нелегко. Умных меньшинство. И чем выше уровень интеллекта, тем меньше шанса быть понятым. Повторяя ранее сказанное, что только умные сохраняют в памяти умное, то ради этого, чтобы умная мысль не пропала, стоит заниматься поисками своего читателя. Есть и другие возможности - создать свой сайт или издать электронную книгу. Кто сейчас читает в бумажном переплете - нет времени на хождение и по книжным магазинам, да и с собой не станешь носить книгу. Скачать из Интернета проще - удобно - содержание не прибавляет в весе и всегда с тобой - на айфоне иль ноутбуке.

Процент умных людей невелик. А если из этого процента вычесть число необладающих музыкальным слухом и способностью тонко воспринимать и глубоко чувствовать красоту, что останется... И представьте, какое огромное количество людей пытается стать поэтами... И какой ущерб наносится культуре - практически произошла подмена понятий: рифмованные столбики принимают за стихи, а истинная поэзия, в силу массовой непонимаемости и большого количества поэтических потуг, стала недоступной для прочтения. Как в Сети найти жемчужину да еще и понять что это искусство, если вниманию предлагается и навязывается как хорошая поэзия посредственные стихи, порой без смысла, эмоционального окраса, с примитивным ритмом. Как донести до пытающихся писать стихи, что это великое искусство, что писать в рифму не значить творить поэзию, что для этого нужно иметь недюжий ум и богатую эмоциональную душу... не донесешь, ибо ограниченность в умственных и психических возможностях не позволяют посредственности понять различие между гениальными творениями и бездарно написанными стихами.

Поэзия это не только ритм и гармония звуков, это еще и художественная композиция из слов логически верно построенная. Нужно обладать не только музыкальным слухом, но и художественным восприятием чтобы понимать и творить поэзию, а еще обладать логикой и эрудицией, и быть эстетом, романтиком и чувственной натурой. Сколько их, глухих на поэзию, пытающихся сочинять стихи... сочиняют, а кому нужен набор случайных слов, без ритма и смысла. Да, подмастерья еще могут достичь уровня мастера - те, кто понимает поэзию и различает набор рифмованных слов от истинного стиха, а глухие на поэзию так и остаются сочинителями. Все уходит во прах, только истинная красота, в чем бы она не выражалась - в музыке, живописи, стихах, прозе, - продолжает жить. Две вещи не претерпевают в мировоззрении интеллектуалов изменения - подлинная красота и совершенный ум. Со временем все видится иначе, даже собственное творчество. Проба пера и прочие детские творения становятся ненужным, отслужившими свое эмоциональное предначертание - сознание выхватывает только настоящее искусство, имеющее ценность для истории. Но мы опять возвращаемся к разуму. Переоценка своих творческих возможностей может происходить у людей с хорошей логикой и способностью объективно видеть ситуацию. Не потому ли великие мастера - художники, поэты, музыканты - сжигали часть своих рукописей, картин и предавали забвению музыкальные произведения, что со временем переставили в них видеть ценность. И не потому ли они стали великими, что в наследие оставили только шедевры.

Но в чем истинная сложность непонимания поэзии? Я думаю, что за непониманием великого кроется страх. Глубокая мысль, недосказанность, метафоры и аллегория отбрасывают тени. Страшна не сама тень, а скрывающееся в тени. Воображение может нарисовать ужасное. А ужасным может быть все - личное неприятие к чему-либо или нежелательная правда. Как ночь скрывает краски мира, а свет луны искажает до неузнаваемости черты пространства, так и сложная мысль покрывает покровом тайны стих и искажает восприятие неподготовленного разума. Мир теней страшен для слабых. Умное творчество, полное теней и загадок, непостижимо для понимания слабого ума. Поэтому красивые сложные формы с красивым сложным содержанием требуют ответного восприятия -  совершенных ментальных качеств - развитых умственных и психических способностей. Поэзия, по подобию прекрасных звезд, в условиях незащищенности - непонимания, может показаться колючим холодом. Говорят можно скрыть душу, не думаю - она в словах, в деяниях. Можно скрыть замысел, но внутренняя красота не имеет сдерживающих границ. Все отражается в творениях человека, вот только не всем доступно понимание красоты, а она бывает разной - и светлой, и окрашенной в темные краски. Непривычный к темноте глаз во тьме ничего не увидит, так и с поэзией отбрасывающей тени - слабый ум и скудный на яркие краски внутренний мир не поймет в чем красота поэтических строк.


Рецензии
"Да, есть исключение - талантливые авторы тоже кочуют по сайтам, и я их понимаю - они ищут понимающих читателей, чтобы их литературное наследие сохранилось в памяти других."

Если под понимающим читателем подразумевается собеседник, при чем восторженный, - тогда, безусловно, да.

Теймураз Твалтвадзе   16.01.2015 20:06     Заявить о нарушении
Не собеседник, уважаемый Теймураз, а почитатель творчества определенного автора.
У меня есть персональный сайт, где я специально убрала доступ к откликам на произведения. Мое искусство исключительно для понимающих меня, а кто понимает авторскую мысль, тот не нуждается в беседе с автором. К тому же, нет времени на сетевое общение. Для обмена мнениями достаточно и этого сетевого ресурса. Однако, благодарю за личностное восприятие на «таланты и поклонники».

Даная Дан   16.01.2015 22:09   Заявить о нарушении