Левши и кулибины

Не может человек обходиться без движений. И чем моложе, тем больше движений требуется. Но в движения, совершаемые человеком, вкладывается - разум. Посмотри-те, с каким сосредоточенным видом ребенок что-то строить из песка! Вам кажется, что он просто орудует лопаточкой и ведерком. Жаль, что у вас нет возможности заглянуть вглубь его замыслов. Постепенно объем движений и их точность возрастает. Человек учится созидать.
Если человек умеет что-то хорошо делать, значит, он любит делать то, что у него хорошо получается.
Левши и Кулибины всегда были в России, олицетворяя пытливость и особую обостренность мыслей наших, и чувствительность наших пальцев к красивому, а главное - жизнь облегчающую
Вспоминается мне, что и в лучшие годы нашего жи-тья в нашем государстве существовал дефицит. Причем не сложной, а самой простой бытовой техники. Это всегда толкало людей, проживающих на территории Советского Союза к изобретательности. Изобретали уже давно изобре-тенное, но это не останавливало наших людей. Они нахо-дили выход там, где любой иностранец становился в ту-пик.
К примеру, что сделал бы иностранец, если бы в пу-ти следования в его автомобиле оказалась «пробитой» диа-фрагма бензонасоса? Стал бы ждать помощи специалиста. А наш водитель твердо знал, что рассчитывать на помощь такую не реально – ее не дождешься! Поэтому он подкла-дывал пластиковый пакет, и продолжал движение.
Помни сказку про мочало,
Да про кол, что в землю врос…
Велика беда – начало,
Никогда не вешай нос!

И решение найдется
Если думаешь о нем,
 Светом мысль твоя прольется.
Темень станет  ярким днем.
А ведь путь творческий был далеко непрост. Начи-нался он от самого простого. С палки, выполняющей роль рычага, и создания первого в мире молотка. Камень, палка и веревка.
И орудия труда земледельца такие же примитивные соха да мотыга.
Человек никогда не довольствовался естественными признаками красоты, отпущенные ему Создателем, прибе-гая к украшениям. Татуировка, ожерелье из косточек, рако-вин. Потом уже появятся и ювелиры…
Лицо красивое, что надо?
(Довольна ли, вот в чем вопрос?)
Язык и брови,- вот досада -
Остался без колечка нос.

А обработанный алмаз –
Готова жизнь отдать за это…
Жизнь невозможна без «прикрас»,
Свидетельств множество об этом.

А пальцы рук, а пальцы ног,
А губы, уши, щеки, брови?
Что человек украсить б мог,
Пытаясь овладеть любовью?
Сколько труда человеческого вкладывается в созда-ние предметов быта, руководствуясь при этом не столько удобством употребления, а формой и материалом, из како-го они были изготовлены! Сколько предметов для самой жизни ненужных создано, ставших называться сокровища-ми? А сколько человеческих жизней отдано за обладание ими? Это ли пути, начертанные Богом человечеству!.
Да золота блеск и форма  изделий
И алчность рождают и сводят с ума!   
Куда б человека глаза не глядели -
Жизнь форму, красу созидает сама.

А мастер хороший использует  это,
Творенья его не зовут – «ремесло»,
Они разлетались по белому свету,
Где только осело, там корнем вросло.
Но появлению предметов быта, претендующих на звание предметы искусства, предшествовала работа тех, кого называли ремесленниками, использующих в своей работе разнообразные материалы, которые не трудно было найти. Путь творчества шел от грубых изделий, мало отли-чающихся от тех, что создавала в естественных условиях природа, до предметов, претендующих на изящество.
Орудия труда ремесла породили,-
(Играет роль материал)
Из кож животных обувь шили,
А дерево, а глина, а металл?..

Чем проще работа, тем меньше оплата,
В избытке изделия их,
Такое и прежде бывало когда-то,
Работает он за троих.

Важны были для любого мастера в любое время не только материал, из чего создается изделие, а спрос на не-го.
Огонь, меха, металл, горнило -
По наковальне молот бьет:
Размеренно, неторопливо
Кузнец оружие кует.

Тот занят обработкой кожи,
(Не прост кожевенника труд)
Не всяк создать такое может,
Помнут руками…не берут.

Не так мягка, не эластична,
И не такой на ней узор.
Сшить из нее кафтан приличный -
«При кройке нужен здесь топор».
Секреты ремесла составляли тайну владевшего ими. Рецепты записывались тайнописью, передавались от деда к внуку, значительно реже «любимому» подмастерью; как правило тот становился  «зятем» – не в чужие же руки «де-ло» передавать?
А ремесло от деда к внуку,
(Секрет идет из рода в род),
Познали сложную науку  -
Искусством славится народ.

Гончарный круг, вода и глина,
Да жар печи, или костра.
Вращает круг неутомимо,
Работа кажется проста.

А филигранная работа,
А роспись – глаз не отвести!
И помнит мир, когда-то кто-то
Заставил глину зацвести.

Топор рубанок и стамеска,
А сколько маленьких резцов?
А древо плотное, не тесто,
Не изготовить изразцов.

Но нам известно до сих пор,
Из дерева – такую прелесть
Создал рубанок и топор –
От удивленья виснет челюсть!.
Путь крестьянина не слишком пользовался уважени-ем, в нем не требовалось выдумки, фантазии. Труд тяжкий приносил селянину скромные доходы, но без этого труда ни одно государство жить не могло и не может:
…И ко всему крестьянский пот,
Да жил натруженные руки.-
На хлеб его, разинув рот,
Глядят не только дети, внуки,

Хотя б оставили немножко,-
Он на земле не господин.
Приходят семь, и каждый с ложкой,
А он с сохой - всегда один!
Учеба учебой, но каждому придется в жизни в оди-ночку принимать решения. Наверное, поэтому и малень-кий человек в действиях стремиться к индивидуальности исполнения, пусть и с ошибками.
Последнее упоминание заставило оглянуться назад и представить, с каким упорством, без учета своих возмож-ностей и элементарного расчета опасностей, трехлетний ребенок  совершает  спуск и подъем по крутой деревянной лестнице, перила которой совершенно не рассчитаны на детей такого возраста. Мне, кажется, что не все в этом воз-расте обладают бесстрашием, что осторожность природное чувство, награда Бога, предназначенная для простейшего выживания. Посмотрите, как учится младенец ходить, ко-гда его поддерживает взрослый. Как только он заметил, что поддержки нет, или она ослаблена, тут же ребенок опуска-ется на землю, он – не желает рисковать!
Но, в этом случае, ребенок научился ходить, и не только ходить, но и бегать. Он уверенно ощущает босыми ногами прохладу деревянного пола комнат и нагретые дос-ки пола открытой солнцу веранды. А там, за пределами ве-ранды неведомый мир, куда его редко сносят на руках. Там его осторожно опускают на землю…  Но никакой инициа-тивы ему не позволяют. Возможно, изредка ему позволят наклониться, чтобы поднять небольшой камушек с земли.  Но, тут же камушек отбирают, протирают руки носовым платком, и говорят укоризненно: «Бяка!»
Слово «бяка» заключает в себя многообразие пред-метов, резко отрицательной характеристики. Ребенок при-вык к этому слову, и не издает звуков протеста, хотя он уже прекрасно выговаривает и очень сложные слова. По-чему взрослые коверкают  слова, полагая, что изуродован-ные, они станут доступнее ребенку.
Мир слов неисчерпаем,
Он, как вселенная велик.
Словами мысль сверкает,
От слов зависит и язык.

В толковом словаре,
Как клавиши в рояле,
Звук извлекает и творит,
Чтоб перлами сияли.
Но вернемся  к тому, какая форма обучения самая экономичная и позитивная по своим характеристикам?
Знакомство с жизнью лучше всего человеком вос-принимается  в виде игры. Ребенок изначально создан к восприятию и созданию игровых моментов. Не утрачивает он их и в последующие годы своей жизни. Меняется толь-ко характер игр.


Рецензии