25. Маргарита Алигер - поэма Таня

НА СНИМКЕ: Зоя Космодемьянская на картине Николая Старикова


Осенью 1942 года уже после переезда в город Ростов Ярославский я пережил новое потрясение – прочитал поэму Маргариты Алигер «Зоя». Я легко выучил большой   кусок из поэмы. Впоследствии зимой 1943 года я читал его раненым в палатах госпиталя:

Тишина, ах, какая стоит тишина!
Даже шорохи ветра нечасты и глухи.
Тихо так, будто в мире осталась одна
эта девочка в ватных штанах и треухе.
Значит, я ничего не боюсь и смогу 
сделать все, что приказано...   Завтра не близко.
Догорает костер, разожженный в снегу,
и последний, дымок его стелется низко.
Погоди еще чуточку, не потухай.
Мне с тобой веселей. Я согрелась немного.
Над Петрищевом - три огневых петуха.
Там, наверное, шум, суета и тревога.
Это я подожгла!  Это я!    Это я!
Все исполню, верна боевому приказу.
И сильнее противника воля моя,
и сама я невидима вражьему глазу.
Засмеяться? Запеть?   Погоди, погоди!..
Вот когда я с ребятами встречусь, когда я…
Сердце весело прыгает в жаркой груди,
и счастливей колотится кровь молодая.
Ах, какая большая стоит тишина!
Приглушенные елочки к шороху чутки.
Как досадно, что я еще крыл лишена.
Я бы к маме слетала хоть на две минутки.
Мама, мама, какой я была до сих пор?
Может быть, недостаточно мягкой и нежной?
Я другою вернусь. Догорает костер.
Я одна остаюсь в этой полночи снежной.
Я вернусь, я найду себе верных подруг,
стану сразу доверчивей и откровенней...
Тишина, тишина нарастает вокруг.
Ты сидишь, обхвативши руками колени.
Ты одна. Ах, какая стоит тишина!
Но не верь ей, прислушайся к ней, дорогая.
Тихо так, что отчетливо станет слышна
вся страна, вся война,  до переднего края.

С тех пор я испытываю благоговение перед Маргаритой Алигер. Она тогда написала стихи, которые нужны были всем в нашей стране – от мала до велика. Над этими стихами плакали и каждый, оплакивая Зою, думал о своих близких, которые воевали, несомненно, были тоже героями, могли совершить подвиг и могли пожертвовать жизнью ради победы.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/24/433


Рецензии
Михаил Самуилович, большое спасибо Вам за этот отрывок из поэмы Маргариты Алигер!
Именно этот портрет Зои Космодемьянской мне запомнился с детства.
Класс в котором я училась назывался отрядом имени Зои Космодемьянской. На всю жизнь мне запомнился фильм о Зое, помоему он назывался "Её звали Таня"
А сама пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза - Михаила Андреевича Самохвалова. Мама Михаила была в те годы ещё жива. И пионерская дружина нашей Пограничной средней школы поддерживала с мамой героя переписку. Помню, как к Новому году от рукодельного кружка мы с радостью собрали для неё посылку, баночку вишнёвого варенья, две вышивки и рушник, тёплые варежки о шерстяные носки.
Так воспитывалось наше молодое поколение...

Светлая и вечная память всем павшим за победу . . .

С уважением, Лена


Золото Зари   27.03.2014 11:43     Заявить о нарушении
Я запомнил эту поэму в школьные годы и помню её до сих пор. Иногда произношу вслух. Стмхи Маргариты Алигер тогда запали в душу раз и навсегда.

Михаил Самуилович Качан   04.05.2014 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.