26. Маргарита Алигер

НА СНИМКЕ: Поэт Маргарита Алигер (1915-1992)

Маргарита Иосифовна Алигер (Зейлигер) родилась в 1915 году в Одессе в еврейской семье служащих. Окончила химический техникум, работала по специальности на заводе. Начала печататься в 1933 году. В 1934—1937 училась в Литературном институте. В 1942 г. стала знаменитой после своей поэмы «Зоя», посвящённой подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской.

В 1943 году Маргарита Алигер получила за поэму Сталинскую премию, которую передала в Фонд обороны (тогда это были очень большие деньги).

Вот ее письмо и ответ Сталина:

Дорогой Иосиф Виссарионович!
В трудную для нашего народа пору выпало на мою долю огромное счастье. Советское правительство присудило Сталинскую премию бесконечно дорогой для меня работе, поэме о любимой героине советского юношества, о Зое Космодемьянской.

Я прошу Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, передать эту премию на вооружение Красной Армии, на усиление её артиллерийского вооружения.
Спасибо Советскому Правительству за то счастье, которое я пережила, как поэт и гражданин, сознавая, что и мой труд вливается в общий поток народных усилий, приближая тот ясный день, во имя которого мы все живём, мыслим и трудимся, во имя которого погибла бессмертная Зоя.
Поэт Маргарита Иосифовна Алигер

Сталин прислал ей ответ:

Поэту товарищу Маргарите Иосифовне Алигер
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Маргарита Иосифовна, за Вашу заботу о Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 30 марта 1943 года

В 1945 году Алигер написала поэму «Твоя победа», которая была подвергнута суровой критике и в дальнейшем перепечатывалась с изъятием фрагмента, посвященного еврейской теме. Но об этом я напишу более подробно позднее. После смерти И.В. Сталина критика объявила Маргариту Алигер «посредственной» поэтессой.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/24/439


Рецензии