ЕСЛИ ВЕРА - ТО ВО ЧТО?
Если жизнь похожа на рябину –
Клонит ветер, выгнулась дугой.
Нет опоры, чтоб расправить спину,
И не ждут, когда придешь домой.
Испытаний выпало без меры,
Не расправить крылья одному,
Значит нет еще глубокой веры,
И во что та вера, и кому?
То, что происходило в огромной зале, прежде служивше-го очагом культуры, а потому и носившего название «Дом культуры», заполненной людьми, можно было бы назвать шабашем ведьм, если бы не…
…Здесь находились не только женщины, но и мужчины, и все они были цветущего и даже юного возраста. Здесь не ца-рило веселье, лица не искрились естественной радостью, ни одной приветливой улыбки. У большинства раскрытые рты, напоминали оскал диких животных, из них вырывались вой, выкрики, и ничего похожего на обычную человеческую речь. Не стояли здесь и столы со снедью и напитками. Люди сидели, стояли и, даже, лежали. Позы самые разнообразны. Двое парней лежало прямо на полу лицом вниз, движение рук и ног напоминали лягушечьи при плавании. Трое отбивали земные поклоны. Сидящие на скамьях и стоящие группами раскачиваясь взад и вперед, справа налево, вскидывали вверх руки и опускали их вниз, не соблюдая согласованности движений. Глаза у большинства были прикрыты веками, как во время сна. У тех, кто не закрыл их, они напоминали глаза умерших, так же неподвижен, и так же ничего не выражающий взгляд. От мертвых отличал естественный блеск роговицы, а не мутный и тусклый. Пестротой одежды люди напоминали толпу цыган, но в отличие от последних, многие части тела, в том числе и те, которые принято всегда прикрывать, были обнажены. Двое ведущих, женщина и мужчина, одни казались живыми и мыслящими, умело вводящими присутствующих в транс. То, что такое сборище происходило в начале XXI века, меня уже не удивляло. Поражало то, что это происходило с частым упоминанием имени Спасителя Иисуса Христа. Ведал я о том, что и в прошлом были религиозные секты. Но никогда не было такого огромного числа их, перешагнувшего в новом веке за единицу с тремя нулями. И, наконец, деятельность сект была под контролем властных структур. Секты, несущие в себе раз-рушительное начало при формировании личности, были прежде запрещены. Размышление над виденным заставило меня обра-тить внимание на давнее прошлое. Скажем, религиозные воззре-ния древних греков, при всей многочисленности их пантеона богов разного уровня их иерархической лестницы, в каждом от-дельном полисе имели одного бога, доминирующего над други-ми. К примеру, в аттических Афинах все знали о существовании главного бога Зевса и верховной богини Геры, но более других богов и богинь здесь поклонялись Афине, богине войны и муд-рости. Это в честь ее сам город носил ее имя. Любой афинянин, совершивший преступление, мог рассчитывать на защиту боги-ни, укрывшись в стенах храма, посвященного ей.
Бежит Алкид, не чуя ног:
«Скорей, скорее к храму!»
Бежать быстрее он не мог,
Болит большая рана.
На ногу припадает он,
И так, вообще, избитый,
Там, за спиной, лежит Клеон,
Случайно им убитый.
Удар Алкид не рассчитал,
Нанесен в громком споре,
Клеон обмяк, на землю пал.
«О, горе мне! О, горе!»
Быть может, оправдает суд?
А, может, ждет расправа?
А для людей неважна суть,
Виновный, или правый?
Меж ним и смертью тесна
связь,
Преследует упрямо…
Одна надежда осталась –
Укрыться в стенах храма!
Надежна ли защита святыни? Да, убийство находящегося в стенах храма считалось тяжким преступлением и жестоко пре-следовалось. Правда, был в истории храма богини и такой слу-чай, когда это правило было нарушено. Кстати для афинян оно имело тяжелые последствия.
Напомню тем, кто забыл, что район древних Афин пред-ставлял собой плодородную равнину, орошаемую двумя не-большими реками, группу холмов и расположенную в центре скалистую платформу (акрополь). Отвесные скалы акрополя за-щищали жителей от нападения врагов, Море было и близко и все же береговая линия в несколько километров предотвращали афинян от нападения пиратов. На вершине акрополя находился дворец басилевса. Гомер в своей «Одиссее» называет этот дво-рец жилищем Эрехфея (имя одного из афинских басилевсов).. Здесь же, у отвесного края скалы находился и храм богини Афины. Скала несколькими острыми уступами обрывалась вниз. В описываемое мною время основная масса жителей Афин строила свои жилища на равнине вблизи скалы. Только несве-дущий в истории полагает, что Афины были застроены красивыми, украшенными колоннами, зданиями. Большинство жилищ строились из грубых камней и глины. Большую часть дня жители проводили вблизи жилища,
Вечерами жилище освещалось светильником из глины, в который вставлялся фитиль, опущенный в оливковое масло. Свет был тусклым, но позволял закончить дела и поужинать.
Греки жили бедно Плодородный слой земли был невелик, поэтому сеяли преимущественно ячмень. Растирали его на ка-менных ручных жерновах. Из муки делалась «болтушка» на во-де, готовились и лепешки из ячменной муки, но они не пеклись в печах, их сушили на солнце. Рыба, козье молоко, оливки мари-нованные в уксусе и соленые – обычная пища грека. Богатые разнообразили пищу употреблением мяса, яиц. Вино и пшенич-ный хлеб считались роскошью. Наличие сада и виноградника были в то время признаком большого богатства. Расслоение об-щества продолжалось Прежняя родовая знать беднела, выделяя из своей среды малую прослойку богатых. Они образовывали правящую верхушку. Многие обедневшие роды пытались вос-становить утраченное. В 640 году до нашей эры один из евпат-ридов, некогда принадлежавший к могущественному, знатному, но обедневшему роду, по имени Килон решил захватить власть в Афинах. Он в своих действиях решил опереться на силу мегар-ского тирана Феагена, на дочери которого был женат. Надо полагать, что Феагена не слишком тревожило материальное положение дел зятя. Он совсем не прочь был прибрать к своим рукам Афины. В заговоре Килона приняли участие многие представители обедневших родов. Они менее всего разбирались в мотивах действий человека, возглавившего их. Вопрос шел о перераспределении богатств. (То, что занимает умы у желающих незаконно обогатиться и в наше с вами время)..
Пути Килона, и друзей,
По сути, так различны.
Килон желает власти всей,
Единой власти, личной.
Друзей не посвящает в план, -
Те требуют богатства, -.
Что дальше сделал бы тиран,
С участниками «братства»?..
Вначале все благоволило заговорщикам. Ранним утром заговорщики свободно поднялись на гору и без сопротивления овладели акрополем. Как бы развивались дальнейшие события, если бы Феаген успел бы из Мегар добраться до Афин, кто зна-ет? Но, что-то задержало тирана. Евпатриды, находящиеся у вла-сти, успели очнуться от замешательства, вызванного внезапно-стью действий Килона и его друзей. Но самостоятельных сил, чтобы бороться с Килоном, им не хватало. Ремесленников в го-роде было мало. Большинство горожан трудилось на своих кро-хотных земельных участках. Пришлось, пугая граждан Афин возможностью установления в городе тирании, иначе, едино-властья Килона, правящим евпатридам уговорить демос о вы-ступлении против Килона.. Было собрано все земледельческое население Афин, и акрополь оказался в осаде. Восставшие по-няли, что дело их проиграно.... . Первыми успели скрыться от преследования Килон и его брат, по веревке спущенной по от-весной стене платформы, на которой стоял акрополь. Что-то бы-ло сделано не так, раз оно привлекло внимание осаждающих - возможные пути бегства были перекрыты. Земледельцам наску-чило ждать, чем дело кончится, и они разошлись по домам. Ар-хонт остался руководить немногочисленным отрядом воинов. Время шло, и сторонники Килона решились сдаться при усло-вии, что им будет сохранена жизнь. Согласие было получено. Привязав один конец каната к статуе Афины, что стояла на акрополе, они по одному стали спускаться с отвесной скалы. На их несчастье, канат, попав на острый излом скалы, перетерся. Это было осаждающими принято, как знак богини Афины в отказе защиты заговорщикам. И началось беспощадное предание смерти их: убивали на улице, в доме и даже в храмах. Убийство в храмах считалось тяжким преступлением, требовало очищения самого храма, и наказания самих руководителей совершенного убийства. Руководили осаждающими евпатриды из знатного рода Алкмеонидов. Не совершив очищения и не наказав убийц, по верованиям греков того времени, городу грозило несчастье. Жрец-очиститель Эпименид с острова Крит произвел ритуал религиозного очищения.
Вскоре в Афинах вспыхнула эпидемия чумы. Виновника-ми, навлекшими на город гнев богов, были признаны Алкмеониды. Все они были привлечены к суду. Суд состоял из трехсот евпатридов. Приговор был жесток. Особенно отличавшийся непримиримостью к восставшим Алкмеонид Мегакл был приговорен к смерти, а весь род к изгнанию из Афин.
Задравши голову, глядим на небеса,-
Оно мышленью многих недоступно.
С небес на землю сходят чудеса,
Преследуют с рожденья неотступно.
Странно человеческое стадо, разумное в строгой конкретной индивидуальности, верящее, пусть и не во что-то определенное, численно возрастая. Но история всех вре-мен почему-то подводит к мысли, что наступали такие мо-менты в развитии человеческого общества, когда оно отхо-дило от веры своей.
Верить в себя, или верить кому-то?
Матери верить, иль верить в отца?
Верить бесплодным словам баламута,
Или законам великим Творца?
Вера проходит, мы с ней не рождаемся,
Сколько сомнений нам жизнь принесет,
В мире обмана живем – убеждаемся,
Что ни событье – обман и просчет!
Что же удивительного в том, что в человеческом ми-ре так распространено безверие. И оно искусно поддержи-вается теми, кто возглавляет пирамиду человеческого об-щества. Внешне они ведут себя благовернее священников, часами выстаивая в церкви и истово молясь Создателю. Посмотрите на лица их? Показное благочестие – ми-микрия для их душевного убожества!
Свидетельство о публикации №213072400458