Ожерелье воспоминаний детства

У меня накопилось несколько бусинок - миниатюр.
Я решила нанизать их на путеводную нить дороги, которая ведёт в город моего детства, и сплести ожерелье воспоминаний.

Бусинка первая. "Русский романс прошлого"

В доме моих родителей было много старых пластинок с записями Анастасии Вяльцевой, Александра Вертинского,
Изабеллы Юрьевой, Надежды Обуховой, Вадима Козина, Петра Лещенко, Бориса Штоколова, Клавдии Шульженко
и других известных певцов. Эти пластинки когда-то покупали ещё мои бабушка и дедушка.

Часто в выходные дни папа, мама и я сидели в небольшой комнате на старом, уютном диване и слушали незабываемые романсы прошлого - "Я встретил Вас", "На заре ты ее не буди", "Калитка", "Гори, гори, моя звезда", "Утро туманное", "Тёмно-вишнёвая шаль", "Ах, зачем эта ночь"... Только потом я поняла, что такие вечера были счастьем.

Сейчас можно купить диски с записями старых романсов. Можно послушать их на компьютере, стоит только подойти и включить его. Но я продолжаю бережно хранить старые пластинки. Я их берегу, как память и слушаю очень редко, чтобы не испортить.

Иногда я беру одну из них в руки, завожу старый проигрыватель, пластинка оживает, слышится её характерное шипение, чувствуется очарование ушедшего времени, и в моём сердце оживают страницы прошлого... 

Бусинка вторая. "Калейдоскоп"

Несколько дней назад мне пришлось побывать в магазине игрушек. Долго ходила по рядам в поисках интересного подарка. Неожиданно заметила... Да это же калейдоскоп! Беру! Взяла один, потом не удержалась и взяла ещё один, лично для себя!

Впервые увидела калейдоскоп, когда мне было лет пять-шесть. Точно не помню, но в школу я тогда ещё не ходила. Была зима. Январь, Татьянин день, мой день рождения.

Пришли гости, принесли подарки. Среди них была небольшая трубка. Раньше я такую игрушку никогда не видела и не знала, что с ней надо делать. Оказалось, что это калейдоскоп. Мне объяснили, что его надо вращать и смотреть внутрь одним глазом. Я так и сделала.

Внутри трубки оказался праздник! Это были чудесные, живые узоры. Они менялись с каждым новым поворотом калейдоскопа. Это было настоящее волшебство. Никогда до этого я не встречла ничего более интересного.  Я долго не могла оторваться от этого чуда.

И ещё. Мне было очень интересно узнать, что там внутри. И однажды, когда родителей не было дома я открыла кaлейдоскоп... Tам лежали разноцветные кусочки стекла. Я смотрела на них с удивлением и никак не могла поверить, что эти кусочки создают такие чудесные, разнообразные узоры...

Бусинка третья. "Подушка из моего детства"

Прошло много лет, а я до сих пор помню подушку-думку, которая была у моей бабушки. Вернее их было много, но запомнила я одну, свою любимую. Бабушка вышивала её крестиком. Я очень любила играть с этой думкой. Она снилась мне долгие годы, снится иногда и сейчас.

Люблю, когда на диване лежат горы разнообразных подушек, особенно в зимнее время. В моей квартире их много. Два дня назад подарили ещё одну.

Каждый раз, когда мне приносят подарок-подушку, мой разум понимает, что это не бабушкина думка, а непослушное сердце замирает в ожидании. Я открываю пакет и вижу новую, красивую подушку. Но такой, как была у бабушки нет и никогда не будет.
               
Бусинка четвёртая. "Живое пламя свечи"

Однажды, когда мне было лет пять, в нашей квартире погас свет. Я испугалась и заплакала. Мама зажгла свечи.
Помню, меня так заворожило пламя, что я перестала плакать и не отрываясь смотрела на него.

Потом я много дней ждала, когда у нас погаснет свет и вновь будут гореть свечи. Но свет больше не отключали.
Таинственное, живое пламя, манящий огонек свечи. Как давно вы смотрели на него?

Бусинка пятая. "Пшённая каша"

Я очень люблю кашу. Любую. Манную, гречневую, овсянную, пшённую. Однажды я была в гостях у подруги. Мы читали книжки. Одна из них была очень весёлая. Написал её Николай Носов. Называлась она "Мишкина каша". Прочитав этот рассказ, мы с Таней, так звали мою подругу, почувствовали голод.

- Давай сварим кашу, - предложила Таня.

- Больше всего люблю манную, - ответила я.

Мы пошли на кухню, пересмотрели все банки, но манной крупы не нашли. Решили сварить пшённую кашу. Тоже очень вкусно. Мы помнили главную Мишкину ошибку - он положил в кастрюлю слишком много крупы. Поэтому мы положили мало. Когда каша сварилась, мы набрали две полные тарелки, положили масло, взяли ложки... Каша оказалась солёной, горьковатой и в ней что-то хрустело. Есть было невкусно. Положили больше соли, но каша продолжала хрустеть. Мы с Таней оставили кашу в покое и поели хлеб с колбасой. Тоже очень вкусно.

Скоро вернулась с работы Танина мама. Мы сообщили, что сварили пшённую кашу, но она хрустит. Мама заглянула в кастрюлю и спросила:

- А вы крупу перебрали, промыли?
Мы переглянулись и сказали, что Мишка этого не делал.

- Какой Мишка? - удивилась Танина мама.

А потом долго смеялась, когда мы прочитали ей рассказ про кашу. А ещё она объяснила нам, что пшённую крупу надо перебрать и промыть перед тем, как варить. Потом она достала книгу со смешным названием "Поваренная" и показала рецепт каши. С тех пор прошло много лет, но когда мы с Таней встречаемся, обязательно варим пшённую кашу. И вспоминаем былое.

Бусинка шестая. "Ромашки"

Всем известная милая, скромная, неприхотливая ромашка. Казалось бы, простенький цветок, растёт и в саду, и в поле, и у дороги... Почему же люди так любят ромашки? Их фотографируют, рисуют, из них плетут венки на голову, они украшают шляпки, платья. Популярны ювелирные украшения в виде ромашек - бусы, броши, кулоны, серьги. О ромашках пишут в сказках, рассказах, романах. О ромашках поют песни.
         
Лично я люблю ромашки за их обыкновенность, простую, непритязательную красоту. Смотрю на них - глаза отдыхают, а сердце радуется! В юности у меня было любимое зелёное платье, всё усыпанное белыми ромашками. Однажды меня пригласили на свидание и я надела это платье. Подходя к месту встречи, я увидела моего знакомого с большой охапкой белых ромашек.

Я сплела венок, надела его на голову, и мы, взявшись за руки, пошли, куда глаза глядят. Был тёплый, солнечный день, я замечала улыбки многочисленных прохожих, улыбалась им в ответ и чувствовала себя счастливой.

Бусинка седьмая. "Александр и Любовь"

С Сашей Дроздовым я познакомилась, когда мне было около двух лет. Конечно, я этого не помню, но Саша мне неоднократно рассказывал:

- Однажды в парке, я увидел девочку в красном пальто с капюшоном. Девочка мне так понравилась, что я не хотел от неё уходить. Наши мамы познакомились, и мы начали играть вместе. С тех пор я часто просил родителей пойти в парк, потому что хотел вновь увидеть девочку с капюшоном. Ты Люба была совсем маленькой, а я всё это хорошо помню.

Позже мы часто встречались в этом парке, вместе играли, качались на качелях. Саша был старше меня на несколько лет, мы учились в разных классах, но в одной школе, и после уроков он провожал меня домой. Было время, когда ребята дразнили нас, особенно Сашу, что он дружит с такой малявкой, но потом все привыкли и воспринимали нашу дружбу, как должное.
Мы вместе гуляли, смотрели телевизор, читали книги.

Шли годы. Саша теперь больше общался с мальчишками, а я с многочисленными подружками. Мы встречались редко, но по-прежнему оставались друзьями. Саша всегда повторял:
- Мне с тобой интересно, Люба.

Мне было пятнадцать лет, когда Саша окончил школу и его призвали в армию. Всё это время мы переписывались. Прошло два года, и он вернулся домой. Молодой, высокий, крепкий блондин с серыми глазами нравился многим девушкам, а он в тот же день пришёл ко мне домой и предложил пойти погулять.

Мы шли по тенистым дорожкам парка, где познакомились детьми, и говорили обо всём на свете. Об армии Саша сказал:
- Жить можно везде, и в армии тоже. Ребята там подобрались неплохие, даже появились друзья. Один из них скоро приедет ко мне в гости. Так что всё было хорошо, но, конечно же, хотелось домой, увидеть родителей, друзей, тебя. Мне с тобой всегда интересно.

Вскоре Саша устроился на работу и поступил учиться в институт на вечернее отделение. Я училась в последнем классе школы. Мы встречались в выходные дни.

Однажды он неожиданно пришёл ко мне с букетиком моих любимых ландышей. Саша показлся мне неестественно молчаливым. Я говорила, а он только коротко отвечал "да" или "нет". Это было совершенно на него не похоже. Я не выдержала и спросила:
- Саша, что с тобой? Что-то случилось?

Смутившись и слегка покраснев, он ответил:
- Все парни - и в армии, и здесь - интересуются нашими с тобой отношениями. Никто не верит, что мы с тобой просто друзья. Все уверены, что у нас романтические отношения. Вот я и подумал, что, возможно, ты ждёшь чего-то большего, а не только дружбы. Я приглашаю тебя на свидание.

Услышав эти слова, я растерялась, а потом не выдержала и стала смеяться. Саша подошёл ко мне и поцеловал в щёку. Мне стало ещё смешнее, я хохотала и не могла остановиться. Думаю, что Саша обиделся, но потом он заразился моим смехом и стал смеяться ещё громче, чем я. На этом наши романтические отношения, не успев начаться, закончились навсегда.

Вскоре Саша начал встречаться с девушкой из соседнего дома, через несколько месяцев они поженились. На их шумной и весёлой свадьбе я познакомилась с парнем, который служил в армии вместе с Сашей.

Шли годы. Жизнь развела нас по разным городам. Встречаемся мы редко, дела, заботы, но по прежнему дружим. В письмах и при встрече Саша всегда говорит:
- Люба, мне с тобой интересно.

Я ни о чём не жалею, а на память о нашем первом и последнем романтическом вечере у меня остался цветок ландыша из букета, который в тот день подарил мне мой лучший друг - Александр Дроздов. Открываю книгу, которая всегда лежит у меня на столе. Между стрaницами 100 и 101 нахожу засушенный цветок ландыша. Бережно беру его в руки, прижимаю к щеке и мне кажется, что я ощущаю нежный аромат моих любимых цветов.

Бусинка восьмая. "Магнолия"

Много лет назад мама и я поехали в Адлер - небольшой курортный город на берегу Чёрного моря, недалеко от города Сочи. Был вечер, мы сняли недорогую, маленькую комнатку, которая находилась в 20 минутах ходьбы от пляжа.

Рано утром мы шли к морю и неожиданно почувствовали, что воздух наполнен незнакомым, приятным и нежным запахом. Прошли ещё несколько шагов и увидели довольно высокое дерево с красивыми листьями, всё усыпанное крупными бело-розовыми цветами. Мы любовались этой красотой и с наслаждением вдыхали тонкий, свежий аромат. Мама пыталась дотянуться рукой до одного из многочисленных цветков, но он находился слишком высоко. К нам подошёл незнакомый, высокий мужчина. Он сорвал один цветок, отдал его моей маме и сказал: 

- Это магнолия. 

Прошло много лет. Однажды в холодный, февральский вечер, когда за окнами мела позёмка и завывал ветер, разбирая стопки старых журналов, я взяла в руки "Огонёк", начала перелистывать страницы и неожиданно для себя нашла засушенный цветок магнолии.

Я смотрела на него и вспоминала тот далёкий курортный город, лето, солнце, море, раннее утро и мою маму с нежным бело-розовым цветком в руках. За окном по-прежнему мела позёмка и завывал ветер, а мне казалось, что в комнате витает тонкий, едва уловимый аромат магнолии.

Бусинка девятая. "Самое вкусное в мире пирожное"

Помню, когда я была маленькая мы с родителями зашли в кoндитерский магазин. Меня поразило огромное количество и разнообразие тортов, пирожных, печенья. А какой стоял вкусный, неповторимый аромат. Очень хотелось всё попробовать.

Родители купили несколько пирожных. У них были интересные названия - "Эклер", "Наполеон"... Дома мы пили чай и ели пирожные. Я попробовала каждое, больше всего мне понравилось то, которое называлось очень просто - "Картошка".

Прошло несколько месяцев. К нам в гости из деревни приехала моя бабушка, должны были собраться все родственники.
Моя мама готовила разнообразные закуски, а бабушка пекла пироги.

Вечером, когда гости отдали должное закускам и мясу, принесли чай и пироги. Они оказались с картошкой, капустой и вишней. Гости ели их и нахваливали, а я была недовольна и сказала бабушке, что чай с пирожными намного вкусней.
Все растерялись от моего нахальства, а бабушка ответила, что сейчас приготовит и принесёт самые вкусные на свете пирожные и ушла на кухню. Гости продолжали пить чай, а мама с папой потихоньку отчитывали меня за невежливость.

Через несколько минут появилась бабушка с блюдом в руках. Она поставила его на середину стола и сняла салфетку.
Мы увидели... тонко нарезанные куски хлеба, намазанные маслом и посыпанные сахарным песком.

Все с удивлением смотрели на блюдо, а бабушка сказала:
- Когда я была маленькая, моя семья жила бедно, хлеб с маслом и сахаром был для нас самым вкусным пирожным...

Прошло много лет, но я до сих пор помню, как мы пили чай с пирожными из бабушкиного детства.

Когда у меня неприятности, или просто плохое настроение, или мне немного грустно, я беру кусок хлеба, мажу его тонким слоем масла и посыпаю сахарным песком. Настроение у меня моментально улучшается.
И я говорю себе: "Люба, ты такая счастливая, у тебя самое вкусное в мире пирожное".

Ожерелье воспоминаний детства почти готово.
Осталось только нанизать последнюю бусинку и завязать узелок.

Бусинка десятая. "Узелок на память"

У моей бабушки жила обыкновенная, беспородная, полосатая кошка Мурка. Она любила свободную жизнь, уходила гулять и возвращалась домой, когда хотела. Наша кошка очень заботливо и нежно относилась к своим многочисленным котятам -
чёрным, белым, рыжим, серым, полосатым, пушистым, гладким ... разным. Я с интересом наблюдала жизнь безмятежного, уютного, кошачьего семейства. Мурка привыкла ко мне и даже позволяла гладить то одного, то другого котёнка.
Тем временем бабушка находила новых хозяев для котят, их забирали. Мурка возвращалась к своей свободной жизни. Через некоторое время появлялись новые котята.

Бабушка никогда не пользовалась косметикой и не носила украшений. Но она бережно хранила жемчужные бусы в бархатном вишнёвом футляре. Эта простая бижутерия была подароком её покойного мужа, моего дедушки. Однажды, когда мне было лет пять или шесть, я открыла футляр и взяла в руки бусы. Мурка тоже заинтересовалась бусами и ... нитка порвалась, бусины рассыпались по всему полу. Кошка обрадовалась и стала за ними гоняться, а я испугалась и заплакала.

На шум прибежала бабушка. Мурку выгнали в коридор, а мы с бабушкой собрали бусинки, взяли иголку с ниткой и сели на диван. Бабушка вела неспешный рассказ о себе, о дедушке, о жизни, о жемчужных бусах. Она говорила, я слушала и мы нанизывали бусинки на нитку. Потом бабушка завязала узелок и сказала мне, что это на память о сегодняшнем дне...

Прошло много лет. Нет моей бабушки, нет и кошки Мурки. В моей комнате на  столике стоит шкатулка с золотыми и серебряными кольцами, кулонами, серьгами, бусами из натуральных камней. Я всё это люблю и часто надеваю. Но самые дорогие для меня бусы лежат в бархатном вишнёвом футляре. Иногда я открываю его, беру в руки жемчужные бусы, смотрю на узелок и вспоминаю тот день, кошку Мурку, бабушку и её  рассказ о жизни.

P.S. Автор "Прозы" Сергей Вшивцев подарил мне замечательный рисунок к этой миниатюре  http://www.proza.ru/2012/11/09/1938

Надеюсь, что ожерелье воспоминаний получилось красивым и читателям было интересно. Спасибо за прочтение.


Рецензии
Интересно написано, напоминает мой детский опыт:

"Мне было очень интересно узнать, что там внутри.
И однажды, когда родителей не было дома я открыла кaлейдоскоп...
Tам лежали разноцветные кусочки стекла.
Я смотрела на них с удивлением и никак не могла поверить,
что эти кусочки создают такие чудесные, разнообразные узоры..."

- Как часто подобные опыты приводили
к неожиданно скромным результатам.
В этом есть урок - важнейший принцип:

"Бог Иегова создал из земли человека
и вдунул в его ноздри дыхание жизни,
и тот стал живым человеком".
(Бытие 2 глава)

- тоже, сложное из простого:
из земли - человека.
Так и калейдоскоп, разобрать - прост,
а какие сложные узоры выдает в собранном виде.

Интересно написали!
Спасибо!

Виталий Мельник -Запрудский   24.01.2022 19:43     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение рассказа и добрый отзыв.
С уважением,

Любовь Кирсанова   25.02.2022 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 107 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.