Смиренная молитва

   Позволю себе опубликовать некоторые мои догадки и рассуждения о том, какой должна быть молитва. Прошу их принять как повод к размышлению, а не как попытку кого-то чему-то учить! Ибо никого учить я недостоин – помоги Господи самому научиться, однако размышления о столь высоких и важных, как молитва, предметах считаю полезными для души…

   Во-первых, попытаюсь определить, что такое для меня молитва. В интернете я нашёл мудрые и даже стихотворные ответы на этот вопрос, но наиболее часто встречается  ответ: молитва – это разговор или общение с Богом. Это верно, по сути, но не передаёт полноты и важности этого действия. – Я бы сказал, что это самый важный разговор или общение, какие только могут быть у человека! Как это выразить, в общем? – Не знаю! Разве что, может быть так: молитва - это РАЗГОВОР С БОГОМ…
Итак, я обращаюсь к Богу, и Он мне отвечает. – Всегда ли? – Какой же должна быть молитва?

   Думаю, что наилучшей будет та молитва, которая пребудет в Воле Божьей, сможет приблизиться к Его Промыслу. Поэтому надо сразу отбросить попытки молиться о чём-то таком, что противоречит Божьим Заповедям, что может принести какой-то урон окружающим людям, обществу, или природе. Дерзостно предполагаю, что такие молитвы не будут услышаны Богом.

   Но, даже, если мы молимся о чём-то добром и возвышенном, то не стоит, по-моему, уповать на успех. – Мы не знаем Промысла Божьего, не можем и представить возможные последствия событий, которые считаем благом и добром. Премудрость Божия неизмеримо превосходит все наши расчёты и планы. Зачастую, наши благие намерения не только приводят к полному провалу, но и наносят вред нам и окружающим.

   Очень важны мотивы, которыми мы руководствуемся, в отношениях с людьми, или когда затеваем какие-то перемены. Мотивы эти неизбежно проявляются и в молитвах, которые мы обращаем к Богу и к святым. Если мы действуем «во имя своё», напоказ, желаем славы, популярности или какой-либо выгоды, то вряд ли обретём благодать и помощь Господа. Даже, если мы желаем этого неосознанно, то для Бога это не является тайным. Он знает всё не содеянное и даже не сознаваемое нами.

   Считаю, также очень важным для молитвы осознание того, что я не достоин получить просимое. Что я ни в коей мере не заслужил и того, что Господь уже дал мне. Что только Милость Божья поддерживает и спасает меня (да и весь мир) от окончательной гибели. И об этой Милости я вновь и вновь прошу, прибегая к Господу. Молитва наша не может не быть смиренной!

   Наверное, все верующие понимают, что никто из людей не способен любить так, как любит Сам Господь. Если мы кого-то любим и жалеем, то уж Он жалеет беспримерно более нас! И если, тем не менее, Господь не облегчает страданий любимого нами человека, то делает это для его спасения, для вечного блага. Этого мы не должны забывать, молясь о чьём-то исцелении. Поэтому, разумно будет для нас, молясь, ставить Божью Волю впереди нашей воли. Мы должны в молитве УТЕСНЯТЬ свою волю.
   Пример молитвы показал нам Сам Господь Иисус Христос. Вот как он молился перед Своей Крестной Жертвой: «ОТЧЕ! О, ЕСЛИ БЫ ТЫ БЛАГОВОЛИЛ ПРОНЕСТИ ЧАШУ СИЮ МИМО МЕНЯ! ВПРОЧЕМ НЕ МОЯ ВОЛЯ, НО ТВОЯ ДА БУДЕТ...
      И, НАХОДЯСЬ В БОРЕНИИ, ПРИЛЕЖНЕЕ МОЛИЛСЯ, И БЫЛ ПОТ ЕГО, КАК КАПЛИ КРОВИ, ПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ» (Лк. 22. 42, 44).

   Прилежность нашей молитвы означает, как велики наша вера и надежда. В душе нашей, при этом, не должно оставаться ничего, кроме любви! Никаким другим помыслам, исходящим от мирской суеты, ничему личному, в молитве не должно быть места. Наша «самость» должна исчезнуть в молитве. – Уповаю на то, что чем сильнее, чище и самоотверженней будет наша любовь, выражаемая молитвой, тем успешней она будет! Хотя результат этот отнюдь не всегда будет соответствовать нашим ожиданиям…

   Тем более действенной бывает общая молитва Церкви, когда Любовь Христова объединяет множество людей. Ибо, как мы знаем из Евангелия, Господь, для того и пришёл на землю, чтобы объединить людей во Имя Своё и спасти их. Нет более действенного средства духовного единения, чем общая молитва Церкви! Именно в такие моменты мы составляем все вместе Тело Христово...

   Самоотверженность наша во время молитвы важна также для того, чтобы мы могли переступить через свою обиду и гордыню и молиться за врагов, за обидевших нас людей. Этим мы также следуем Заповедям и примеру Господа, который молился за распинавших Его грешников. Это означает, что Образ Божий мы видим в каждом человеке, как бы он к нам, лично не относился. В такие моменты в нашей душе вновь воскресает Христос!

   В заключение же, хочу сказать, что все приведённые здесь качества молитвы могут быть идеально воплощены в Молитве Иисусовой:
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ, ГРЕШНОГО!

Помощи Вам Божьей и благодатной молитвы!


Рецензии