О широте души, - и не только...

О широте души, - и не только...
О смысле справедливости. ("Если Бог справедлив, то я погиб"... - преп. Исаак Сирин.)
Материалистам и верующим.








       С начала ХХ века, как никогда, стали много говорить о справедливости. И не было пока ещё (...) времени, более жестокого, чем это...
       Я уже давно отошла от веры в бога и утвердилась в материализме – не примитивном, а глубоком, сложном, какой он только и может быть в действительности. Но с уважением отношусь к мировым (традиционным) религиям, особенно к христианству, которое знаю не понаслышке, – считаю их порождением коллективной интуиции человечества, содержащим множество жемчужин разума и – души (!), в каких определениях последнего слова мы ни тонули бы.
       Например, я не помнила, чьи это слова, но сами слова остались в памяти навсегда. Сейчас уточнила. Оказывается, приписываются они преп. Исааку Сирину: "Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб". Как многое в христианстве, они имеют глубокий и очень верный смысл. "Бог есть Любовь."
       И ещё: зайдя как-то раз в церковь по очень практическому поводу, я взяла там памятку (в данном случае, трудно сказать «листовку»). Авторство в ней было не указано. Очень хочу привести здесь её содержание. Только сначала имеет смысл напомнить, какая любовь подразумевается в данном тексте: это – безусловная Любовь (здесь – прежде всего к Богу, через Него – ко всему Его творению), которая даже не отрицает солдатского служения, т.е. по сути убийства в высоких целях защиты людей и их мира, содержания их жизни, налагая определённые требования, - но которая таким образом (через Бога) всеобъемлюща. Включает она в себя любовь и межполовую, но последняя - подразумевается само собой и даже не является обязательной составляющей великой Любви, о которой говорится здесь и о которой свои известнейшие слова произнёс Апостол Павел.
       (К великой Любви я бы ещё отнесла и «просто» высшую МУДРОСТЬ (!!!). И ещё  – ... Когда-то в моей жизни произошёл такой казус, что я некоторое недолгое время училась в Политехе. Была у нас там молодая преподавательница, вела семинары по высшей математике. Студентам было не продохнуть, она цеплялась к каждой закорючке, к каждой минуте времени на семинарах. Оказывается, сама она была недавней троечницей. Я рассказывала об этом маме, учёному-физику, а мама ответила: "Ну, конечно! Если преподаватель сам – талантливый учёный, то к студентам цепляться не станет: у него – душа широкая." И помолчав, вдруг добавила: "Вот, у папы твоего – душа широкая..." – Это была правда. О чём это я? – наверное, всё о том же... Сама я с той преподавательницей на конфликт так и не нарвалась: по многим причинам и ко всеобщему глубокому пониманию, я решила уже уйти из Политеха и поступать на филфак.)
       Прежде, чем привести текст памятки, я хочу поделиться своей мыслью: такая безусловная Любовь – это то, на чём держится мир, даже сугубо материальный, поскольку стоИт он, прежде всего, на переплетении, взаимодействии и на взаимной борьбе эволюции и энтропии (в философском смысле слова), что НЕ является аналогом Бога и дьявола, поскольку в материальной вселенной всё сложнее (и иногда страшнее)… Но так оно есть. (Эволюция – развитие, усложнение, разнообразие, - всё, чем вселенная выживает и движется. Энтропия, в философском смысле слова – разрушение, нивелировка, деградация, смерть как таковая и тепловая смерть Вселенной. И ещё – без «взаимного пожирания» реальный мир невозможен, во всяком случае – пока (...), но СОТРУДНИЧЕСТВО – в человеческом, животном и даже в неживом, например, в межпланетарном аспекте – это величайшая «находка» эволюции. А возникает оно в конечном счёте всё из той же великой Любви - основы самой Жизни...)
       СловА, которые я приведу из христианской памятки, именно с ТАКОЙ точки зрения тоже имеют великий эволюционный смысл:

– Обязанность без любви делает человека раздражительным.
– Ответственность без любви – бесцеремонным.
– СПРАВЕДЛИВОСТЬ без любви – ЖЕСТОКИМ.
– Правда без любви – критиканом.
– Воспитание без любви – двуликим.
– Ум без любви – хитрым.
– Приветливость без любви – лицемером.
– Компетентность без любви – неуступчивым.
– Власть без любви – насильником.
– Честь без любви – высокомерным.
– Богатство без любви – жадным.
– Вера без любви – фанатиком.

Золотые слова!..
А справедливость без Любви делает человека жестоким…





                * * *
       Вот, какой-нибудь, осознанный или спонтанный любитель формальной логики спросит у меня: "Здрасьте! Что же ты говоришь о любви, когда сама – проклинаешь, ненавидишь, ругаешься, злишься?.." – "Ну, так я же и не люблю, а ненавижу!.." – "Не увиливай. Ты прекрасно знаешь, о чём я." – "Это ты не городи ерунды. Ты тоже прекрасно знаешь, что ЭТОТ мир отрезал меня от всего, захлопнул все двери, не объяснив ни слова, – ну, так и я – хлопнула дверью и ушла. А чего же ты хочешь?.. – Свят, свят, свят, – в какой монастырь, – я тебе о Любви, а ты... В себя и ушла..." – "Ну и как оно там?.." – "О-о-о, тихо, мирно, размеренно..." – "Ладно. В другой раз зайду. Может, поговорим ещё." – "Давай. Если застанешь (а то ведь можно, как рассказывают, "выйти из себя и не вернуться"), – если застанешь – то милости, как говорится... Постучись только сначала." – "Лады... Будь!.."
       ...





.


Рецензии
Выходя из себя, возвращайтесь!
С теплом

Любовь Павлова 3   14.01.2015 20:46     Заявить о нарушении
Не-е-е.
Больше из себя я не выхожу.
Теперь ушла в себя наглухо. Очень нравится.

Алла Тангейзер   15.01.2015 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.