Похождения итальянца в России. Владимир Богорад

На фото: 56-я встреча 10 класса "Б". 24 февраля 2007 года.
Сидят: Джондо Натрадзе, Владимир Богорад, Всеволод Прокопец, Эдуард Пасютин, Владимир Смирнов, Виктор Гинзбург.
Стоят: Аскольд Тарусин, Кристоф Якубсон, Игорь Ефименко и Александр Саксаганский.


Не стало Владимира Богорада. Володи. Моего и нашего одноклассника. Доброго друга и замечательного человека.
Ушёл из жизни после долгой и тяжёлой болезни.
Володя был продолжателем старой российской интеллигенции, уничтоженной или изгнанной из нашей страны в ХХ веке.
Он был образованным человеком, знал итальянский, французский, английский языки и латынь. Эрудит. Главное же – что он был человеком высокой  нравственности и безупречной репутации.
25 июля 2013 года


МОСКВА И РИМ,
СИКСТИНА И АРБАТ -
ВЕЗДЕ ЛЮБИМ
ВОЛОДЯ БОГОРАД.

Глава из документальной повести «Мальчишки со Староконюшенного»

Вечный город попал в наш классный фольклор не случайно. Все дороги, как известно, ведут в Рим. Это и о нашем ВЛАДИМИРЕ БОГОРАДЕ тоже.
Для начала будущего гордого римлянина за дисциплинарные проступки вышибли из Кронштадтского военно-морского училища, куда он поступил после школы. На вечерней поверке, когда дежурный перед строем назвал фамилию Богорада, сразу несколько курсантов, выручая не вернувшегося из увольнения, загулявшего товарища, хором дружно ответили: «Здесь!». Володя явно переборщил: перед увольнением в город попросил подстраховать его нескольких человек. Без рубля в кармане, голодный и злой, на третьей, багажной вагонной полке несостоявшийся моряк вернулся в Москву на свой Гоголевский бульвар.
Не думал о Вечном городе и Богорад, ставший затем курсантом уже Николаевского военно-морского авиационного училища. Учился летать на бомбардировщиках, приписанных к Черноморскому флоту. Однако тут подвело зрение. Авиационная стезя тоже была явно не его стезёй.
Мы уже заканчивали институты, когда Володя поступил в Московский университет на исторический факультет. Его судьба повернулась к нему лицом и определилась именно здесь. Он специализировался на Италии, начал изучать итальянский, а также французский и латинский языки.
Несколько лет Володя поработал в Италии. В дальнейшем защитил кандидатскую диссертацию в Академии общественных наук при ЦК КПСС, стал кандидатом исторических наук. Работал в престижных учреждениях – Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институте международного рабочего движения АН СССР, где был заведующим сектором и даже заместителем директора. И всё же – снова Рим, Вечный город его словно притягивал.

Много лет Богорад представлял в Италии Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (была такая организация), был советником нашего посольства в Риме. Занимался вопросами культурного сотрудничества наших стран, сопровождал различные советские делегации, приезжавшие в Италию.
Во время одного из своих приездов в Москву на встрече с одноклассниками, на которую мы впервые пригласили и нескольких жён, Володя пять часов показывал нам сделанные им самим цветные диапозитивы о красочном венецианском карнавале, о красивых городах, замечательных дворцах и музеях Италии. Обстоятельно отвечал на наши вопросы, которыми мы его буквально забросали. Этот интереснейший «итальянский вечер» запомнился нам надолго.
В общей сложности Володя провёл в Италии около полутора десятка лет, прекрасно знает страну, особенно её культуру. О «своей» Италии может рассказывать влюблённо и бесконечно. А рассказчик он отменный.
У Володи двое сыновей, Андрей и Дмитрий, и он удостоился в нашей классной газете такой забавной эпиграммы:
Ватикан тому не рад –
Дважды папа Богорад!
В последние годы Владимир Богорад является московским представителем итальянской лесоторговой фирмы, которая закупает в России и вывозит в Италию лес. В свободное время читает. Хочу отметить, что Володя знает три европейских языка – английский, французский и итальянский. В его большой библиотеке немало книг на итальянском и французском. В последнее время он с увлечением занимается латынью. Знание латыни, считает он, обогащает человека, это праязык немецкого, французского, итальянского и ряда других европейских языков. Язык очень сложный, но это Володю не останавливает. Он уже читал в подлиннике знаменитого древнего римского историка Корнелия Тацита.

P.S. Много лет хранилась записка, которую я получил от Володи Богорада на одном из уроков, с таким его стихотворным посланием:

Скажи, Пасютин, почему
Твои стихи
Уму и сердцу моему
Всегда глухи?

Не знаю, но не поражён
Я слогом их.
Сижу в раздумье, удручён,
Читая их.

Но подал мысль мне мой сосед,
Поняв меня:
Должны стихи поэта быть
На тему дня!

Пусть прочитает сейчас и сам автор этих строк. Так приятно бывает вдруг что-то вспомнить из нашего далёкого школьного детства.


Рецензии