4. разнообразие. почерк
Забыв про ночное обещании, уже на утро в понедельник, Ася, счастливая, поднималась на пятый этаж в лекционный зал. За эти полтора месяца учёбы ей успел полюбиться спец-курс «Жанровое разнообразие» по предмету «Журналистское мастерство». Может, потому, что его читал очень интеллигентный и интересный преподаватель с таким звучным именем и фамилией, как – Аристарх Николаевич Орлов. На занятиях он часто предлагал поработать с ним в команде, и в эту команду уже не раз попадала и Ася Звёздная. И по всему было видно, что он симпатизировал этой студентке, ему нравились её своеобразные рассуждения, и этот резкий перепад глубины мысли, то – слишком детский и наивный, то – глубинный и взрослый взгляд на вещи. Но, что бы там не было, у Аси при виде в расписании знакомого словосочетания «Жанровое разнообразие», поднималась настроение. И, строя предположения, какую тему выставит преподаватель на этот раз, и с каким жанром предложит познакомится поближе, - как он любил шутить, Ася, никого не замечая, с полной головой мыслей, попыталась зайти в аудиторию. Почему же тогда попыталась, а не вошла? Это всё потому, что внезапно в дверях возникла преграда:
-Далеко собралась, самая звёздная девушка Института журналистики? – В это с трудом можно было поверить, но в дверях лекционного зала стоял Тарас.
- Ты? – Отпрыгнула от неожиданности Ася.
- Послушай, я же не привидение, чтобы меня так шарахаться.
- А я, уже стала подумывать, что ты и есть приведение, то есть, что тебя вообще в моей жизни не было. А, может, ты – экстрасенс?
- Опять не угадала… - Это насчёт экстрасенса. А вот по поводу, что меня в твоей жизни не было – это правда. Но это только пока. – Уверенно констатировал Тарас.
- Это тебе уже не грозит. И, не смотря на то, что по определённым обстоятельствам, поезд и задержался на два дня, но уже – ушёл. Ту-ту! Хотя… - Ася сделала паузу и продолжила. - Я всегда выступаю за то, чтобы человеку дать последний шанс. И вот если ты окажешься безупречным романтиком, который вдруг меня отследил прямо от общежития, чтобы узнать таким образом, где я учусь и попросить у меня прощения за часы ожидания…
Тарас не дал ей договорить:
- Я вполне допускаю, что я романтик ещё больше, чем тот, который бы тебя выследил от общежития до Института. И в силу своей романтической натуры я могу даже попросить у звёздной девушки прощения…
- А вот «даже» - так прощение просить не стоит… Дай пройти! – Попыталась рукой освободить от Тараса дверной проём Ася. Но он был настойчив:
- Да подожди ты. Есть и другие варианты романтики.
- Да неужели? Например, может свершится чудо, и ты тоже окажешься студентом Института журналистики?
- Это очень горячо.
- Всё, Тарас, с меня достаточно – проходи вперёд! Дай дорогу!
- Чего так холодно и колко? В первый день ты была мягкой и пушистой.
- А чего ты хотел? Я ждала тебя два дня.
- Правильно, а я, как Христос – на третий день воскрес.
- Не богохульствуй.
- А если я не верующий?
- Тогда – не паясничай, потому, как ты не знаешь наверняка – верующая ли я? А я, между прочим, верующая – католичка.
- Вот это поворот разговора.
- Я прошу, не терзай мою душу?
- Ах, ты и в душу, значит, веришь?
- Естественно, раз я верующая.
- Ладно, уговорила, душа и для меня – это святое. Скоро увидимся.
- Это как сказать?
- Я говорю, что это неизбежно. – С этими словами Тарас выполнил не то просьбу, не то приказ, и дал зайти в аудиторию.
Ещё минут пять гудел зал, пока, каждый находил свою компанию и занимал места. Ровно со звонком на пороге появился Аристарх Николаевич, а он никогда не опаздывал, и с первым своим шагом навстречу к студентам, поприветствовал их:
- Доброго всем здравия и настроения!
Ответ на приветствие, как обычно, был очень сумбурным, ведь в Институте журналистики, как он сам часто повторял, учатся не солдаты, а творческие личности, самых ценных из которых будут охранять солдаты.
- О, Илонка, полюбуйся, мой ухажёр совсем спятил, заявился к нам на лекцию и сидит, хочет произвести на меня тем самым неизгладимое впечатление.
- Ася, какой ухажёр?
- Тот самый, с праздника первокурсника, с которым мы нацеловаться не могли.
- Ась, где он? Покажи ещё раз, я первый раз его не разглядела, не поняла, куда ты махнула рукой.
- Илонка, ты, что издеваешься, как можно его не разглядеть, если это шпала в жёлтом пиджаке в клеточку и насыщенно чёрной рубашке… Ах да, ещё – чёрный платок у него в верхнем кармане и галстук – жёлтый с орнаментом, ещё и оделся, как в Пятницу, а может, у него переодеться не во что? – Ёрничала Ася.
- Ты, что с меня сейчас издеваешься? – Переспросила Илона.
- А кто из нас близорукий? Мне раньше казалось, что я, но моя близорукость по сравнению с твоей слепотой, и рядом не стояла.
- Девушки перестаньте создавать помехи на лекции, если у вас неотложный разговор – выйдите на время за дверь, а как только всё уладите – возвращайтесь. – Не смог не услышать девичьи шептания Аристарх Николаевич Орлов. - И, кстати, девушки, я вам настоятельно рекомендую прислушаться к моему совету.
Ася встала и потянула за руку Илону.
- Ась, утихомирься. – Шептала та, но повиновалась ситуации.
Подруги вышли за дверь, и Ася взорвалась:
- Илона, ты и правду его не видишь, или у меня галлюцинации?!
- Да успокойся ты. Я вижу.
- Уже хорошо.
- Но по твоим описаниям это – Внуковский Тарас.
- Я знаю, что это Внуковский Тарас…
-…
- Погоди, а фамилию ты его, откуда знаешь?.. Я даже имени его не называла.
- Ася, а вот теперь я хочу задать тебе твой вопрос: ты сейчас издеваешься? Его знает весь курс, кроме тебя.
- Откуда?
- У тебя температура или шизофрения. Внуковский учится на нашем потоке, и даже, вынуждена тебя удивить, - в нашей группе.
- Вот те раз… Хорошо. А откуда тогда его все знают?
- Во-первых, он – поэт – у него два сборника стихов, его несколько раз по телевизору показывали. И сам он из Петербурга? Хотя это всё - во-вторых, а во первых – его папа Академик Российской Академии Наук.
- А ты не завралась часом? Как же он такой великий поэт, сын академика, а учится в Минске, а не в своём родимом Питере или Москве?
- Да говорят, что очень скандальный поэт.
- Мне вот только интересно, а откуда ты всё это знаешь?
- Да пол курса девок по нём, заочно, конечно, сходят с ума… Раскопали, кое что из биографии в общежитии, там и фотография есть, потом Google и всё такое.
- Подожди, ты хочешь сказать, что он живёт в общежитии? Этакий питерский франт?
- Мало ли, что у этих богатеньких в голове – экзотика, понимаешь ли? А живёт, ни живёт, но числится на пятом этаже нашего корпуса, в пятьдесят четвёртом блоке, комната «А»… А ведь он и правда, как ты говорила, - неземной.
- Илонка, ты меня прости… Ну, я и попала.
- Это ты, то попала? Да ты – лотерейный билет вытянула. Тут за один поцелуй с ним, многие душу продадут.
- О-о-о-о! Пойдём дорогая.
- Куда?
- Возвращаться на лекцию.
- Ты, видимо, точно сегодня не в себе. – Но Ася, уже вцепилась в рукав подруги, и потащила её за собой. Девчонки зашли в аудиторию и достаточно уверенными шагами вернулись на свои места. Аристарх Николаевич даже взглядом не моргнул, лекция не прерывалась не на секунду, как будто бы эти две особы даже не покидали лекторий. А в то время на экране появилось слово «ЖАНР».
- Я предлагаю, каждому дать этому слову определение! – Бросил задание в зал Аристарх Николаевич.
Первым встал Тарас Внуковский и произнёс заученный текст:
- «Жанр» – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения... Но, а в самом начале, я видимо, должен был сказать, что происходит оно от французского «genre», что переводится, как «род».
- У Вас великолепная память, извольте заметить. Фактическая, зеркальная память, я бы сказал. Вы дословно воспроизвели словарное обозначение. Но для большинства из группы творческих людей, а таковыми являются студенты Института журналистики, зеркальная память редкость, я бы даже сказал – роскошь, но это обозначение снова не применимо к данному контингенту. Им нужна более образная память, они являются создателями обозначений. Так вот, я даю возможность сейчас быть создателем обозначения.
С места встала Ася:
- Жанр – это то, что помогает говорить людям на одну и ту же тему, на одном языке.
- Браво! – Довольно хлопнул в ладоши Орлов. – Кто кроме Аси Звёздной попробует себя в роли создателя?
На этот раз выступил Дмитрий Ханин:
- Жанр – это совокупность правил, своеобразные правила игры, нарушив которые, нельзя добиться желаемого или ожидаемого результата.
- Браво! – Вы сейчас наглядно продемонстрировали многообразие или можно сказать чуть иначе – разнообразие. И вот вы видите на экране второе ключевое слово нашего занятия. А мой вопрос, идентичен предыдущему – что значит слово «разнообразие»?
Первым взялся отвечать Вадим Громов при помощи нетбука:
- Значение слова «разнообразие» по Ефремовой: первое – отсутствие единообразия, второе значение – наличие несходных, не повторяющихся элементов.
- Вы, молодец, ориентироваться в сети Интернет при помощи современной техники это тоже искусство, и потому, я прошу Вас зачитать и другие значения, если у Вас под рукою таковые имеются.
- Есть значение этого слова по словарю синонимов: разнообразие – это разнообразность, многообразие и многообразность.
- Вот! Вот то, что нам пригодится! Именно здесь наглядно и звучно проводится уравнивание двух словосочетаний: «разные образы» и «много образов». Но мне кажется, что во многих звучаниях текстов, это даже не слова-синонимы, не слова-близнецы, а в некотором роде только – двойняшки. Ведь они хоть и родились практически с одного материнского слова, и практически в одно и то же время, но вот имеют лица, которые просто отличить. Вот потому, когда мой спец-курс хотели обозначить, как «Многообразие жанров», я отстоял иное название - «Разнообразие жанров». Почему? – Многие мне хотят задать вопрос. А я отвечу, что много образов, - это прекрасно и если на параде будет по проспекту шагать рота солдат, – мы увидим их лица, и это будет пример многообразия, ведь каждое из лиц не похоже друг на друга не капельки, - если хорошо приглядеться. А если не всматриваться в лица? – Да, верно, - это будет рота солдат. Но вот вам пример обратный: если я читаю газету и с первого абзаца понимаю, кто написал этот материал, то это и будет разность образов. А я не устану повторять, что в Институте журналистики, учатся не солдаты, а творческие личности, самых ценных из которых будут охранять солдаты. Что значит, - ценная личность, и бывают ли личности бесценны? – Эти вопросы не входят в мой курс просвещения первокурсников, но моя задача научить вас мыслить разно. Но если я вас ещё не переубедил и вы не согласны, что нужно разно мыслить и творить разные образы, то я оставлю это право за вами и предложу разобраться в слове «журналистика». Итак, что же обозначает оно?
Тарас все эти определения знал наизусть и потому начал с места:
- Журналистика – актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок, комментариев, которые злободневны и значительны в этом мире.
- Браво! Я восхищён! Вы, значит, будете у нас живым энциклопедическим словарём. Кстати, молодой человек, извольте представиться, я что-то Вас не припомню на предыдущих наших занятиях, а Вы не так незаметны, а точнее, Вы так заметны, что Вас не заметить не возможно?
- Простите. Изволю представиться, раз Вы предоставили мне такую возможность. Тарас Внуковский – студент первого курса Института журналистики Белорусского Государственного Университета. Незаметную роль перестал играть сегодня, так как с сегодняшнего дня приступил к учёбе.
- Но на дворе середина октября.
- Верно. Но так, как я гражданин другого, пусть соседнего Государства, именуемого Российская Федерация, то в силу решения, возникших технических и прочих, процессов я смог появится в этом светлом зале, где восседают исключительно творческие личности, - каверзно поддернул Тарас, - только в октябре.
- Позвольте, а не Ваш ли это отец – профессор Платон Аполлонович Внуковский.
- Именно. Но это не имеет отношения к нашему с Вами знакомству.
- Очень рад! Очень рад… - Но прав же милорд Внуковский, это не имеет отношения к нашему занятию, но зато, к нашему занятию имеет непосредственное значение, то определение, которое озвучил мой недавний собеседник, а именно – определение слову «журналистика». Наиболее важные, в звучавшем определении, это первые четыре слова: «актуализация мировоззрения социальных групп». Запомните эти слова, а особенно вникните в их суть, поверьте, - это очень важно, как и то, что ещё во время учёбы и далее – в профессии, вы будете часто встречаться со следующими словосочетаниями: «средства массовой информации», «общественные интересы», «общественное мнение», «массовое сознание», а можете услышать и не совсем лестные, но, тем не менее, громкие заявления, и даже кто-то сочтёт их за оскорбления: «цепные псы демократии», «разгребатели грязи», «разжигатели бунтов» и многое другое. Но все это, будет сказано, так или иначе, о вас – журналистах и о вашем призвании, т.е. - журналистике, как профессиональной деятельности. Ведь вы должны понимать, что за вами всегда стоит толпа людей, а вот сытых или голодных людей – решать вам, - это уже смотря, какой жанр вы для себя выберете, и какую личность из себя этим выбором слепите. Но у вас, у каждого, в обязательном арсенале должен быть отличительный стержень почерка, тема, которой вы абсолютно владеете и жанр, который направляет толпу ваших же читателей в нужное вам русло.
Звонок закрепил акцент на завершающих занятие словах Аристарха Николаевича Орлова.
Свидетельство о публикации №213072500168