Сёрен Кьеркегор и Регина Ольсен о любви и...

Философы до Кьеркегора объясняли (или пытались объяснять) окружающий человека мир. Кьеркегор же, первый, кто попытался объяснить само человеческое существование, смысл жизни человека…
- За что? – Кьеркегор тупо смотрел перед собой, - за что? Ведь я ее люблю… Она для меня святая… Он вспомнил как напряженно смотрела Регина ему в лицо, когда он лишал ее «невинности», - и вроде, так и должно быть, она в испуге, даже в страхе должна становиться женщиной… Но никаких следов… потери невинности?! Что это?..
А вчера я с ней обручился! Был на седьмом небе! И вот мое мужское достоинство унижено… Я три года боготворил ее, не помышляя о близости… Но не ждал этого…
Нет, дорогой! Надо было ждать! За грехи отца! За его проклятие Бога в детстве, когда он голодал, замерзал и пас овец на ветру, за его любовную связь со служанкой, от  которой я и появился на свет, за мои распутные студенческие годы, за визиты к певичкам, в бордели и пр…
Меня от всей этой грязи потянуло к чистому, невинному, святому! Регина – непосредственная, жизнерадостная!.. И вот на тебе! Но самое страшное – я ее люблю! По-прежнему! Кто-то из мудрых сказал: сердце имеет свои причины, о которых не знает разум… Но мой разум имеет теперь свои причины… Я раздваиваюсь! Караул!, -  К. начал оправдываться, - наверное, если я женюсь на Регине, я никогда не стану самим собой! А у меня бредовые планы – открыть глаза человечеству… на себя! Я теперь понял, почему отец утешал нас религией,.. чтобы нам открылся лучший мир, если в этом мире мы потеряем все… Я потерял сейчас многое, -К. стал успокаиваться, - только к Богу!.. Большинство людей живет для себя и удовольствий. Но это зависит от «внешних факторов» - власть, богатство, работа и др. Понимание этого иногда приводит человека к бессмыслице жизни и, как следствие, к отчаянию…,  и в этом отчаянии он находит смысл жизни. Этим путем я шел будучи студентом…  Бывает человек старается познать и улучшить себя («внутренние факторы»), он хочет  стать идеальным, но и здесь налицо элемент «внешнего фактора»…, - К. совсем успокоился, - только синтез этих двух вариантов дает спасение человеку – независимый ни от каких «факторов» - религиозный путь, вера в Бога! – мысли К. возвращаются к Регине, - может это не наказание Божье? Может – это путь к свободе? Не к геморрою, не к депутатству в парламенте, не к профессорской должности! Это путь к моему «я»! Спасибо, Всевышний!..
 Я рожден для мучений…, с иронией – К. горько усмехнулся, - «писатель с философским уклоном», «датский Сократ»… Я докажу, что человек появился на земле, к сожалению, для страданий… История с Адамом и Евой неслучайна...
Через год после помолвки Регина получила обратно обручальное кольцо с письмом: «Прости человека, который не способен сделать любимую счастливой»…
Но до конца жизни К. сохранял верность своей единственной любви:              « Регину я любил, никогда другой не любил и любить не стану… Есть только два человека, которые имели для меня значение – мой покойный отец и моя маленькая Регина, которая тоже в известном смысле умерла для меня»…
Возможно, из этих событий выросла философия экзистенциализма, в которой варились такие титаны,  как Фр. Ницше, М.Хайдеггер, Ж.П. Сартр и др., воспевшие типичные и для сегодняшнего дня реалии отчужденности, тревоги и абсурда.
 


Рецензии