69. В. Агошков. Москва тайная. Рождение дорог
Москва тайная.
Рождение дорог.
*
МОСКВА ТАЙНАЯ.
Откроем Интернет. Анонимный для нас автор сообщает о том, что “тайна названия города и по сей день остаётся нераскрытой: в отличие, например, от археологов, которые входят в непосредственный контакт с прошлым, лингвисты, работающие над разгадкой слова Москва, находятся в сложном положении».
Следует заметить, что данное предложение не совсем полно информирует читателей о сути дела. Что значит «тайна названия города и по сей день остаётся нераскрытой».
Расшифровка имени Москва – это не клад, который следовало бы найти. Или капсулу древних людей с их вложенным текстом, в котором чёрному по белому начертано: слово Москва означает «то-то и то-то».
Не исключено, что кто-то из учёных уже объяснил правильно значение гидронима Москва, но всё дело в том, что мы, читатели, не хотим верить данному открывателю тайны.
Следовательно, дело не в тайне как таковой, а в том, чтобы та или иная точка зрения на происхождение Москвы отвечала бы мнениям подавляющего большинства людей.
Что касается археологов, то они, на первый взгляд, действительно, входят в непосредственный контакт с прошлым, однако выводы свои могут сделать далёкие от правды. И что значит: «лингвисты, работающие над разгадкой слова Москва, находятся в сложном положении»?! Особенно, видимо, те, которые уверены в том, что исток Москвы расположен в Уваровском районе …Смоленской (?) области. Об этом мы ещё будем писать.
Автор уверен, что «история происхождения названий таких крупных и старинных европейских городов, как Прага, Берлин, Лондон, Париж или Лиссабон, тоже не выяснена окончательно».
Не совсем понятное сочетание: «Париж или Лиссабон». Лиссабон – это не Париж, а посему: «Париж и Лиссабон...».
«Первое упоминание о Москве (речь идёт об Ипатьевской летописи) относится к 1147 году. И хотя именно этот год принято считать датой легендарного основания нашего старинного города, археологи давно уже доказали, что укреплённое поселение славян на месте исторического центра современной Москвы существовало задолго до 1147 года».
И вновь Автор противоречит самому себе, сообщив о том, что 1147 год «принято считать датой легендарного основания нашего города». Летописное сообщение – это факт, а не легенда. Да и сам Автор далее пишет: «Но для учёных-лингвистов эта дата стала самой древней документально зафиксированной точкой отсчёта истории столицы. Именно в том году (6655 году по старому летоисчислению, от сотворения мира), 4 апреля, в крепости, затерянной в труднопроходимых лесах, состоялась встреча Суздальского князя Юрия Долгорукого с Северским князем Святославом Ольговичем.
Именно его пригласил князь Юрий на встречу в Москву: «И шед Святослав и взя люди голядь верх Поротве. И тако ополонишася дружина Святославля, и прислав Гюргии (Юрий.-М.Г.) рече: приди ко мне брате в Москов».
Возможно, что мы были правы, когда писали о топонимах Глядково и Голышкино как принадлежащих «балтскому племени голядь», поскольку нп. расположены не так уж далеко от верховий Поротвы (Протвы)!
Мы бы поспорили с Автором и по поводу Москвы, «затерянной в труднопроходимых лесах». Ведь Москва-река течёт не по лесам! Да и дороги были по водоразделам проложены с таким расчётом, чтобы по ним можно было хорошо и быстро добираться из города в город.
Известно, что князья преодолевали в день по 40-50 вёрст. Попробуйте и сейчас проскакать на лошадке столько же километров в день, да ещё по «труднопроходимым лесам». Всё это наследие прошлых баек о «дикости» вятичей, о «дебрях» Брянска и труднопроходимых, дремучих лесах Подмосковья. В какое-то время и мы были под «гипнозом» россказней о трудностях жизни, как в Диком Поле, так и в дремучем лесу.
*
РОЖДЕНИЕ ДОРОГ.
Городской житель, привыкший к асфальту, и не представляет себе жизнь без тротуаров и улиц. В селе же основная дорога – тропа от дома к дому. Поскольку наши предки селились по берегам рек, то и тропы возникали, как правило, на склонах берегов, на речных террассах, которые, как тротуары, служили людям. В поле такие тропы прокладывались …животными.
Однажды я стал свидетелем рождения одной тропы. Центральная трасса Москва-Крым в пределах пгт. Кромы в конце ХХ века приобрела с обеих сторон газоны. Собаки из дома, расположенного напротив здания ПУ №19, любили «гуськом» наведываться в столовую училища, где их подкармливали отходами кухни.
Через некоторое время на газонах появилась тропа, которую нельзя было отличить от подобных дорожек, проделываемых людьми. А ведь в лесах живут и кабаны, и лоси, и волки, и другие крупные животные, которые, добираясь до того же водопоя, вытаптывали не тропы, а целые широкие дороги, по которым можно было проехать и на лошадях.
Животные не люди, но и они выбирают для троп сухие места, т.е. водоразделы. Причём, животные идут строго по тропинке, по уже пройденному месту. Поэтому и в глухих территориях, где не было людей, существовали тропы и даже нечто похожее на дороги, проложенные животными.
А тут – город! Любая крепость не могла потеряться в труднопроходимых лесах! И к ней вели пути-дороги.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213072502116