70. В. Агошков. Река и корова. Славяне и Балтика

70. В. Агошков. Река и корова. Славяне и Балтика

*
РЕКА И КОРОВА.
Затем Автор рассматривает гипотезы о происхождении имени Москва. Гидроним делится на два элемента: моск+ва. -Ва в мерянском, марийском, коми языках значит «вода, река, мокрый». В коми языке моск- – это «корова, тёлка». (Оксфорд в Англии или г.Оксенфурт в Баварии означают «Бычий Брод»). Однако коми никогда не жили рядом с Москвой.

Географ С.К. Кузнецов предложил объяснить моск- через мерянское слово маска «медведь». А элемент –ва, как ава: по-мерянски – «мать, жена». Москва-река – это Медвежья река, или река Медведица. «Повесть временных лет» указывает, что в середине IX века народ меря проживал в восточной части Подмосковья. Существует и 3 версия: моск- объясняется из прибалтийско-финских языков (суоми), а -ва из коми языка. Моск- как муста «чёрный, тёмный», -ва как «вода, река».

Академик А.И.Соболевский в начале XX века доказывал, что слово Москва – ирано-скифского происхождения, и название данной реки можно истолковать как «река-гонщица». Многие учёные не согласились с этим, так как по их мнению, «подобная мотивировка гидронима абсолютно не соответствует тихому и спокойному течению равнинной реки (а Москва-река именно такова), особенно если сравнить её с хорошо известными скифам горными реками…».
 
Конечно, скажем мы, Москва не горная река, но, тем не менее, падение её значительное, особенно в верховье, где она действительно может выглядеть и «гонщицей».

В 20-30-е годы XX века под влиянием модного тогда учения (яфетической теории Н.Я. Марра) были предприняты попытки объяснить корень моск- на иной основе. Советский академик Л.С. Берг считал, что «элемент -ва принадлежит финно-угорской языковой среде, а корень моск- связан с названием кавказского народа мосхов».
*КОРЕНЬ МОСК-. Славянские этимологии предложены С.П.Обнорским, Г.А.Ильинским, П.Я.Черных, польским славистом Т.Лер-Сплавинским.

Суть их доводов: название Москва утвердилось лишь в XIV веке. Первоначально город именовался – Москы. Слово склонялось по типу слов букы – «буква», тыкы – «тыква», свекры – «свекровь» и т.д., без элемента -ва в форме именительного падежа. Корень моск- в древнерусском языке имел значение «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость», причём -ск- могло чередоваться со -зг-. В этот ряд встаёт выражение «промозглая, мозглая» погода, мокрая, дождливая. Так писал Г.А. Ильинский.

П.Я. Черных сделал предположение о диалектном характере слова москы, которое использовали славяне-вятичи. У кривичей в тех же значениях ему соответствовало слово вълга, которое легло в основу названия реки Волги. Всё это говорит о том, что имя Москва может быть истолковано, как «топкая, болотистая, мокрая».

Река получила своё имя в самых верховьях, где до сих пор встречаются заболоченные участки. Вытекает Москва из некогда топкого болота, получившего название Московская (Москворецкая) Лужа. В «Книге Большому Чертежу» 1627 года есть такие строки: «А Москва-река вытекла из болота, по Вяземской дороге, за Можайском, верст тридцать и больши».
 
Мы взяли карту, линейку и выяснили, что от истока Москвы до г.Можайска – 10 см. Один см на карте равен 3,5 км, следовательно, от Можайска до истока Москвы – 35 км. Это мы к тому, что в Интернете прочли и о том, что Москва-река начинается в …Смоленской области? Оказалось, что почти 500 лет назад исследователи точно знали, где находится исток реки Москвы! Сейчас же некоторые «профессионалы» переписывают друг у друга непроверенные сведения…

З.Доленга-Ходаковский в начале XIX века выступил с версией, согласно которой река Москва имеет в основе своего названия слово мостки, то есть это – «мостковая река», река с большим количеством мостков.
 
Автор пишет, что «такое заблуждение повторено и в трудах известного историка Москвы И.Е.Забелина». Славяне, пришедшие на эту территорию, видимо, приняли, несколько переиначив, то название, которое река уже имела (как и множество других названий в бассейне Москвы-реки и соседних с ней крупных рек). В число таких названий попало и речное имя, гидроним Москва.

*
СЛАВЯНЕ И БАЛТИКА.
Академик В.Н. Топоров в статьях "Baltika" Подмосковья», «Древняя Москва в балтийской перспективе» полагает, что элемент -ва в названии Москва был составной частью структуры самого названия: его нельзя связывать лишь с финно-угорским словом, которое соотносится с термином из коми языка -ва, то есть «вода», «река» и т.д. Он сближает гидроним Москва со словами из балтийских языков.

Учёный устанавливает общность славянского корня моск- с балтийским корнем mask- и обнаруживает их более глубокие структурные и смысловые связи. Последний согласный звук этого корня обладает широким набором вариаций – как в балтийских языках, так и в славянских.

 Например, в русском это – моСК, моЗГ (моЖ), моЩ (моСТ); в балтийских – maSK, maZG, maST, maK. И в русском, и в балтийских языках они связаны с понятием «жидкий», «мягкий», «слякотный», «гнилой», а также с понятиями «бежать», «убегать», «идти» плюс «бить», «ударять», «постукивать». (В словаре Даля есть глагол москотать – «стучать», «долго всё постукивать», мозгонуть – «сильно ударить»).


(С) В.И. Агошков.


Рецензии