10. искусство красноречия. великолепно!

10. ИСКУССТВО КРАСНОРЕЧИЯ. «ВЕЛИКОЛЕПНО!»
Декабрь уже начал вещать о скором долгожданном для Аси празднике – Рождестве. За которым почти следом – Новый год. А ещё чуть позже – ещё одно Рождество. Ася никогда не понимала, как же так вышло, что Иисус родился дважды с расхождением в две недели в двух учениях одной христианской религии: православном и католическом. Когда ей говорили о разности календарей, то тогда возникал другой вопрос: как же в институте религии не могут придти к единому соглашению? И много таких странных вопросов её мучили, до тех пор, пока она не ответила на все эти вопросы себе сама. Она подумала, –  что пусть будет больше праздников у людей и пусть будет больше дней, когда люди вспоминают о Боге. И уже совсем скоро этот повод последует. Потому, что на календаре уже – двадцать четвёртое число последнего месяца зимы, среда, а завтра – в четверг –  любимый праздник у католиков.  Но сегодня, не менее важный день в жизни Аси – ей предстоит сдавать экзамен по своему любимому предмету «Искусство красноречия».
И какая же чудная за окном белая зима. Ещё на улице не совсем светло, но всё равно видны сугробы снега, сосульки на крышах, снежинки в высоком полёте – танцующие свой вальс. На часах восемь пятьдесят восемь и вот-вот в аудитории появится Ангелина Александровна Руденко. Для Аси этот преподаватель был образом, который её вдохновлял. Она смотрела на неё и восхищалась: а ведь эта женщина –  пантера! И такое, казалось бы, где-то нелестное сравнение ей приходило в голову не потому, что эту женщину можно назвать хищницей. Отнюдь, он была не хищная, а грациозная – ведь такой грации, как у Ангелины Александровны Руденко, трудно найти другое сравнение. А ещё этот достойный образ вбирал в себя понятие, которое считается лучшим комплиментом уже многие десятилетия  – «женщина без возраста». И на самом деле не возможно было даже предположительно сказать, сколько ей лет? Осанка, как у молодой девушки, походка чёткая и ровная. Аккуратно сложенная фигура, достаточно высокий рост. Первое, что запоминается из внешности, это её причёска: серебристо-белые волосы, которые чуть приподняты и закреплены объёмом вверху, доходят до плеч и, чуть, их касаясь, подкручиваются, но одинаково ровно и плавно по всей длине, – эти волосы уложены прядка к прядке – нигде не найдётся не единого непослушного из них, видимо, каждый отдельный волосок подчиняется её руке. Лицо строгое и умное, в нём – всё так. Классический портрет истинной аристократки: правильный овал лица, чёткие, но созвучные его форме, скулы, маленький и удивительно правильной формы нос, рот небольшой и губы скорее худые, чем пухлые, но её рот, очень чётко был прописан, на лице. Глаза… А глаза мало кто отважится выучить сразу. Может понадобится и месяц, чтобы осмелится в них взглянуть хотя бы на несколько секунд, но вот, когда вы всё таки совершите этот подвиг, то поймёте откуда рождалось то чувство страха – познать  душу этой женщине. Глаза у неё – серые, не маленькие и не большие, а те, которые должны быть именно на этом лице. И когда в них смотришь, тебя затягивает внутрь глубина взгляда, а потом,- пулей выталкивает обратно, потому, что ты ещё не на равных, чтобы позволить себе эту роскошь – познать всю их глубину, они тебя подпустят ровно на столько, на сколько у тебя хватит мужества понять их силу.
И вот эта женщина вошла в аудиторию. Прошла за преподавательский стол и поприветствовала студентов, но, немного иначе, чем как обычно:
- Здравствуйте, юные дарования!
Обычно она говорила строгие, но всегда подходящие к случаю слова. Чаще всего форма приветствия состояла из одного единственного, но всем понятного слова  – «здравствуйте».  И это так же значило, сто занятие началось.  Но сегодня была не пара, а –  экзамен. У Аси, и у всего потока первокурсников – это был их первый в Институте журналистики экзамен. Известная древняя мудрость глоссит, - «как кораблик назовёшь, так он и поплывёт». И потому этот день был ещё и началом пути, который называется – профессией.
Перед тем, как пригласить студентов тянуть билеты, Ангелина Александровна выступила с очень высокопарной вступительной речью, показывая тем самым пример, как  должен звучать ответ на вопросы билета.
- Искусство красноречия в том, - начала она, - чтобы уметь отвечать на вопросы красиво и правильно, ведь от этого зависит, что о вас подумает сразу – один человек, потом – второй, а там где есть мысль уже двоих – это переходит в мнение. Это всё потому, что два человека – это – люди, а люди – синоним слова – общество. Любое общество начинается с общения, т.е. – слов, которые оно употребляет. И, потому, когда мы говорим слова, мы должны ими владеть. Владеть словом – это значит знать его историю. Всё, что я теперь сказала, – это только начало пути к слову. И всегда помните, что слова, это власть. Власть – сила, которая управляет вами: каждым – в отдельности, и обществом, – т.е. вами вместе. Если вы владеете словом – власть принадлежит, вам. А если не владеете своим словом, то власть над вами принадлежит тому, кто им, словом, владеет. На экзамене мне хочется слышать, как вы владеете своим словом. И сегодня я готова оценить ваше искусство красноречия. Подходите и тяните карту своей судьбы. – Такими красивыми словами Ангелина Александровна предложила студентам выбрать себе билет.
Асе попался очень хороший билет, который содержал две достойные и глубокие темы:
• Происхождение и культура слов вежливости.
• Искусство красноречия – это обладание словом.
Десять минут Ася чертила схему ответа. К первому вопросу она на первое место вывела вступление, которое обозначила вопросом – «Почему нужно интересоваться этимологией, как наукой? Дальше – она выписала в столбик те слова, над которыми ей хотелось бы по рассуждать: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «прекрасных снов», «извини», «прости».
Схема ответа на второй вопрос вмещала только одну фразу  в кавычках – «Это мой ответ на первый вопрос». И в скобках было ещё одно слово – (Отметки).
Когда Ася была готова, сделать экскурсию по своей загадочной стране слов с помощью изобретённой ею только что карты. Она встала и сказала:
- Я готова приступить к испытаниям.
- Правда? – Удивилась Ангелина Александровна.- Что именно, Вы, Ася именуете испытанием?
- Это – вопросы, при помощи которых, я буду извлекать своё мировоззрение, превращая его в слова, и делая его тем самым, доступным для окружающих. И, именно от моего искусства красноречия зависит, буду ли я понята людьми, которые меня окружают.
- Что ж? Мне бы очень хотелось Вас понять и потому я Вас слушаю.
- Я бы хотела начать свой ответ на первый вопрос с вопроса: «Почему нужно интересоваться этимологией, как наукой?». Человеку, который хочет научиться владеть своим словом, просто необходимо знать их происхождение. Как не странно мы снова встретимся с вопросом: «А почему же не достаточно знать, что обозначает слово?». Но ведь слово – это, как целый отдельный мир, который можно сравнить разве что только с миром человека. Но вот скажите, мы разве можем познать человека – не зная его истории: кто он такой? Откуда он? Где его корни? И где та яблоня, на которой висело его яблоко? Мы его совершенно не знаем, но нам с ним хочется подружиться, мы хотим, чтобы этот человек прислушивался к нам, уважал наше мнение, мы хотим, чтобы он понимал наше слово, мы даже хотим этим человеком управлять, заполучить его себе. Но как можно предугадать, - нужен ли тебе именно этот человек? – Ведь мы его совершенно не знаем? И как можно знать, какие слова способны правильно обозначить твои желания? Какие слова правильно призывают людей к действию? Слово – это как яд. В правильном использовании – это твоё спасение, а если же – нет? Тогда – смерть. И здесь уже нет места на ошибку. Человек – владеющий словом – это, как будто бы врач. Доктор никогда не имеет права на ошибку, ведь в его руках судьба другого человека, и он не вправе ей распоряжаться.
- Но все ли должны быть врачами? Кто же тогда будет их пациентами?
- Вы правы. Врачей гораздо меньше, чем тех, кто нуждается в их услугах. Но, каждый человек должен быть хотя бы минимально образован, чтобы понимать, как лечить насморк, как снять головную боль, в конце-то концов, он должен знать, как правильно объяснить, что ему болит. И потому историю слов вежливости должны знать все. Начнём со слова, которым начинается каждый Божий день - «здравствуйте». Не сложно догадаться, что человек, который его говорит, - желает тому или тем, кому оно адресовано – здравия, здоровья. Вот и Вы, сегодня пожелали нам здоровья, ведь если человек нездоров, то его нужно лечить, больной человек нетрудоспособен. И если вдруг больной человек, не излечившись, пытается, что-то делать вопреки своей болезни, то он способен  причинить только вред и себе и своему окружению. Ждать от больного человека пользу, а тем более - результат – бессмысленно. Второй же частью приветствия «юные дарования» вы дали каждому из присутствующих, возможность поверить в себя, Вы поверили в то, что в аудитории у каждого есть дар обладать словом, владеть им, а иначе – мы бы не учились в Институте журналистики. А когда в человека верят, он готов поверить в себя и докопаться до истины.
- Что значит вера?
-  Вера — признание чего-либо истинным! Она  не требует фактов, логики… Вера эта сила твоего внутреннего я, которое формирует твои убеждения, и именно убеждения определяют твои поступки, суждения, выводят формулу норм, а именно от норм зависит твоё поведение и отношение к обществу. Русское слово «вера» имеет глубокие корни – старославянское – «в;ра», которое в свою очередь является формой про- индоевропейского прилагательного «w;ros», древне- восточно -немецкое « w;r», что в переводе значило –  «правдивый, верный», древне- ирландское «f;r» - «правдивый, истинный», латинский – «v;rus» -  «истинный, правдивый».
- Скажите, Ася, а Вы так хорошо знаете этимологию каждого слова?
- Этимологию, каждого слова знать невозможно. На нашем курсе «живой энциклопедией» называют Тараса Внуковского, но даже он не знает всего. А, не уходя от ответа на Ваш вопрос, я признаюсь, что это единственное слово, семантику которого я изучила досконально.
- И на то есть причина, я полагаю?
- Да, потому, что в итоге каждого слова – это истина, а истина – это то, во что ты сам искренне веришь! И нельзя никого научить считать, что-либо истинным, пока человек в это не захочет, или не сможет поверить. А Вы, Ангелина Александровна, в нас сегодня поверили. И потому я искренне Вам, за себя, говорю - «спасибо». А это ещё одно главное слово в жизни человека. С помощью толкового словаря Господина Даля, можно понять, что первоначально, благодарность человека звучала словосочетанием «Спаси Бог!». Слова "спасибо" раньше не существовало в русском языке, а были более искренние формы  «Спаси Боже», «Храни Господь», «Благодарю». И эти слова, которые человек говорил в знак благодарности, означали пожелания истинного добра, заботы о тебе Бога. Теперь же – «спасибо» - это абстрактное выражение признательности, сокращение – ради упрощения в употреблении или же сокращение словосочетание в слово по какой-то другой причине. Ведь человеку главное – найти причину, оправдание своему поступку. Наш век, получается, быстрый на столько, что мы даже не успеваем отблагодарить должным образом?  Так какой же благодарности мы можем требовать взамен? И главное, – от кого ждать благодарности, если нас не научили благодарить? А ведь, как красиво звучала благодарность ранее – «награди тебя Бог», «благодарю», «благодарствую». Человек слышит – «дарю благо», «дарствую благо».  Он слышит и верит, что буден вознаграждён за свои хорошие деяния, ему хочется их совершать дальше. И чем больше, ты делаешь добра, тем чаще тебе говорят – «спаси Бог». И Он – Всевышний, обязательно услышит. Ведь когда звучит «Спаси Бог» - это голос одного человека, который обращается ко Всевышнему. Если голос звучит редко, то он очень тихий, слабый, а когда он звучит каждый день, а то и по несколько раз в день, то к Всевышнему обращается не голос, а – многоголосье, которое называют зовом. Но зов это то, что обязательно Господь слышит.
И вот послушайте, как хорошо и интересно связано слово «спасибо» со словом «пожалуйста». В основе слова «пожалуйста» - лежит обещание отблагодарить.  Само слово образовано от глагола «пожалуй», с помощью усиливающей частицы «-ста», которую используют, как сокращение глагола «стать». А исходное «пожалуй», -  появилось, очевидно, из «пожалую» - т.е. «отблагодарю»,  формы первого лица, единственного числа – от «пожаловать». А древнерусское «жаловати», означало «любить», буквально – «дарить что-либо из любви без правового основания». И, потому, можно сейчас говорить о том, что «пожалую», и более позднее, – «пожалуйста», означали «дарю, потому что люблю». Наверное, частица «пожалуйста»  -  далеко не всегда употреблялась в качестве ответа на благодарность, и, в таком случае, -  «пожалуй», а в его корне – глагол повелительного наклонения, изъясняет просьбу, просил –  «подари, если любишь».
И вот именно потому, очень важно знать всё об этом слове. Ведь, когда я говорю «пожалуйста», как ответ на «спасибо», я имею в виду – дарю, потому что люблю. А когда я выражаю уже просьбу словом «пожалуйста», то я говорю – подари, если любишь. И, в зависимости от того, что я хочу сказать словом «пожалуйста», я должна правильно сделать акцент интонацией. – На этих словах Ася несколько раз продемонстрировала, как будет звучать слово в разных интонациях. После чего, добавила. – А вот, когда не знаешь, как и почему должно звучать это слово, то, как же можно его применять по значению?
- Почему же так важно слово применять по его значению?
- Вы сразу же, Ангелина Александровна, первым словом вопроса подсказали мне на него ответ. Прозвучавшее слово «почему?» - Это очень коварный вопрос, но это именно тот вопрос, состоящий из одного слова, который закладывает фундамент восприятия мира человеком и это тот вопрос, который выкрывает пустоту слова. Ведь посмотрите, если ты что-то утверждаешь и пытаешься навязать человеку своё мнение, свою правду, а тебе зададут вопрос «Почему?» и ты на него не ответишь. То нет в твоих словах правды – они пустые. А пустые слова никому не нужны. И если ты хочешь, за собой повести целый народ, то знай ответ на каждое его «Почему?»
- Но, а почему же тогда этот вопрос, состоящий из одного единственного слова, закладывает фундамент восприятия мира человеком? – Хитро прищурила свои глаза Ангелина Александровна.
- Потому, что каждый человек начинает свой жизненный путь ребёнком. И первый, и самый любимый вопрос ребёнка это - «Почему?». И этот вопрос, по сути, является главным вопросом в жизни человека, потому что именно он формирует мировоззрение. Первоначально человек рождается очень светлым и чистым. И чист он до тех пор, пока мы его не научим говорить. Мы можем его воспитать светлым человекам – отвечая на все его «почему?» - искренне и честно, а можем сделать из него чёрного человека – научить лгать. Ложь – родит все человеческие покори, а искренность – учит быть благодарным. И в зависимости от того, в каком обществе мы хотим жить, через двадцать лет – мы должны сделать выбор.
- А Вы, Ася, считаете, что лгать учат в детстве?
- Естественно. Ведь, по началу, мы информацию впитываем, вбираем в себя, и приходит момент, когда сосуд нашей памяти  наполняется и тогда мы начинаем от туда изымать живительную влагу, пользоваться накопленными знаниями. Понятно же, что человеческая память – ограничена. И потому, мы наполняем её здравомыслием или она наполняется сама, но уже тем, чем придётся.
- Что является ложью?
- Ложь это то, что не истина.
-  А как узнать тебе говорит человек истину или лжёт?
- Ну, обычно, человек лжёт с какой-то выгодой для себя. Он обычно говорит в таких случаях, ты должна поверить, ты должна это сделать, так надо. Но на всё это есть один вопрос – «почему?», или же «зачем?». Если тебе ответят на твоё, конечное «почему»? И ты в это захочешь поверить, то это и есть – истина. Ведь истина это то, во что человеку хочется верить.
- Но дети верят всему, и потому – для них самая первая информация, – это и есть истина – они в неё верят.
- Я и говорю, что каждое новое поколение только через двадцать лет узнает, чем наполняло свои сосуды – истиной или ложью?  И истина, и ложь, это слова, а поля, куда попадают эти семена – головы детей, а точнее – их разум. Если мы каждый год сеяли истину, то когда придёт время собирать урожай – мы будем довольны своей работой. А вот если мы сеяли ложь или оставляли поля незасеянными, то человек, нет – люди этой страны, останутся голодными, у них не будет урожая. И мне кажется, что голод – отец порока и греха, а ложь – это то, что множит эти пороки. И зачем же сетовать на времена, если время над нами не властно, просто – власть мы растили не теми семенами? Слово – это ещё и оружие. И так страшно, когда это оружие оказывается в руках твоего врага.
- И как же сеять истину?
- Нам надо на каждый вопрос ребёнка отвечать правду.  С ребёнком всегда нужно быть искренним и не оставлять его наедине с его вопросами, даже если их порою много. Но с каждым днём их будет становится всё меньше. И ваш сосуд будет наполнятся истиной.
- А если Вы на самом деле не знаете ответ на вопрос, то, как быть?
- Вам нужно найти ответ самому или знать человека, который ответит. Ими должны быть учителя в школе.
- А разве учитель обязан всё знать.
- Он обязан знать свой предмет истинно – в совершенстве. Владеть каждым его словом. Иначе, что же это за учитель, когда ему нечему учить ученика? Но ведь не секрет, что хороший учитель учит своего ученика, а тот учит его быть учителем.
- Мне интересна вторая часть Вашего, Ася, утверждения: как ученик учит учителя?
- Своими вопросами «почему?» и «зачем?». Если учитель не развивается, он скоро на многие из вопросов не будет знать ответы, но ему же стыдно не знать ответ на вопрос ученика и потому он растёт вместе с ним. А если вдруг не знает, как ответить на тот или иной вопрос, то он будет искать ответ. Когда человек в вечном поиске – он развивается – значит движется. И только движение можно назвать жизнью, а если человек топчется на одном месте, то он живёт мёртвым. От туда и пошло выражение: «движение – это жизнь» или по крайне мере оно сюда, как нельзя кстати.
- Мы с Вами, Ася, красноречиво ведём предметную беседу не так мало времени, и я хочу Вас спросить, а есть ли такой вопрос, на который Вы бы сегодня не смогли ответить ребёнку?
- Такой вопрос есть, я сама, ещё со своего детства, на него не могу получить ответ.
- Почему?
- На этот вопрос или лгут, или не знают ответа.
- И что это за вопрос?
- Откуда взялся Создатель?
- Знаете, Ася, я тоже не знаю ответа на этот вопрос, но я знаю, как на него ответить, чтобы он перестал мучить  ребёнка. Я, как Ваш преподаватель, хочу Вам передать этот ключ от «вечного вопроса». И  у меня на это есть полное право. И потому, если следующий раз, Вам ребёнок задаст этот вопрос, то Вы присядьте рядом с ним, посмотрите ему прямо в глаза и искренне признайтесь  – моё светлое дитя, никогда не спрашивай, откуда взялся Создатель, потому что на этот вопрос тебе не ответит даже он.
- Спаси Вас Бог, Ангелина Александровна.
- Дарю, потому что люблю. Но я так же вижу, что есть и другие слова, о которых Вы бы хотели ещё поговорить.
- На самом деле слов вежливости не так и много и все они исполняют только три наши пожелания: это – пожелать чего-то доброго другому, попросить чего-то доброго себе и поблагодарить за доброту. В природе существует закон – чтобы что-то взять одной рукой, нужно туда положить двумя. И, чтобы мы не думали, о том, что это является несправедливым законом, всё отрегулировано возможностями предоставленными человеку. И прежде, чем попросить человека о чем-нибудь для себя, мы должны сперва пожелать ему добра, а потом, сделать что-то, чтобы он нам пожелал, чего-то доброго. Но мы всегда должны помнить об искренности своих побуждений, дабы не пришлось пожинать плоды лжи. И потому не стоит говорить тех слов, в искренности которых, ты тем часом сомневаешься. Вот, например, как можно говорить «приятного аппетита», если семантика слова «аппетит» противоречит такому пожеланию. Аппетит – происходит от латинского appetitus – стремление, желание – ощущение связанное с потребностью к пище, а также физиологический механизм, регулирующий поступление в организм пищевых веществ. И потому, как аппетит может быть приятным – он или есть, или его нет. Но, а вдруг вам очень хочется, сказать доброе слово во время еды? Я думала над этим вопросом и меня осенила идея. В нашем белорусском языке есть словосочетание к этой теме «смачна есці», что в буквальном переводе звучит «вкусно поесть», но почему же нельзя позаимствовать это выражение – если оно звучит?
- Нужно всегда начинать с себя. Ведь Вы же, Ася – сеятель.
- Это верно. Есть и другие пожелания, которые я и начинаю с себя. О чём будет мой следующий  пример. Каждый день начинается с того, что мы желаем здравия всем окружающим, а заканчивается тем, что мы желаем своим любимым людям «доброй ночи».  Есть синонимы этого пожелания «спокойной ночи», «приятных снов». Но вот все эти три варианта, если вдуматься в их искренность, то не совсем полно выражают моё пожелание. И потому я желаю всем «прекрасных снов».
- Почему именно «прекрасных»?
- Потому, что сон – это сказка, а сказка – это чудо. И если всё таки окажется, что жизнь это не чудо, так пусть же хоть сны будут, как чудеса. Ведь сон, как чудо — это событие, которое не подвластно человеку и потому я желаю, чтобы сверх- сила меня услышала и сотворила человеку сказку.
- Но сон, это то, что с человек не происходит по-настоящему.
- Как же?! Ведь Вы же спите по-настоящему! Значит, это с Вами происходит! Но, чтобы ничто не могло омрачить сказку, никогда не отправляйтесь ко сну пока всех не простите и не попросите сами прощение, если обидели кого-то. Потому, что когда вы проснётесь, – начнётся уже новая история вашего нового дня и её нужно начинать с чистого листа, а как можно не запятнать этот лист – если текут ваши чернила? Но, чтобы прощение было искренним, нужно подобрать правильное слово. Все знают два слова о прошении прощения – «извини» и «прости». В толковых словарях  их ставят в ряд близких синонимов. Однако, первоначальный  смысл слов "извините" и "простите" очень разнится: можно признавать себя виновным  и извиниться, но при этом не попросить прощения, а можно и наоборот - попросить прощения, не признавая своей вины. Всё это объясняется этимологическим различием между этими словами. Ближайшая история слова "извиниться": древнерусское "извинитися", "провиниться", извиняюсь, первоначально - "я виноват", "прошу прощения, извините". От слова - "вина". И потому «извините» - это язык сервиса и запретов, а также светского этикета: мол, извините за неудобство, извините, я не понимаю, извините, погорячился, извините за опоздание, мои извинения. Получается, что «извините» - это не просьба о прощении. Это всего лишь значит: не поставьте в вину. Приставка «из», при образовании глаголов обозначает, в частности, извлечение изнутри. И если задуматься  над общим смыслом слова «извинять» - буквально означает: Из вины изъять, от вины избавить, вину извинить. Это просто желание провинившегося  избавиться, отделаться от чувства проступка, получить формальное право извлечь его из совести и забыть, освободиться, не напрягаясь и не изменяясь внутренне. Извинить - не значит простить. А извиниться - не значит раскаяться.
А вот этимология слова "прощать": древнерусское "проща", "прощение грехов", "чудесное исцеление". Из prostiёa - "избавление", от слова рrоstъ - "простой". Когда в Древней Руси говорили "простити", то тем самым просили об исцелении.  У слова «простить» есть ещё и определенная  фонетическая, и смысловая связь - со словами "простой", "просто". Когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, то есть теряют свою простоту и ясность: они не могут просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда произносят слово "прости", это значит, они пытаются вернуть ту простоту, которую утратили в отношениях. И избавится от боли и груза, которая мешает им  смотреть друг другу в глаза. Получается, что простить - это значит понять и принять. Но это очень сложно – понять и принять, а ещё сложнее попросить прощения – так говорят люди.
- А что труднее Вам, Ася – простить, или попросить прощение? И почему – так говорят люди?
- Я всё всегда всем прощаю, освобождая этим себя от огромного груза. Зачем же мне помнить чужие грехи, если у меня своих хватает? Просить прощение – это только первый раз кажется трудным, пока ты не узнаешь, о том чувстве свободы, которое тебе дарит покаяние. А что значит «так говорят люди». Я люблю слова, очень искренне люблю каждое красивое слово. И потому, когда любишь что-то или кого-то, то ты не можешь понять, как это что-то или кого-то не могут точно так же любить все остальные.
- Ася, я вижу, что схема ответа на второй вопрос по билету. У Вас очень лаконичная.
- Мой следующий вопрос звучит так: «Искусство красноречия – это обладание словом». А ответ на него я обозначила одним предложением -  «Это мой ответ на первый вопрос». И в скобках ещё одно слово – (Отметки). Мне кажется, как можно говорить о красноречии, если ты не владеешь словом? Но я же не могу сама себя оценить – ведь, правда? Так как мне тогда  понять – владею ли я словом – если – право оценивать себя, человеку никто не давал?
- А кто имеет право оценивать?
- Сейчас этим правом обладаете Вы. Потому, что Вы – мой преподаватель. Но вот, что значит обладать этим правом? - У меня есть некоторые мысли по этому вопросу.
- Очень интересно. Я с удовольствием послушаю.
- Чтобы понять, для чего нужно что-то или кого-то оценивать, нужно вдуматься в определение слова «отме;тка» или синонимичного ему – «оценка». Отметка  в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. Получается, что оценка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.  Вот именно по этим, вышеназванным причинам, так важно тому, кто оценивает, быть свободным от своей предвзятости и быть оптимально справедливым. Этот «ценитель» во время того, когда берёт на себя право оценивать, взваливает на себя груз ответственности за последствия установленной планки социальной ориентированности общества, планки образования и культуры социума в котором и происходит этот процесс – называемый экзаменом или испытанием.
- А на что ориентироваться в первую очередь должен преподаватель, чтобы оценить студента?
- Мне кажется, что на семантику самих отметок. Начнём с плохих и возьмём сразу две: двойку и тройку. В скобках –  напротив каждой оценки, идёт её расшифровка. Два бала – «неудовлетворительно», три бала – «удовлетворительно». Наш любимый вопрос «почему?».  Тут достаточно сказать, что «удовлетворительно», как оценка знаний пришло от глагола «удовлетворять». А в любом современном словаре, когда вы начнёте знакомиться с семантикой этого глагола, то достаточно будет прочесть первую строчку характеристики –  «удовлетворять – глагол, несовершенный вид»… - этого уже почти достаточно, а уже дальше, - в графе «семантические свойства» - найдёте продолжение объяснения, - когда увидите первое значение слова –  «глагол «удовлетворять»  -  это значит 1. «- исполнять чьи-либо требования, желания, задачи». Т.е. – если ученик хоть как, но справился с задачей – удовлетворил минимально требования, которые выставил учитель, то его уже можно оценить, но только «удовлетворительно». Об оценке «неудовлетворительно» - вопрос автоматически отпадает, так как ответ на него уже сформирован.
А дальше идёт отметка – четыре, которая расшифровывается как – «хорошо». Признаюсь, я не нашла конкретного ответа на вопрос откуда появилась такая отметка и потому изобрела свой. Мне кажется, что хорошо, это от слова хор, т.е. – на уровне со всеми, и готов выступить с хором, но не солировать. Солировать должен человек с отличительным признаком, и вот тогда – становится понятной отметка пять – «отлично». Первое, что приходит на ум, когда думаешь о том, кто такой отличник – человек, отличающийся от массы, имеет какое-то отличие от других.   Этимология этого слова богатая: происходит от существительного «отличие», далее от слова – «лик», где есть праславянские формы, от которой в числе прочего произошли: «ликъ»  - со смысловой нагрузкой – «изображение, икона», а болгарское «лик» - уже говорит о «картине; цвете лица», сербохорватское  «ли;к» - «лицо, форма, образ». Получается, что оценивая ученика на отлично, ты готов узнать его лицо среди прочих. И если ученик написала сочинение на отлично, то из ста безымянных сочинений, учитель просто обязан узнать его, если не по стилю письма, то по почерку. Но, а если учитель не узнаёт своего отличника, то учитель солгал, оценив его на «отлично». И что ещё интересно в отметке «отлично», это ряд – сопровождающих её синонимов – «великолепно», «превосходно», «прекрасно». А ведь здесь немного приукрашено. Потому как – «Великолепно!» - выражает наш искренний восторг.  Другими словами это будет звучать – «Роскошно!», «Богато!», а переносное значение этого слова, ещё раз подтверждает правоту моего понимания слова «великолепно» – «что-либо значительное, выдающееся по своим внутренним достоинствам» и употребляется это переносное значение, когда речь идёт о душе, о таланте. Конечно, мне любопытно знать, а задумывались ли над этим «оценочным вопросом», те, кому дали право ценить, оценивать, те кто устанавливают эту самую планку, которая регулирует уровень образования и культуры народа? И много ли у нас настоящих отличников и уж тем более наставников?
- Великолепно! Но, прошу прощения, ведь установленная шкала отметок, ограничивает мою искренность в передаче уровня Ваших знаний. И потому – «отлично». Но, Вы должны знать, Ася, что ваш подчерк, и уж тем более, стиль письма, я узнаю всегда – не в зависимости от времени, ведь Вы очень правильно сказали, что мы не зависим от времени, всё зависит лишь от того, как мы его используем.


Рецензии