Краеугольный камень искусства

Многие гении, умеющие во всем слышать музыку, видеть красоту линий и образов, понимать истоки человеческих побуждений, уже с рождения прописаны в бессмертной стране искусства. Наверное, поэтому они до конца и не понимают тех, для кого даже кратковременное пребывание на этой благословенной территории является сказочной мечтой. Например, я уважаю королеву Великобритании Елизавету II. Для меня это образец честного монарха, любящего свой народ. Я получил от королевы в подарок ее портрет и мечтаю выпить в ее присутствии чашку чая,  однако на большее не претендую. А ведь есть люди, для которых корифеи искусства гораздо важнее, чем любая английская королева.
Простым смертным трудно представить себя равными небожителям, так же как мне, например, трудно представить, о чем бы я мог дискутировать с Андреем Тарковским. Приходится реально соизмерять свои возможности и не бередить напрасными фантазиями собственную душу.
Гении взирают на окружающих через особую призму творчества. Им даже кажется, что их произведения могут перевоспитать людей – сделать чище и благороднее. Но они забывают, что являются гуру лишь для своих восторженных почитателей, но не для всего человечества. Литература, музыка, живопись, театр и кино, безусловно, влияют на чувства, заставляют нас восторгаться и ненавидеть. Вполне вероятно, что без художественного творчества жизнь на земле стала бы похожа на каменистую пустыню, но… если бы искусство и красота действительно могли спасти мир! Недаром подобное утверждение Федор Достоевский вложил в уста 17-летнего Ипполита Терентьева, одного из героев «Идиота». Сам же писатель понимал: все гораздо сложнее.
Как быть, если даже у всех диктаторов (включая и нацистских лидеров) были свои любимые композиторы, писатели и художники. Получается, что творчески одаренные личности, наделенные гениальностью свыше, использовали ее не для исправления своих земных хозяев – больших подлецов, а для восхваления и укрепления их власти. Одни делали это из страха, другие из-за материального благополучия, а кто-то руководствовался сугубо личными причинами (ненавистью или завистью к другим). Конечно, теоретически все это можно объяснить, но все же…
Почему они это делали? Как совместить земное с божественным, мещанские желания с гигантскими космическими прозрениями. Видимо, точный ответ на эти вопросы можно получить лишь покинув Землю. Тех же, кто отказывал тирану и мог смело заявить, что «его поэзия – не флюгер», всегда ждали большие неприятности. И только безжалостное время все расставляло на свои места. Однако при этом и настоящие, и мнимые гении часто исчезали из памяти человечества.
Раз в мире существует добро и зло, каждый творец должен сделать свой собственный выбор. И чем большим талантом он обладает, тем большую ответственность несет за принятое решение. Наглядным примером здесь может служить жизнь одного из самых крупных русско-советских писателей, родоначальника соцреализма в литературе Максима Горького, о котором до сих пор не утихают споры между представителями творческой интеллигенции. Некоторые  обвиняют создателя «гордого буревестника» в приспособленчестве, в желании получить спокойную и безбедную жизнь в обмен на выраженную лояльность к Советской власти.
Известно, что писатель не всегда был согласен с методами большевиков. Зная об уничтожении свободы слова и бессмысленных арестах, он рассорился с Лениным, с которым дружил много лет и считал его Человеком с большой буквы. Тем не менее в определенный момент писатель поддерживал действия властей, которые порицались многими представителями оппозиции и зарубежной творческой интеллигенции. 
Подобные нападки отвергают те, кто считает, что Горький на самом деле верил в создание социально совершенного государства. Ему казалось, что при социализме не будет пороков царизма – люди будут жить по справедливым законам. Писатель говорил: «В карете прошлого далеко не уедешь». Естественно, что грандиозная задача построения нового общества не может быть решена без ущемления прав тех, кто этому противится. Поэтому и приходится жертвовать тысячами врагов ради светлого будущего, убеждал себя «глашатай пролетариата». В 1932 году Горький написал письмо первому заместителю председателя ОГПУ Генриху Ягоде, в котором изложил свое отношение к врагам революции:
«Классовая ненависть должна культивироваться путем органического отторжения врага как низшего существа. Я глубоко убежден, что враг – существо низшего порядка, дегенерат как в физическом, так и в моральном отношении».
Максиму Горькому принадлежит и печально знаменитый тезис: «Если враг не сдается – его уничтожают». Идею пролетарского писателя № 1 охотно взяли на вооружение сотрудники НКВД.
Кратко суммируя мнение о Горьком, замечу: правы и критики, и защитники писателя, но лишь отчасти. Хотя он и был противоречивым человеком, но слишком хорошо знал людей, чтобы оставаться наивным мечтателем. По моему мнению, одной из главных причин его активного сотрудничества с правящим режимом скорее всего была жажда власти и всеобщего восхищения. Знакомство с первыми лицами страны позволяло возвыситься не только над своими литературными поклонниками, но и над всеми собратьями по творческому цеху.
Недаром Сталин отмечал у Горького чрезмерное честолюбие и умело использовал эту черту. Провозглашенный в СССР самым значительным пролетарским писателем, Горький был обласкан властью: его произведения издавались огромными тиражами и в обязательном порядке изучались в школах. В честь автора Буревестника назвали самый большой советский самолет. Его имя носили улицы, театры, и даже город. Нижний Новгород был переименован в Горький. Такое безмерное почитание укрепляло в писателе ощущение собственной исключительности: он верил, что является духовным провидцем, самым главным инженером человеческих душ. Недаром за два дня до своей кончины Горький яростно спорил с Господом Богом во сне, о чем не преминул рассказать окружающим.
Глашатай социализма, видимо, забыл китайскую мудрость: «вода несет корабль, но вода может его и потопить». А все из-за того, что с какого-то времени его проникновенный писательский взгляд стал однобоким, выхватывал из разнообразного спектра жизни лишь то, что подтверждало его теории и умопостроения.
Умирал Максим Горький на даче в Горках, в окружении нескольких друзей и немногочисленных родственников. Общение простых людей и коллег-писателей с ним было сильно ограничено его «другом» Иосифом Сталиным. На фотографиях последнего периода жизни Горький выглядит сильно уставшим, одиноким человеком, которого совсем не радуют прелести жизни, какими его окружила «заботливая» власть. Наверное, он все-таки осознал, что был в чужой игре не ферзем, а пешкой.
Искусство – краеугольный камень для каждого: и для гения, и для его почитателя. Если человек видел, слышал, читал великие произведения искусства, восторгался, плакал, старался сделаться чище, а потом подличал, отрекался от собственных принципов в угоду сильных, то каждый раз он делал собственный выбор, который невозможно забыть и замаскировать. Именно поэтому подобное испытание искусством должно коснуться как можно большего количества людей. К сожалению, природу человека оно изменить не в состоянии, однако указывает нам верное направление, ставит простых смертных и великих правителей перед выбором: как жить, мыслить и поступать, после того как их душам были явлены Гармония и Красота. И чем дольше люди будут сохранять такие краеугольные камни искусства, тем большей свободой будут обладать. Именно поэтому диктаторы старательно уничтожают все великие произведения, которые могут поколебать их авторитет и власть.


Рецензии