Несбывшиеся проекты молодого скульптора

НА СНИМКЕ: Скульптура Эрнста Неизвестного «Первые крылья»

Во время работы над памятником Н.С. Хрущёву Эрнст Неизвестный рассказывал его сыну - Сергею Хрущёву:

«Эта история началась давно, я тогда еще учился в институте. В 1954 году объявили закрытый конкурс на монумент в память 300-летия воссоединения Украины с Россией. Место выделили на площади у Киевского вокзала, камень заложили. Это был первый и последний действительно объективный конкурс. Все работы были под девизами, и никто не знал истинных фамилий авторов. Я, студент третьего курса, его выиграл.

Вон на полке макет - "Бандурист". Твой отец видел фотографии макета. Он ему понравился, по крайней мере, ни слова против он не сказал. Все другие меня хвалили, а в газетах писали: победитель - бывший фронтовик, студент. И, тем не менее, его не поставили и никогда не поставят. Предлоги были самые объективные: то средства не выделили, то бензина нет, то камня, то экскаватор сломался. Правда же была в другом.

Я хотел вступить тогда в московское отделение Союза. Все были "за", меня приняли. И тут же вежливо отвели в сторону и стали объяснять правила жизни: "У скульпторов гонорары очень высокие, жить можно хорошо. У нас существует некая неофициальная, конечно, очередь. Сегодня вы выиграли, завтра - другой. Этим правилам мы все следуем и вам советуем". Я был молодой, горячий. Послал их: "Надо честно соревноваться, я же всех вас талантом одолею!" Мои собеседники посмеялись: посмотрим-де, но предупредили: "Без нас путь в большое искусство тебе заказан".

К сожалению, они знали, что говорили. Ни одной моей работы в Москве не поставили: ни "Бандуриста" у Киевского вокзала, ни "Крылья" на площади перед Военно-воздушной академией Жуковского, ни "Строителя Кремля".

[Строитель Кремля – это Фёдор Савельевич Конь, выдающий русский зодчий эпохи царей Ивана Грозного – Бориса Годунова, строитель крепостных сооружений и храмов, построившего в Москве каменные стены и башни Белого города Москвы (1585—1593; по линии нынешних бульваров; мощные городские стены Смоленска (1596—1602); ансамбль Пафнутьева монастыря в Боровске; ансамбль Болдинского монастыря под Дорогобужем. Некоторые историки считают, что он построил в Смоленске Кремль.МК]

А ведь были постановления правительства, мощнейшая поддержка сверху. "Строителем Кремля" лично Шепилов занимался [В 1955-1957 гг. кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС. В 1957 г. был смещён со всех постов.. МК]. Но опять - то нет цемента, то камня, то рабочих. Время протянули, и можно списать. Все забыли о старых решениях».

Так что, не были поставлены памятники -  ни «Бандуристу», ни «Строителю Кремля», ни «Первых крыльев», как не было поручено построить Памятник победы победителю конкурса Эрнсту Неизвестному.

Сам он говорит об этом так:

"Последний пример. Несколько лет назад я выиграл конкурс на сооружение мемориала на Поклонной горе в честь Победы над фашизмом, было несколько туров. За меня выступали и общественность, и генералы, и даже Моссовет. Против - только мои собратья-художники. И чем все кончилось? Мемориал даже не начали строить".

Продолжение следует:


Рецензии