Десять важнейших картин в истории Прерафаэлитов
«Благовещение» Данте Габриеля Россетти – одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии Братства – показывать жизнь такой, какая она есть. Одна из главных особенностей их идеологии - увидеть красоту и смысл в любом моменте, ведь жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашения, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, ей не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами – видит правду. И Прерафаэлиты смотрят именно сердцем. Дева Мария показана здесь простой девушкой, - не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивлённой, немного испуганной, - и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашённого, тайного.
«Светоч мира» Уильяма Холмана Ханта главенствует среди его религиозных произведений. Поиски истины и смысла неизбежно однажды приводят человека к попытке понять духовное, эту линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идёт в ночи и стучится к каждому в двери – кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет?
«Христос в родительском доме» Джона Миллеса – необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым обыкновенным человеком, когда ещё никто не знал о нём. Миллес изобразил символичный момент, когда мальчик-Христос поранился в мастерской гвоздём, и алая рана его – как прообраз распятия, предвестье будущих страданий. Взгляните в его лицо – простой ли он человек? Он обо всём уже знает, и художник с поразительным чувством показал это.
«Христос омывает ноги апостолу Петру» Форда Мэдокса Брауна – полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с глубоким психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной Вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподаёт один из последних уроков – и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.
«Беата Беатриче» или «Благословенная Беатриче» – посмертный портрет Элизабет Сиддал, ставшей к тому времени супругой Данте Габриеля Россетти, основоположника Братства Прерафаэлитов. Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею всё своё творчество. «Беата Беатриче» – вершина и память этой грустной истории любви, написанная, словно икона, но прославляющая реальную женщину.
«Апрельская любовь» Артура Хьюза относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились идеалы и стали узнаваемы – чистота душевная – в чертах лиц, поучительность сюжетов из античности, библейских времён и средневековья – в викторианской эпохе. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто теперь не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьёзны. Ведь здесь всё прямо наоборот.
«Леди Годива» Джона Колльера – настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идёт на унижение, показываясь в городе обнажённой. Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к её поступку. С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку - без вызывающей чувственности, но с преклонением перед её чистой красотой.
«Гилас и нимфы» Джона Уильяма Уотерхауса так же относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал. На этой картине он показан наиболее многогранно и полно – все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен как и сама суть искусства - увлекающего и манящего позабыть обо всём и сделать бесповоротный шаг.
«Прекрасная безжалостная дама» Фрэнка Дикси – полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его – вечная загадка, которой нет ответа. Скоро она ускользнёт, исчезнет навсегда, но сейчас она ещё с ним. Дикси удалось поймать мимолётное, увековечить чудо. Движение Прерафаэлитов угасло, но их прекрасные полотна, будто пойманные феи, остались с нами, в материальном мире.
2013, для "Афиши"
Свидетельство о публикации №213072500538
Подборка отражает скорее личные пристрастия автора, чем рассказывает о значении того или иного полотна.
Упомянуты действительно значимые - "Христос в родительском доме", "Светоч мира", "Офелия". Но странно что среди 10 значимых полотен не оказалось ни одного на социальную тему - внебрачных связей, незаконнорожденных детей. А ведь целью живописи прерафаэлитов (особенно братства, вдохновляемого идеями Джона Рескина) было спасать души своих современников и обличать пороки индустриального общества.
Не отражен и принцип "идти к природе с сердечной стойкостью" - ни в словах, ни в выбранных картинах. За исключением разве что "Офелии", впрочем, и тут автор не поведала читателям о том, что фон был создан на пленэре (в противоположность "кабинетной живописи" академистов).
"Прекрасная безжалостная дама" и "Леди Годива" - безусловно прекрасные работы, но это отнюдь не самые яркие и выдающиеся образцы живописи прерафаэлитов (тем более что принадлежат они перу художников, которых не всегда относят к этому направлению).
Текст - комментарии к картинам - вызывают недоумение. Ведь у многих из выбранных картин такая интересная история создания! Кое-где факты очень спорны. В частности Вы пишете об "Офелии"
"Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе – Элизабет Сиддал".
Почему будущей? Ведь Лиззи Сиддал впервые позировала для полотна Уолтера Деверелла "Двенадцатая ночь" в 1850 году, за несколько лет до шедевра Миллеса.
Далее вы пишете, что в "стиле Миллеса была тщательная проработка деталей" - это отчасти действительно тек, но все-таки характеристикабольше подходит его собрату Уильяму Холману Ханту.
Хочется пожелать Вам дальнейшего совершенствования и хороших интересных книг о прерафаэлитах.
С улыбками
Сандрин 25.08.2013 22:22 Заявить о нарушении
Лиз Сиддалл открыл для Прерафаэлитов действительно Деверелл, но для всего мира её открыли Миллес и Россетти, и я не считаю это ошибкой.
Про тщательную проработку деталей вы уже верите чужим словам скорее, чем собственным чувствам. Достаточно просмотреть несколько работ, и не вызывает сомнения кропотливость Миллеса во всём его стиле.
Екатерина Магнитогорцева 26.08.2013 11:15 Заявить о нарушении
Говоря о картинах на тему незаконнорожденных детей, я имею ввиду в первую очередь "Возьмите вашего сына, сэр" Форда Мэддокса Брауна - интересное полотно композицию (и идею) которого художник менял несколько раз. Ряд исследователей считает что это образ триумфального материнства - жена, протягивающая супругу долгожданного первенца. Но в картине (хотя она и не закончена) есть детали, которые говорят об обратном (это и расположение мужчины и женщины словно по разные стороны картины, и изможденное лицо рожаницы, бесстрастно протягивающей дитя отцу и другие). Об этом значении картины упоминается в энциклопедии И. Г. Мосина, и насколько я помню в одном из англоязычных исследований.
Касательно моих замечаний - я не говорю что все, что вы пишете неверно. Я говорю что это спорно. В частности фраза о Лиззи Сиддал неточно сформулирована (в том что ее как модель открыли Россетти и Миллес бесспорно).
Касательно техники Миллеса - я сделала такие выводы исходя из собственных наблюдений и прочитанных монографий. Тщательная проработка характерна в первую очередь для картин Миллеса, созданных в рамках прерафаэлитского братства. Возможно вы имели ввиду именно этот период его творчества? Потому что более поздние работы отличаются разнообразием стилистики. Со временем его манера письма становится все более академичной и несколько поверхностной (хотя все картины написаны с неизменным мастерством). Возьмем хотя бы "часы досуга" или "мою первую церемонию".
Но -повторюсь - возможно я снова неправильно поняла Вашу мысль.
Скажите, творчество прерафаэлитов входит в сферу ваших профессиональных интересов или же это просто увлечение? В любом случае рада найти единомышленника
Сандрин 26.08.2013 13:36 Заявить о нарушении