Десять важнейших картин в истории Прерафаэлитов

«Офелия» Джона Эверетта Миллеса – самая, пожалуй, известная картина прерафаэлитов. И не просто так. Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе – Элизабет  Сиддал, а Джон Миллес, в стиле которого была тщательная проработка деталей полотна, наилучшим образом сумел сочетать черты женского идеала и красоту английской природы, а также трагичность сюжета, которая отразилась и на всей истории жизни знаменитой натурщицы – мистическое повторение, питающее умы писателей даже в наше время.

«Благовещение» Данте Габриеля Россетти – одна из первых и известнейших работ в рамках идеологии Братства – показывать жизнь такой, какая она есть.  Одна из главных особенностей их идеологии - увидеть красоту и смысл в любом моменте, ведь жизнь загадочна и удивительна сама по себе, ей не нужны приукрашения, позы и пафос, привносимые разными стилями искусств, ей не нужна слепота реализма, ведь только тот, кто смотрит сердцем, а не глазами – видит правду. И Прерафаэлиты смотрят именно сердцем.  Дева  Мария показана здесь простой девушкой, - не с ритуальной торжественностью принимающей весть, а удивлённой, немного испуганной, - и сколько же в этой простоте возвышенного, неразглашённого, тайного.

«Светоч мира» Уильяма Холмана Ханта главенствует среди его религиозных произведений. Поиски истины и смысла неизбежно однажды приводят человека к попытке понять духовное, эту линию успешно развивает Хант в своих картинах. На этом полотне Христос идёт в ночи и стучится к каждому в двери – кто откроет ему? Кто готов увидеть этот свет? 

«Христос в родительском доме» Джона Миллеса – необычно проникновенный сюжет о детстве Христа. Христос был сыном плотника, простым обыкновенным человеком, когда ещё никто не знал о нём. Миллес изобразил символичный момент, когда мальчик-Христос поранился в мастерской гвоздём, и алая рана его – как прообраз распятия, предвестье будущих страданий. Взгляните в его лицо – простой ли он человек? Он обо всём уже знает, и художник с поразительным чувством показал это.

«Христос омывает ноги апостолу Петру» Форда Мэдокса Брауна – полотно уже о взрослой земной жизни Христа, написанное с глубоким психологизмом. Совершая омовение ног ученика перед началом Тайной Вечери, Великий испытывает любовь там, где другие боялись пережить унижение. Христос своим ученикам преподаёт один из последних уроков – и это урок смирения, отказа от собственной гордыни.

«Беата Беатриче» или «Благословенная Беатриче» – посмертный портрет  Элизабет Сиддал, ставшей к тому времени супругой Данте Габриеля Россетти, основоположника Братства Прерафаэлитов. Названный в честь Данте Алигьери, художник всю жизнь прожил под этой звездой, идеализируя свою любовь и наполняя ею всё своё творчество. «Беата Беатриче» – вершина и память этой грустной истории любви, написанная, словно икона, но прославляющая реальную женщину.

«Апрельская любовь» Артура Хьюза относится к картинам позднего прерафаэлитизма, когда уже сложились идеалы и стали узнаваемы – чистота душевная – в чертах лиц, поучительность сюжетов из античности, библейских времён и средневековья – в викторианской эпохе. Глубокие переживания юности и первой любви автор сумел передать так тонко, что никто теперь не скажет, что ранние чувства легкомысленны и несерьёзны. Ведь здесь всё прямо наоборот.

«Леди Годива» Джона Колльера – настоящий гимн непорочности и благочестию. Леди, пытающаяся защитить своих подданных перед жестоким мужем, сознательно идёт на унижение, показываясь в городе обнажённой. Но благодарный народ не выходит на улицы и наглухо закрывает ставни из уважения к её поступку. С таким же уважением художник изобразил эту прекрасную девушку - без вызывающей чувственности, но с преклонением перед её чистой красотой.

«Гилас и нимфы» Джона Уильяма Уотерхауса так же относится к позднему прерафаэлитизму. Уотерхаус не был первопроходцем, но сумел найти и создать свой особый идеал. На этой картине он показан наиболее многогранно и полно – все русалки, заманивающие юношу в глубину источника, написаны с одной девушки. Этот сюжет символичен как и сама суть искусства - увлекающего и манящего позабыть обо всём и сделать бесповоротный шаг.

«Прекрасная безжалостная дама» Фрэнка Дикси – полотно на ту же излюбленную романтиками тему недостижимого идеала. Фея, увлекающая рыцаря и оставляющая его – вечная загадка, которой нет ответа. Скоро она ускользнёт, исчезнет навсегда, но сейчас она ещё с ним. Дикси удалось поймать мимолётное, увековечить чудо. Движение Прерафаэлитов угасло, но их прекрасные полотна, будто пойманные феи, остались с нами, в материальном мире.

2013, для "Афиши"


Рецензии
Идея выделить десять важнейших картин, относящихся к направлению прерафаэлитизм прекрасна. Но исполнение - увы!
Подборка отражает скорее личные пристрастия автора, чем рассказывает о значении того или иного полотна.
Упомянуты действительно значимые - "Христос в родительском доме", "Светоч мира", "Офелия". Но странно что среди 10 значимых полотен не оказалось ни одного на социальную тему - внебрачных связей, незаконнорожденных детей. А ведь целью живописи прерафаэлитов (особенно братства, вдохновляемого идеями Джона Рескина) было спасать души своих современников и обличать пороки индустриального общества.
Не отражен и принцип "идти к природе с сердечной стойкостью" - ни в словах, ни в выбранных картинах. За исключением разве что "Офелии", впрочем, и тут автор не поведала читателям о том, что фон был создан на пленэре (в противоположность "кабинетной живописи" академистов).
"Прекрасная безжалостная дама" и "Леди Годива" - безусловно прекрасные работы, но это отнюдь не самые яркие и выдающиеся образцы живописи прерафаэлитов (тем более что принадлежат они перу художников, которых не всегда относят к этому направлению).

Текст - комментарии к картинам - вызывают недоумение. Ведь у многих из выбранных картин такая интересная история создания! Кое-где факты очень спорны. В частности Вы пишете об "Офелии"
"Идеал женской красоты, что искали все члены братства английских художников, воплотился в их будущей натурщице и музе – Элизабет Сиддал".
Почему будущей? Ведь Лиззи Сиддал впервые позировала для полотна Уолтера Деверелла "Двенадцатая ночь" в 1850 году, за несколько лет до шедевра Миллеса.
Далее вы пишете, что в "стиле Миллеса была тщательная проработка деталей" - это отчасти действительно тек, но все-таки характеристикабольше подходит его собрату Уильяму Холману Ханту.

Хочется пожелать Вам дальнейшего совершенствования и хороших интересных книг о прерафаэлитах.

С улыбками

Сандрин   25.08.2013 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо за советы. Обязательно приму во внимание. Но не соглашусь с некоторыми вашими выводами. Картины выбраны не по принципу личного пристрастия, если бы было так - здесь бы были описаны в основном другие работы, и их бы было больше. Из моих личных пристрастий здесь только "Христос в родительском доме" и "Беата Беатриче". Поэтому я действительно считаю эти работы наиболее значимыми, не только для своего времени, но и для истории. О направленности к природе ещё следует многое сказать, даже не только в этой статье. Но у этой статьи были заведомо ограниченные рамки, потому я не стремлюсь здесь рассказывать всю историю и установки братства, как и технические особенности, которые тем более не заданы темой. Но также по поводу отсутствия каких-то ожидаемых картин соглашусь - возможно, тема изобличения пороков индустриального общества меня попросту не цепляет, вы в этом оказались правы. Не встречала и ни одной картины про незаконнорожденных детей. Может, и вправду не интересовалась, но вы упомянули и возник вопрос. Может, подскажете примеры?
Лиз Сиддалл открыл для Прерафаэлитов действительно Деверелл, но для всего мира её открыли Миллес и Россетти, и я не считаю это ошибкой.
Про тщательную проработку деталей вы уже верите чужим словам скорее, чем собственным чувствам. Достаточно просмотреть несколько работ, и не вызывает сомнения кропотливость Миллеса во всём его стиле.

Екатерина Магнитогорцева   26.08.2013 11:15   Заявить о нарушении
И тем не менее, даже если рамки статьи ограничены, практически ни в одном описании не указано в чем именно состоит важность картины. Вот например та же "Прекрасная безжалостная дама"? Я редко касаюсь литературных сюжетов в творчестве прерафаэлитов и потому интересно было бы узнать. Правда, интересно :)
Говоря о картинах на тему незаконнорожденных детей, я имею ввиду в первую очередь "Возьмите вашего сына, сэр" Форда Мэддокса Брауна - интересное полотно композицию (и идею) которого художник менял несколько раз. Ряд исследователей считает что это образ триумфального материнства - жена, протягивающая супругу долгожданного первенца. Но в картине (хотя она и не закончена) есть детали, которые говорят об обратном (это и расположение мужчины и женщины словно по разные стороны картины, и изможденное лицо рожаницы, бесстрастно протягивающей дитя отцу и другие). Об этом значении картины упоминается в энциклопедии И. Г. Мосина, и насколько я помню в одном из англоязычных исследований.

Касательно моих замечаний - я не говорю что все, что вы пишете неверно. Я говорю что это спорно. В частности фраза о Лиззи Сиддал неточно сформулирована (в том что ее как модель открыли Россетти и Миллес бесспорно).

Касательно техники Миллеса - я сделала такие выводы исходя из собственных наблюдений и прочитанных монографий. Тщательная проработка характерна в первую очередь для картин Миллеса, созданных в рамках прерафаэлитского братства. Возможно вы имели ввиду именно этот период его творчества? Потому что более поздние работы отличаются разнообразием стилистики. Со временем его манера письма становится все более академичной и несколько поверхностной (хотя все картины написаны с неизменным мастерством). Возьмем хотя бы "часы досуга" или "мою первую церемонию".
Но -повторюсь - возможно я снова неправильно поняла Вашу мысль.

Скажите, творчество прерафаэлитов входит в сферу ваших профессиональных интересов или же это просто увлечение? В любом случае рада найти единомышленника

Сандрин   26.08.2013 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.