Арбузы

               

   Помогал Иван своему приятелю Семену и его отцу дяде Михаилу, на запряженной двумя лошадьми телеге, возить  сено с покоса на их сеновал.
   Под конец дня Семен и говорит Ивану:
   -Давай попросимся у моего отца, самим отвести коней в конюшню, а как будем идти в темноте назад мимо колхозной бахчи, то наберем арбузов.
   Иван, понятное дело, совсем не противился такому заманчивому предложению. Да и отец его приятеля на такую помощь ему охотно согласился.
   Взяли они потихоньку пустые мешки и поехали на конюшню. Там распрягли лошадей, сняв хомуты и вожжи. Всю сбрую умело повесили на крюки, вбитые в деревянные стены жилища лошадей, и уже собрались уходить. Тут конюх, хитро улыбнувшись, сказал им тихо, но внятно:
   - На бахчу, ребята, сегодня не ходите.                Те от неожиданности опешили: Как он догадался?
   -Нет, дядя, мы, ни о чем таком и не думали, да и никакой бахчи не знаем.
  А, он им свое:
  - Не ходите. Там сегодня дежурят председатель, его секретарша, объездчик, агроном и завхоз. Поймают, худо будет!
   И пошли мальчишки из конюшни, опустив свои вихрастые головы. По дороге прибодрились и свернули все-таки на бахчу. Решили просто попросить арбузик каждому. Не уж то честным ребятам не дадут?
   В бытность, когда поле с арбузами охранял дед Пахом, ребята частенько ходили к нему в гости, и тот радо  угощал их. Он долго выбирал самый лучший и большой арбуз, усаживал юных гостей кружком в своем, крытом соломой прохладном курене. Ставил на большое медное старинное блюдо, огромное полосатое круглое чудо с уже сухим хвостиком. Затем несколькими умелыми движениями с треском разваливал его на большущие розово-красные ломти с крупными черными косточками внутри и вертикально стоящей срединой без них, «баранчиком».
   Ребята, не ожидая команды своего благодетеля, бросались наперегонки хватать, мягко говоря, не мытыми руками, истекающие невероятно сладким соком куски побольше. Хотя, все было нарезано абсолютно одинаково.
   Дед  наблюдал за тем, как измученные войной и голодом подростки поглощали угощение и от души радовался, что хотя бы эти дети остались живы и здоровы.
  Огромные косточки сплевывали на старую холстину. Старый сторож строго за этим следил, ведь так он собирал семена самых лучших арбузов, для их посадки на следующий год.
   Насытившиеся до отвала этой земной амброзией, со щеками, руками и даже ушами вымазанными сладким сокам, ребята, поблагодарив деда Пахома за угощение, отяжелевшие покидали пределы бахчи. Они ложились в ближайшем ложке. Там они дремали, в сладкой неге полудня августовского дня, пытаясь растянуть и запомнить ощущение максимального наполнения желудка.
   Когда деда Пахома не стало, прекратились арбузные угощения, и приходилось решать этот вопрос как-то по- другому. Ну и решали. Как могли…
   Так вот, пришли мальчишки на место, когда совсем уж стемнело. Курень сторожа есть, а самого его нет, да и на поле никого.
    Ну, раз такое дело, решили времени даром не терять. По четыре штуки в каждый мешок положили, а вот пятые, никак не помещаются. Ну, что здесь сделаешь, взвалили каждый свой мешок с четырьмя арбузами, а пятый в руке и пошли домой.
   Вдруг Сенька и говорит:
   -Иван, иди впереди, я боюсь.
   -Чего это вдруг?
   -Там на краю поля объездчик лежит, нас ждет.
   -С чего это ты решил?
.  –Да, когда мы сюда шли, я его там заметил.
   _Ну, и чего же промолчал?
   _Ну, мы же арбузы просить шли.
   Вот, те на! Выгрузили мы все, что набрали прямо на землю, мешки спрятали под пиджаки. Иван и говорит другу:
   -Ну, иди теперь первым.
   -А, чего это я?
    -Ну, ведь ты же видел объездчика и знаешь, где он лежит.
И пришлось Семену действительно идти впереди.
   Подошли к краю бахчи. Иван и спрашивает:
   -Ну, и где он?
   -А, вот смотри.
   Направились к темному объекту в густой траве у самой межи. Ха! Да, ведь это же два перекотиполя зацепились друг за друга, вот Семен их в темноте за человека принял.
   Ребята возвращаются к сорванным ими арбузам, загрузили их в мешки и двинулись в сторону своей деревни вспотевшие, нервные, уставшие. Уже, за бахчей в первом же ложке присели чуть отдохнуть. Съели каждый по лишнему арбузу, заодно и умылись ими.      
   Рано утром вышли на наряд получить работу на день. Бригадир сделал всеет указания и говорит:
   -Голдыши! (это такое у них с Сенькой в деревне прозвище) Идите-ка ко мне.
   Мы и подошли.
   -Вы были вчерась на колхозной бахче? 
   -Неа, мы только лошадей привели в конюшню и сразу ушли домой.       
    -А, твоя кепка где, Иван? Ее там нашли!
   -Нет, дядь Илья, моя дома лежит, могу принести.
   -А, не врешь?
   -Нет.
   Он отвел Ивана в сторонку и опять спрашивает:
   -Так были, или нет? Никому не скажу.
   -Были. Но, только мы зашли на бахчу попросить по арбузу, но там никого не было. Вот и не у кого было спросить. Ну, не идти же домой с пустыми руками. Мы и взяли то два арбузика. Второго сорта. В логу за дорогой по одному съели и  по одному домой принесли, семью угостить. А, кепки наши дома.
   -Ну, ладно. Значит, кто-то еще на бахче был и в промасленной кепке. Видно трактористы…
   Через некоторое время встречает Ивана один ушлый сержант из летной части, находящейся, в двух километрах от деревни , в которой жил этот мальчишка и говорит:
   -Иван, ты, говорят большой специалист по бахчам?
   -Что Вы, дядя военный, было то всего один раз… на этой неделе.
   -Ну, а раньше?
   -Дак, то уже давно съедено да, забыто и арбузные корочки  нашей коровой подобраны. Чего там вспоминать…
   -Ну, вот, в ты все отнекиваешься. Такой, вот человек  как раз нам  и нужен.
   Иван лукаво:
   -Служить у вас летчиком?
   -Да нет, ты для этого еще слишком мал. А, повести моих солдат на бахчу, что бы те без шума набрали арбузов, можешь? Очень уж попробовать хочется!
_ -Ну, да,- подумал мальчишка, -Летать на боевых самолетах, еще мал, а воровать колхозное, так в самый раз!   И спрашивает:
   -А, сколько бойцов провести? Ведь много нельзя!
   -Да, четырех, не больше.
   -А, с ракетницы пострелять дадите?
   -Нет вопросов, конечно дадим.
   -Хочу десять разноцветных ракет.
   -Будет тебе десять разноцветных, только не обмани. Бойцы надеются. Не подведи меня, как командира…
   И вот на следующий вечер ведет Иван четверых солдат с мешками через высоченную кукурузу прямо на бахчу. Подошли почти к самому краю, затаились. Стали выяснять обстановку. Видят, у куреня целых семь сторожей. Вот это да! Тут не только арбузов набрать, самим бы уйти без неприятностей. Лежит, ждем, когда они подальше отойдут, а там что-то решим. Слышно, как деду Степану выпить предлагают и он похоже, согласился. Чуток времени прошло, говорят между собой:
   -А, дед то похоже уже готов. Пошли, ребята!
   Что за дела? Странная какая-то охрана.
Берут они мешки и идут в нашу сторону. Нагибаются. Ковыряются.
   -Э! Да, они, как и мы за арбузами пришли, вот деда и напоили.
   Набрали они большие чувалы арбузов и несут мимо нас в кукурузу. Наша команда замерла. Занесли те, свою тяжелую добычу в крайний ряд, поставили. Наша команда замерла. Чужие ,перевели дыхание, один из них и говорит:
   -Оставим пока здесь, кукуруза густая, никто не найдет. Вернемся к деду в курень. Он еще не все наше угощение выпил, дак мы допьем. Там у него есть помидорчики и огурчики. Взбодрившись, вернемся за нашей добычей сюда и заберем ее и к себе.
   И ушли.
   Мы, молча, переглянулись. Забрали половину их полных мешков и тихонько по кукурузе, через дорогу в ложки. Там спрятали все в кустах. Затем сделали еще один рейс, подобрав, все, под чистую. Только отошли, появляются горе добытчики и покачиваясь вальяжно направляются к своему примеченному месту. Шась, там ничего уже нет. Туда, сюда. Исчезли. Шур, шур по густой кукурузе. Пусто. А, мы уже далеко…
  Встречает Ивана на следующий день тот самый сержант летчик и так ехидно спрашивает:
  -А, почему это из всех мешков только в одном арбузы, а во всех остальных обычные тыквы? 
   !?
   Как потом оказалось, ту вторую бригаду, напоившую сторожа, для подстраховки привел другой местный парень. Он то и набрал в свой мешок хороший арбузов, а сами летуны, родом из Сибири никогда их и днем не видели, не то, что ночью. Вот и набрали они в темноте самых крупных колючих тыкв, в изобилии растущих по всему периметру бахчи.
   По всему такой казус произошел из-за Ивана, не доглядел. Но, куда на него теперь пожалуешься, не председателю, же,  колхоза, с поля которого и было все украдено?
    Мальчишка же остался не в проигрыше, так как успел выстрелить все десять цветных ракет еще в тот же вечер. А, иначе бы не удалось…


Рецензии