В области исторических наук

 Иофе В.Г.
В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ ИТОГОВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
Глава 1.Характер и задачи выпускной квалификационной работы бакалавриата и основные требования к ней.
    Для написания выпускной квалификационной работы – как и магистерской диссертации ( требования к ним аналогичны, но магистерская диссертация должна носить более глубокий исследовательский характер, поднимать более значительные проблемы; она больше по объёму, для её защиты нужен обязательно положительный внешний отзыв; более строгими являются и требования к её научно-справочному аппарату) необходимо представлять чётко структуру всякого более-менее крупного исследования в области исторических наук. Особенно надо обратить внимание на структуру написания введения к работе(особенно  для магистерской диссертации, а частично и для выпускной квалификационной работы) кратко, обобщённо  её можно представить в следующем виде (более подробно характеристика составных частей дана в разделе II):
Название работы.
1.Введение.
1.1.Актуальность темы исследования.
1.2.Хронологические рамки исследования.
1.3.Степень изученности проблемы.
1.4.Связь работы с другими направлениями исследований.
1.5.Цель и задачи исследования.
1.6.Научная новизна.
1.7.В качестве методологической базы (основы) выбраны…
1.8.Источниковедческой базой исследования являются…
1.9.Научная и практическая значимость результатов исследования.
1.10.Апробация работы (где её заслушивали, обсуждали и т.д.) .
1.11.Опубликованность результатов (если публикации по теме были).
1.12.Структура и объём работы :
Во введении  - прежде всего - характеризуется тема, работы, обосновываются основные цели и задачи , степень изученности темы, её научная практическая ценность.
2. Основное содержание работы.
Глава I.
«……» посвящена
Глава 2 .
«……» посвящена …(представлена классификация и т.д.)
Глава 3
«……»…( определены этапы развития и т.п.).
Заключение .
В заключении сформулированы основные выводы и итоги исследования.
1.
2.
и т.д.
По теме работы опубликованы следующие работы: …
РЕЗЮМЕ
Выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации, диссертации … на тему… на соискание степени кандидата исторических наук по специальности … и …
Ключевые слова работы (желательно, но не обязательно для выпускной работы):…
Объект исследования
Цель работы:
Метод исследования
Полученные результаты и их практическая значимость:
Область применения.   
2. Основная часть работы. Глава 1…
Глава 2 …
Глава 3 …
3.Заключение.
4.Список использованных источников и литературы
5.Приложение (если оно есть).
Дополнительно могут быть после заключения также списки географических названий, сокращений, именные указатели (постраничные).Разделы 1.3., 1.5, 1.6 могут идти в выпускной работе после актуальности темы; указание на опубликованные работы в выпускной итоговой работе бакалавриата и в магистерской диссертации дается при их наличии, резюме обязательно только для кандидатских и докторских диссертаций.
Как правило , в выпускной квалификационной работе -2 главы, в магистерской диссертации 2-3 главы.
При написании выпускной квалификационной итоговой работы будущие бакалавры истории должны прежде всего проделать предварительную (подготовительную) работу , состоящую в следующем:
1.Определение темы исторического исследования.
2.Планирование НИР и  составление плана исследования.
3.Порядок работы над темой исследования. Система изучения источников и литературы по теме исследования.
4. Структура работы и её обязательные элементы.
Выпускник бакалавриата должен четко представлять себе:
1.Порядок  написания  работы и  требования к основной части НИР.
2. Требования к заключению по НИР ; как делать основные выводы и практические рекомендации по теме НИР.
3. Основные элементы введения к НИР.
4. Характер приложения к научному исследованию и его научное оформление.
Требования к  научно-справочному аппарату научного и научно-методического исследования в области исторических наук, в том числе :
1.Значение правильного оформления научно-справочного аппарата НИР.
2. Принципы оформления НСА.
3. Системы ссылок в работе. Методика правильного оформления цитат, статистического материала.
4. Оформление  ссылок, сносок, примечаний (комментария) к работе.
5 Принципы составления библиографического обзора по теме работы и основные требования к нему.
6. Разделы списка использованных источников и литературы  и их нумерация.
7. Системы оформления алфавитных «гнезд», материалов на разных алфавитах, коллективных работ в библиографическом списке.
8. Систему  оформления разделов периодики и архивных источников в библиографии по теме работе. 

При написании выпускной итоговой квалификационной работы бакалавриата  надо иметь ввиду , что существуют общие требования к выпускным работам. В тоже время работы по направлению «История» имеют и определенные особенности.
В выпускной квалификационной работе бакалавр решает законченную профессиональную задачу, требующую применения знаний по всем блокам дисциплин.
В этой работе бакалавр должен:
- дать обзор и анализ состояния вопроса по решаемой задаче, исследуемой теме, проблеме;
-проанализировать состояние и степень исследованности поставленного вопроса (темы, проблемы), дать ее источниковедческий анализ и историографический обзор; показать степень новизны выпускаемой работы, ее актуальность;
- провести научное исследование темы выпускной работы, используя фактическую базу данных, подвести аргументированные итоги исследования, выводы, сделать рекомендации по дальнейшему анализу проблемы; по возможности использования результатов исследования в дальнейшем изучении проблемы, в учебном процессе, музейном деле и т.д.
Тема выпускной квалификационной работы должна иметь научно-исследовательскую или научно-методическую направленность.
Глава 2. КРАТКИЕ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ .

1. Определение темы и составление плана работы.
При определении темы работы необходимо учитывать:
1/ Актуальность , интересность, перспективность темы .
2/ Наличие исходных данных , источников по теме или их доступность.
3/ Степень изученности темы.
Тема выпускной работы не должна дублировать уже известные исследования, а сама работа не должна носить чисто реферативного характера.
Выпускник всегда должен помнить общее правило: если тема хорошо исследована – она и в ней нет спорных, дискуссионных или малоразработанных аспектов – она не представляет исследовательского интереса; но следует учитывать при определении темы, что  даже интересная по характеру тема малоперспективна для исследования в рамках выпускной работы. если по ней нет источников, разработанных методик исследования, исходного материала или они практически недоступны.
Определив  и предварительно сформулировав тему работы,  необходимо кратко ознакомиться с литературой по теме исследования и – если этого требует тема – с наличием доступных источников по теме. Это необходимо для определения окончательного темы и составления  плана работы. План работы первоначально носит примерный характер, в нем лишь определяются основные вопросы (разделы и подразделы), которые должны быть подняты  и исследованы в работе. Окончательно план  и структура работы  определяются  после написания основной части работы –когда становиться значительно более ясно , какие вопросы  удалось более подробно раскрыть, показать, какие –нет и нет возможности их отдельно выделять в работе и т.д.
Сама работа состоит из введения, основной части и заключения, а также списка использованных источников и литературы по теме и , если этого требует характер работы, приложения. Наличие или отсутствие приложение определяются самим автором с
учётом характера работы, но  в целом наличие интересных., содержательных приложений  способствует повышению и уровня самой работы.
Как и в большинстве научных исследований, основная часть работы обычно подразделяется на главы и параграфы; параграфы должны соответствовать содержанию (проблематике) главы и раскрывать отдельные аспекты темы главы. Деление на параграфы не является обязательным; если главы достаточно велики по объёму –то деление на отдельные параграфы (раскрывающие отдельный аспект) целесообразно . Величина глав и параграфов должна быть примерно равной, но  нет необходимости строить главу , параграф , стремясь сделать главы, параграфы совершенно одинаковыми по объёму –если одна глава или параграф несколько меньше или больше другой (другого) – это не имеет существенного значения. Но нежелательно, чтобы главы и параграфы очень сильно отличались по объёму. 
II. Написание работы  и её окончательная структура.
При написании итоговой работы бакалавриата надо помнить общее правило работы над научными исследованиями: методически целесообразнее сперва (в начале) писать основную часть работы, потом заключение и лишь в последнюю очередь- введение к работе. Это связано с тем, что только после написания основной части становится ясным – какие основные выводы можно сделать, каковы результаты работы, её итоги. При сборе материалов по теме работы большое значение имеют методы выявления и сбора материала, работа в библиотеках, архивах, с Интернетом и т.д.
После предварительного изучения источников и литературы определяется план дальнейшей организации работы, составляется план исследования –окончательно определяется тема, её временные (хронологические) рамки, выделяются основные разделы и подразделы будущей работы, которые важны для раскрытия темы. Как правило, нет нужды сразу в плане работы точно и детально определять окончательные названия глав и параграфов работы –это можно будет сделать после завершения основной части работы, когда более чётко можно будет видеть – по каким разделам, в каком аспекте  удалось собрать материал.
Во многих случаях источники по теме конкретны, единичны, индивидуальны, их не так много, чтобы автор не мог их изучить. Конечно, в любом случае при работе с источниками используются методы источниковедческого их анализа, аналитической и синтетической их критики; сравнение с данными, оценками и т.д. других источников.
Но в ходе изучения источников по теме работы ( особенно архивных, статистических) надо помнить: если по теме  работе есть важный для её раскрытия  значительный, но одноплановый  статистический материал, объём которого велик и обработка его всего невозможна или требует очень длительного времени, то используются 3 метода – «случайной выборки», монографически-локальный (типологический) и «основного массива». При методе «случай выборки» из большого
 материала однопланового характера анализу подвергается методом случайной выборки только каждый 5,10.20-й и т.д. документ. При монографически-локальном методе выбирается наиболее типичный для данного явления, процесса материал, который характерен и для похожих ,однотипных явлений. При близком методе «основного массива» изучаются лишь наиболее яркие проявления данного явления, там, где они наиболее ярко проявляются, случаются, где наиболее выделяются закономерности. Подробнее об этих  методах и их специфике сказано в разделах I и II учебника. 
  Что же представляет собой основная часть  работы? Основная часть -это как раз само исследование в соответствии с темой работы. В конце каждого параграфа (если в главах есть деление на параграфы) должны быть подведены очень кратко итоги –по материалу именно этого параграфа. Выводы по материалу параграфа, в конце главы – также кратко, как правило, не более одного абзаца – общие выводы по материалу главы.
  Важную роль в выпускной работе играет заключение. В заключении автор подводит основные выводы, итоги по работе, а также  может давать рекомендации по использованию в научном, практическом или методическом, образовательном аспекте материалов своего исследования.
   Вводная, вступительная часть работы - введение - пишется только  тогда, когда основная часть и заключение написаны и  уже ясно –что удалось показать в работе, что заняло в ней основное место и т.д. Во введении должны быть кратко охарактеризованы:
А) обоснование выбора темы работы,  её актуальность и  новизна по сравнению с уже имеющимися работами, а также цели и задачи работы;
Б) хронологические рамки исследуемого процесса и методологические основы работы ( там, где это существенно по характеру работы ),
В) Основные источники по теме работы (опубликованные и неопубликованные), а также краткий обзор основных общих и специальных работ, близких к теме исследования в выпускной работе. К общим работам относятся монографии, статьи и т.д., общего характера по данной отрасли науки, косвенно касающиеся  темы исследования; к специальным – любые работы, которые посвящены той же  или близкой теме. При характеристике работы автор должен характеризовать только те, которые существенны для данной  работы , вносили что-то важное, новое в исследование данной проблемы, остальные достаточно просто упомянуть. Если работы посвящены именно этой же теме – надо показать – какие аспекты в них не были затронуты, раскрыты  и не были рассмотрены сколько-либо подробно ( что показывает оригинальность самой выпускной работы).
Г) Структура  работы (даётся кратко, с указанием введения, глав -иногда с названиями - заключения, списка источников и литературы и приложения - если оно есть). Часто пишут так: Работа состоит  из введения, З-х глав и заключения, списка использованных источников и литературы ми приложения. Реже даётся коротко название и содержание глав.
III. Оформление научно-справочного аппарата работы.
При написании выпускной квалификационной итоговой работы необходимо грамотное оформление её научно-справочного аппарата.  При всего  необходимо давать ссылки (сноски) на источники всех приводимых фактов, дат, цитат, цифрового материала (кроме самых наиболее известных). Ссылка)сноска может представлять собой указание на источник  данных опубликованный  или неопубликованный). Кроме того:  В сноске может даваться комментарий или пояснение к основному тексту, какому-то положению. примеры или дополнительный материал, необязательные в основанном тексте, но поясняющие  его. Система ссылок может делаться несколькими способами–самая распространенная – это подстрочные ссылки внизу страницы , при этом в тексте даются цифры, обозначающие номера относящихся к этому месту  подстрочных (постраничных) сносок с теми же номерами. Здесь же может даваться перевод даваемых в тексте иноязычных выражений и т.д. Именно эта система ссылок чаще используется в выпускных работах.
Другая форма- места требующие ссылки или комментария, обозначаются в тексте с единой сплошной нумерацией по всем страницам работы ( или раздела, главы) , сама же ссылок , комментарий даются отдельно в конце работы или раздела с теми же номерами  (а иногда с указанием страниц, к которым относится ссылка, комментарий, примечания) . В этом случае на страницах иногда встречаются и постраничные ссылки(сноски) звездочкками -*. Но в этом случае звездочками * обозначаются только переводы иноязычных выражений и пояснение каких-либо названий, обычно географических. Есть и ряд смешанных систем ссылок. Но эти системы чаще применяются   в монографиях и редко встречаются в итоговых работах. Если в работе много сокращений – в конце работы может даваться список сокращений (по алфавиту), а иногда –списки географических названий и именные с указанием соответствующих страниц.
Если в тексте дается цитата –она берётся в кавычки, если же автор лишь пересказывает чьё-то мнение, выражение своими словами –то кавычки не требуются, но в обоих случаях дается сноска с указанием источника. Если автор опускает часть цитируемого текста , скажем, не относящегося к его исследованию. То внутри текста вместо пропущенной его части ставится многоточие(…).Также многоточие ставится в конце цитаты, если при цитировании текст фразы прерван , т.е. она в цитате дается не полностью. Если автор работы даёт цитату, данные (в т.ч, цифровой материал) не по первоисточнику, где впервые опубликован данный текст или даны используемые данные, то он дается по тому изданию, откуда  автор его берёт и при сноске указывается «См…»  или «Цит. по …» и далее данные того издания, которое реально использует автор.
При сноске на любые опубликованные материалы, книгу или статью , включая периодику, имеются определенные правила. При ссылке на опубликованный документ дается название документа, потом сборника, издания, где он опубликован; если на титульном листе есть имя автора или автора-составителя (или авторов, авторов-составителей) или ответственного редактора -то  оно указывается до названия сборника или после -так, как на титульном листе. После названия сборника ставится точка, затем пишется : «Автор-составитель….» или «Под редакцией…». Затем выходные данные –т.е. место издания (город), необязательно, но желательно—издательство, год выхода. При этом слово «год» не пишется. В некоторых случаях название города пишется сокращенно ( например , Москва –М., Ташкент- Т,, Санкт-Петербург-Спб., Петроград –Пг., Ленинград-Л.; при издании в 2-х городах оба могут даваться сокращенно в этом случае –например -М.-Л., М.-Спб. и т.д.); это касается только тех городов, где издано большинство литературы, документов, используемых в работе, в остальных случаях название города дается полностью. Иногда при ссылке журнальные статьи вместо косой линии ставится тире – между названием работы и названием журнала, сборника и т.д.; э то же правило используется иногда  при указании выходных данных - место издания /город/, издательство, год выпуска -перед ними после названия или подзаголовка работы- который желательно указывать- также ставится тире).
Аналогично оформление ссылок на книги, причем при ссылке на работу того или иного автора на русском языке сперва правильнее давать фамилию, потом инициалы ( Муминов И.М., Ртвеладзе Э.В., Лунин Б.В.,     и т.д.). – так,  как  это дается во всех библиографиях и каталогах. Далее даётся название работы (желательно –с подзаголовком -если он есть), выходные данные идут потом. Автор-составитель указывается до или (чаще) после названия –в зависимости от того- как дано на титульном листе самой работы. Если в работе несколько авторов –то если авторов два-три как правило - и они указаны на титульном листе перед названием работы, то в ссылке (сноске) перечисляются все фамилии в том порядке (чаще всего-алфавитном),в каком они даны на титульном листе самого издания, а далее идёт название работы и т.д. Если же авторов много (7-8 ,например и более) и они указаны на второй странице титульного листа или в предисловии (введении) к работе  -обычно указывается под чьей редакцией осуществлено издание (если редакторов несколько- указывается только ответственный редактор)  или руководитель авторского коллектива (если он указан на 2-й странице или в предисловии, введении).
   Иногда оформление сноски на работу с большим числом авторов даётся с указанием лишь первых авторов  и вообще после названия (см. приложение 2). Оформление ссылки на научно-популярную брошюру, учебное пособие, мемуары  и т.д.  – делается аналогично; при ссылке на статью в журнале, сборнике  сперва указываются автор, название статьи , потом даются две прямые (косые)  скобки  , после них –название сборника с подзаголовком (желательно) или журнала. Если сборник имеет № выпуска –он указывается. При ссылке в том же случае на журнал указывается название журнала, место выхода, год и № (если номер  /№/ сдвоенный- может даваться №№). При ссылке на газету название статьи или иного материала дается только в тексте работы в случае необходимости; в сноске же указывается только  название газеты, год и дата выпуска номера. При ссылке на архивный материал указывается  название архива (первый раз при ссылке на этот архив полностью и в скобках- сокращенное название, затем –сокращенное название при повторных ссылках), название и №фонда, № описи, № дела, листы или листы оборотные.
Если в работе    несколько раз дается на одну и ту же книгу ссылка –то при повторных ссылках можно писать только фамилию автора с инициалами или  фамилии первых 2-х авторов- если их несколько , а также первые 3-4 слова название. Опуская остальную часть название и выходные данные ; если идет ссылка подряд 2-3 и более раз на одну работу на одной странице  -в ссылке можно писать «Там же», если в работе в нескольких местах упоминается работа одного автора и нет больше ссылок на его другие работы – пишется  фамилия автора с инициалами и далее -«Указ. Соч.» (с указанием страницы).
Если ссылка идет вообще на материал какой-то работы в целом = -страницы указывать не надо ; если идёт ссылка на конкретную цитату, факт, цифровой материал и т.д. надо указать страницу или страницы источника ) например, с. 13, сс.13-14, СС. 7-12.Аналогично указываются страницы, на которых находится материал(статья)  в сборнике или журнале (например, СС. 39-46)В этом случае сокращение страниц –«с., СС. стр.»стоит до цифр -№ страниц;  если же с.(стр.)стоит после цифр –это означает общее количество страниц в данном издании (книге, сборнике и т.д.),
Это можно давать и в  самой выпускной работе, но не обязательно, чаще дается в списке литературы.
Обычный объём выпускной квалификационной работы бакалавриата -35-40-50 стр., но в отдельных случаях может быть увеличен (в основном по гуманитарным специальностям) от 50 до 70-80 стр. Поэтому выпускная работа историка  в бакалавриате может быть в пределах 50-60 до 70-80 страниц, существенное превышение этого объёма; или, наоборот, значительно  меньший объём работы –нежелательны. _ 
IV.Приложение.
Приложение к выпускной итоговой работе бакалавриата не относится к обязательным элементам работы и делается в случае целесообразности или необходимости. Объём приложения не входит в состав работы. Приложение или даётся после списка использованных источников и литературы или вообще брошюруется  отдельно. Нумерация страниц в приложении как правило делается или общей вместе с работой или отдельной (причём –если приложение брошюруется вместе с работой – нумерация обычно делается в приложении в отличие от самой (основной) работы   не арабскими, а римскими цифрами) –но в любом случае в объём выпускной квалификационной работы приложение не входит.
Как правило, в приложение  к выпускной работе (как и к другим исследовательским работам в области исторических наук) включаются:
1)Любые материалы, представляющие интерес для раскрытия темы работы, но не обязательные для работы ,включение которых  в основной текст увеличило бы рабочий объём и сделало бы работу громоздкой; включение их в приложение как бы говорит  читающему –что эти вопросы не обязательны для содержания работы, но ознакомление с ними поможет полнее и глубже  понять содержания работы, шире  раскрыть тему;
2  Любые материалы, документы или отрывки из документов, помогающие раскрыть глубже или иллюстрирующие, подтверждающие выводы автора; но слишком объёмные для включения их в текст самой работы;
3)  Иллюстративный материал, способствующий более полному представлению о работе (схемы, диаграммы, планы, карты, фотографии – фотоиллюстрации и любой другой изобразительный материал);
1) выдержки из других работ, мемуаров, авторские дополнительные материалы по теме работы.
Надо помнить - жестких рамок выбора материалов для приложения нет, его содержание  определяется самим автором.
Но все материалы должны иметь название, указание на источник и т.д. иллюстрации – подписи, так же с данными – откуда они взяты. И ещё одно общее правило, относящиеся и к выпускным квалификационным работам,  надо помнить; общего плана или содержания приложения обычно не дается, но обычно дается перечень-список под номерами (которые даются и в тексте…) всех материалов, документов, иллюстраций.

V.Список использованных источников и литературы.
Список использованных источников и литературы (библиография по теме) даётся в конце работы (но до приложения- как правило)
Если список небольшой – его делают единым по алфавиту, но обычно список делят на несколько разделов (список примерный):
1.Методологические материалы и основные источники (сюда же включаются статистические сборники, но если они -основа работы, они могут выделяться в отдельный раздел).
2. Общая и специальная литература (изредка этот раздел разбивают на два подраздела –соответственно общей и специальной литературы), сюда включаются из статьи из научных журналов, сборников научно-исследовательских работ(     НИР), материалов конференций.
3.Периодическая печать.
4.Неопубликованные материалы (в т.ч архивы, личные архивы, рукописи, и т.д.)
Иногда отдельно выделяется раздел мемуарной литературы – если он важен для темы.
  В 1-ом разделе даются первыми труды Президента И.А.Каримова, важны для темы  исследования; законодательные и нормативные акты и документы и т.д., которые–как правило- использованы в работе. Если имеется целый ряд близких по тематике документов ( или сборников документов)  –может быть дано указание на сам сборник в целом (с указанием авторов-составителей или  ответственного редактора и выходных данных).  Документы обычно даются или по значимости или по алфавиту ; если это имеет принципиальное значение для работы –в хронологическом порядке, но так список строится редко. Все изданные работы даются в списке литературы обычно в алфавитном порядке, по первым буквам фамилий авторов (или первого из авторов , если их несколько), если фамилии на одну букву внутри одного «алфавитного гнезда» на данную букву»- по вторым буквам и т.д. Если авторы в названии работы на титульном листе не указаны –работа даётся  на первую букву, с которой начинается работа, а дальше указывается ответственный редактор или руководитель авторского коллектива и выходные данные. Если в списке несколько работ одного автора  -то внутри его «алфавитного гнезда» они даются в хронологическом порядке по годам издания; если часть работ написана данным автором в соавторстве – то –если его фамилия первая –работа (работы) дается в его алфавитном гнезде , но после работ, написанным им отдельно, в том же порядке; если же в совместной работе его фамилия в перечислении авторов на титульном листе не идёт первой, то

работа дается по алфавиту на фамилию первого из перечисляемых авторов (соавторов), если работы с разными соавторами – принцип тот  же –алфавитный, а «внутри» одних соавторов- хронологический..  Если в работе использованы работы, изданные на разных языках – то сперва даются работы, опубликованные на том языке, на котором написана работа и на языках, основанных на том же алфавите (например, на кириллице); а потом даются работы , написанные на других языках , но также опубликованные на языке на основе  одного  и того же алфавита (например , на латинском и т.д.) Везде надо указывать выходные данные и , желательно.
объём (число страниц в работе или страницы, на которых та или иная статья в журнале или сборнике). Научные статьи и статьи в сборниках даются во 2-ом разделе , оформление аналогично оформлению сносок на них в тексте .В списке источников и литературы –если авторы указаны на титульном листе работы –все они –независимо от их числа –должны быть указаны в списке полностью. Естественно, в библиографическом списке не указываются – в отличие от текста работы– страницы, на которых тот или иной использованный материал внутри работы. Иногда журнальные статьи и статьи в сборниках, материалах конференций  выделяются в отдельный подраздел , но чаще даются в общем списке литературы в обычном алфавитном порядке  с учётом специфики оформления и давая выходные данные. При ссылке на сборники или материалы конференции надо обязательно указывать - под чьей редакцией они вышли (до выходных данных), указывая № выпуска (а при работе, опубликованной  в  журнале – № журнала). Если работа –автореферат кандидатской или докторской диссертации , это указывается в подзаголовке (например, «Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. Физ.мат.наук…Т.1999».
Раздел «Периодическая печать», где приводятся –как правило –публикации в газетах; может составляться двояко: если число использованных газет невелико, то указываются газеты (название), дата каждой публикации; при большом числе газет –указывается газета и года её издания , которые использованы; далее -
сперва указываются газеты Узбекистана, причем первыми идут ссылки на центральные, официальные государственные издания, потом ведомственные , специальные, областные ,независимые и т.д., потом идут газеты других стран примерно по той же системе.
При оформлении ссылок в разделе архивных (неопубликованных) источников сперва указываются,например, центральные архивы Узбекистана . с указанием в каждом используемых фондов, их номеров, №№ описей и дел(например, Центральный Архив научно-технической и медицинской документации Республики Узбекистане(ЦГА НТМД РУз) фонд №…(название) опись №… дела …; опись №… дела …и т.д.Затем даются другие архивы Узбекистана, затем архивы других стран по той же системе.
При составлении списка желательно делать нумерацию работ в каждом разделе отдельно, при этом обозначать разделы в римскими цифрами, а работы внутри раздела – арабскими или указывать сперва № раздела, а потом № работы (например, II.1, II.2; II.3 и т.д.) или везде использовать арабские цифры ю, но по той же системе ( 1.4,1.5 ,1.6 и т.д.).
Другие неопубликованные работы даются далее с указанием характера и места нахождения работы.
Надо помнить – в крупных исследованиях, монографиях. Например, в библиографии  (библиографическом списке) указываются не только те работы, на которые автор ссылается в тексте, а все основные, относящиеся к теме (и использованные в той или  иной форме)  В принципе это же правило относится и к выпускным работам. Но всё же – с учётом специфики выпускной работы – в основном в список источников и литературы должны включаться прежде всего те работы, которые реально использовались автором и на которые он ссылается в тексте работы.
 VI.Заключительный этап работы.
После завершения написания и оформления  выпускная работа 
должна быть сброшюрована, при этом аккуратно оформлен титульный лист – с указанием ведомства (министерства), вуза (полностью), факультета , кафедры. Автора работы , названия работы и характера работы (выпускная квалификационная итоговая работа бакалавриата по направлению»…»), научного руководителя и ,как правило, официального рецензента (оппонента) из числа преподавателей кафедры или факультета, желательно также наличие отзыва внешнего оппонента (из другого ВУЗа, НИИ , научного центра и т.д.). Обязательно указывается город , где находится ВУЗ (проходит защита_) и год защиты работы. Работа передается рецензенту (оппоненту), а затем после получения отзыва – на кафедру. Желательно наличие 2х экземпляров работы. При защите выступает автор работы, которому задаются вопросы по содержанию работы, на которые он должен ответить; официальный рецензент (оппонент), а также все желающие, характеризующие работу, высказывающие своё мнение о ней. После этого на закрытом заседании комиссия государственной аттестации даёт оценку работы, объявляя затем баллы, которыми оценена работа -оценку работы. Комиссия имеет право отметить основные достоинства (или недостатки работы), в случае успешной защиты дать рекомендации автору по продолжению исследования проблемы, рекомендацию в аспирантуру.   


Заключение.
Знание научной методики, реальное овладение на практике методами организации научного исследования в области исторических наук помогает значительно повысить эффективность организации НИР, позволяет быстрее решить вопросы организационного характера, грамотно и быстро оформить научно-справочный аппарат работы. Это позволяет исследователю в большей мере сосредоточиться на вопросах творческого , аналитического характера. , выделить главное, существенное, четко представлять себе источниковую базу работы и возможный круг используемых в исследовании материалов. Выделить основное время прежде всего для главного –анализа и обобщения собранного исходного материала, источников, выведения исторических закономерностей, специфических особенностей, в целом – научных и обоснованных выводов по теме исследования.
Современный исследователь должен достаточно свободно владеть  современным научным аппаратом, в том числе научно-справочным; свободно пользоваться (и ориентироваться в работе с разными видами справочных материалов) научными каталогами,  методами использования материалов фондов библиотек, архивов, музеев,  а также ресурсами Интернета ( при критическом отношении к исходному материалу и анализе всех видов источников).
Сегодня, в условиях расцвета духовной жизни республики, при огромном значении воспитания молодого поколения духовно богатым, владеющим знаниеям отечественной и мировой культуры, как неоднократно подчёркивал Президент независимого Узбекистана И.А.Каримов, большую роль играет подъём исторической науки. Это важно и для интеграции в мировое сообщество. Как никогда, важно при этом владение молодым поколением историков республики основами методики научной работы в области исторических дисциплин (включая и владение методикой правильного, грамотного  оформления научно-справочного аппарата ).      
Именно это позволяет сегодня историкам исследователям в Узбекистане выходить на новые рубежи овладения богатствами отечественной и мировой истории, изучения новых и новых пластов бесценного опыта исторического прошлого народа, создавать исследования на современном научном уровне, вносить свой вклад в построение современного демократического общества в независимом Узбекистане –стране с богатейшей историей, в великое будущее страны.


Рецензии