Чемодан

                ЧЕМОДАН

Дяде Пете Романюку заниматься воспитанием детей было некогда.
Во-первых, потому, что он – механизатор, тракторист. А трактористы, сами знаете, всегда заняты: запчасти, солярка, солидол, магнето, скаты, «трах-тарарах-трах-тах-тахпших-тара-рах»… вот такая у механизатора, понимаешь, музыка… весенний сев, пахота, культивация, ремонт, линейка готовности.
Во-вторых, он не просто механизатор, а бригадир тракторной бригады. А это значит – сюда нужно добавить:  доставка обеда в поле, исправность огнетушителей, соблюдение техники безопасности. Что еще добавить? Всего и не упомнишь. 
В–третьих… а, хватит и этих двух причин, вполне достаточно.
Нельзя сказать, что дядя Петя Романюк не любил детей. Кому не хочется в воскресенье, когда выдалась свободная минутка, забыть обо всех тревогах, о недавно прошедшей войне, в которой он удостоен медалей «За Отвагу», «За освобождение Праги», забыть обо всем, посадить себе на ногу трехлетнего малыша и  раскачать его, приговаривая: «Гуца, гуца, баба Куца», держать его за крошечные ручонки и  слышать звуки детского счастья, даже отдаленно не напоминающие рокот мотора какого-нибудь  ДТ-54. Или – посадить себе на шею это маленькое существо, и, совсем  как какой-нибудь чокнутый, с левой резьбой, прыгать и смеяться, смеяться просто от счастья и все тут.
Конечно, таких моментов у дяди Пети было достаточно много во взаимоотношениях со своим сыном Мишкой, но, поскольку описание этих событий не входит в рамки нашего рассказа, то мы их с сожалением опускаем, так как пора перейти к этому самому чемодану.
Но для начала нужно сказать, что у дяди Пети выработалась своя точка зрения на воспитание Мишки. Не имея возможности, а, может быть, и желания ознакомиться поближе с выдающимися педагогическими теориями Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Руссо и других светил, он придерживался укоренившейся в наших краях традиции: «Ребенка нужно любить, но он не должен догадываться об этом. Люби как душу, а тряси – как грушу». Вот и вся наука. Но, прямо скажем, следование ей может привести к потрясающим результатам, о чем и свидетельствует этот пример с чемоданом.
Возможно, дядя Петя, прежде, чем принести в дом этот чемодан, не раз мысленно сравнивал музыку своих тракторов с мелодиями вальса, хоры и сырбы, а, может быть, и с горячо любимым им «Полонезом Огинского». Мы об этом не знаем. Может быть, кроме этого, заметил он в характере Мишки какую-то особую упертость, унаследованную, по-видимому, у  него самого, у дяди Пети.
Короче – принес он как-то в воскресенье этот чемодан, положил на край софки, бережно накрыл его вышитым рушником и, увидев любопытствующий взгляд мальца, нахмурил, насколько мог, брови и сказал: «Боже упаси тебя сюда лазить. Будешь наказан. Посмотри  вон туда. Видишь? Запомни!». Как не видеть и как не запомнить! На  своем обычном месте висел тяжелый отцовский ремень, используемый весьма редко, но довольно эффективно. (По уточненным сведениям это действенное средство воспитания не было использовано дядей Петей ни разу, а имело лишь символический смысл.(Прим. В.П)).
Конечно, если бы не эта, подмеченная отцом, Мишкина упертость, то, возможно, этот чемодан так и остался бы неоткрытым по сегодняшний день. Но как раз она и сыграла роль в этой поучительной истории и привела к упомянутому потрясающему результату. Разве может что-либо сравниться по своей притягивающей силе с детским любопытством?
Неизвестно, сколько времени внимание Мишки раздваивалось и переходило от таинственного чемодана к неинтересному отцовскому ремню, но, наконец, он решился…
Осторожно сняв с чемодана рушник, он сначала потрогал один и второй замки. Оказалось, что это не замки, а какие-то защелки, которые совсем даже легко можно открыть. Ну, что же там, внутри? Приоткрыв крышку чемодана, Мишка увидел черно-белые полоски клавиатуры. Аккордеон!!! Во дворе раздался какой-то подозрительный звук,  Мишка захлопнул «чемодан» и поспешно накрыл его полотенцем.
Вечером, придя с работы, отец первым делом – к Мишке с допросом:
–Лазил?
–Н-не-е!
–Ты смотри у меня!
Конечно, дяде Пете не нужен был рентгеновский аппарат, чтобы увидеть реальную  картину. Но разве Мишка мог, в силу своего сопливого возраста, представляя себе лишь неприятности предстоящего наказания, обратить внимание на довольный блеск в глазах отца и едва заметно прорывающуюся откуда-то изнутри, с большим трудом скрываемую улыбку.
А дядя Петя, поспешно выйдя из комнаты, не сдерживая уже улыбку, довольно потер руки. «Теперь пойдет», - сказал он вслух, ни к кому не обращаясь.
И, действительно, он оказался прав. Пошло, да еще как!
Мишка, втайне от отца все чаще и чаще стал смотреть на аккордеон, потом – брать его в руки, потом, понемногу,–играть. Затем он закончил музыкальное  училище, потом работал художественным руководителем районного Дома культуры, учителем пения в средней школе, преподавателем в музыкальной школе. Так вот, на протяжении более 40 лет, прилепился он сверхпрочно к этому «чемодану», о чем свидетельствуют многие Дипломы и Почетные грамоты, за участие в музыкальных фестивалях и конкурсах, а также многие добрые слова в его адрес, сказанные его учениками и коллегами-музыкантами.
Прошло много лет,  давно уже нет в живых дяди Пети Романюка и многих его ровесников. На место тогдашним мелодиям, которые уже по праву называются «старинными», пришли другие, современные, с другими ритмами и другими инструментами.
Может быть, у этих инструментов сегодня -  значительно больше возможностей и больше эффектов. Но, когда Михаил Петрович Романюк вынимает из «чемодана» аккордеон и проведет нежно по клавишам, то, играя полузабытую мелодию тех дней, дней  своего  щемящего  детства, увидит на миг натруженные руки и строгое лицо своего отца.
И чудится ему в отцовских глазах такая глубина, и столько в них добра и теплоты, скрываемых за этой строгостью, что играть об этом спокойно невозможно…


Рецензии