Мудрецы и клептоманы

МУДРЕЦЫ И КЛЕПТОМАНЫ


     Как-то прочитал я в газете размышления толкового и уважаемого мною журналиста Иона Мардаря. В своей публикации он выразил удивление тем фактом, что в сегодняшней Греции в какой-то местности он наблюдал следующее явление: рядом с большой оживленной автострадой, по которой едут сотни машин, прямо возле трассы, на поле, безо всякой охраны – штабелями -  лежат мешки с превосходным луком. И – вы представляете! – никто их не крадет! Имея такую возможность! (Погрузил на машину, и – ищи ветра в поле)!
   «Разве это не удивительно?»- удивляется Ион Мардарь, сравнивая этот удивительный факт с нашей молдавской (румынской?) действительностью.
      Меня же удивило не то, что в Греции не крадут лук, а то, что…
     Короче – под впечатлением повести Ивана Дуба «В нашем проходном дворе» и размышлений Иона Мардаря о греческом луке и молдавской действительности решил я написать нечто на греко-молдавские темы, начиная с древнейших времен…

1. Греция до новой эры.
 
УРОК ФИЛОСОФИИ

СОКРАТ: -Ионид, ответь мне, чем отличается мудрец?
ИОНИД: - Человеков много, а мудрецов – мало. Мудрец среди людей – как луна на звездном небосводе. Но это сравнение неполное. Лучше мудреца сравнить с солнцем, потому что солнце не только светит, но и греет. То же делает и мудрый человек. Его ум излучает свет и тепло.
СОКРАТ: - Так ты считаешь, что ум и мудрость – одно и то же?
ИОНИД: - Нет, это не так. Умных много, а мудрых – мало. Считающих себя умными – миллионы. А мудрых  – единицы. Чтобы быть мудрым, недостаточно быть умным. Для этого нужно еще кое-что.
СОКРАТ: - Например?
ИОНИД: - Например – быть честным, что предполагает и бескорыстие. Подтверждение тому – история с треножником.
СОКРАТ: - Расскажи.
ИОНИД: - У нас в древности было время, называемое временем семи мудрецов. Этими мудрецами были: Фалес, Биант, Питтак, Хилон, Мисон, Анахарсис, Солон.
Говорили, что Аполлон когда-то изготовил драгоценный треножник и предназначил его мудрейшему из эллинов. И вот как-то рыбаки выловили этот треножник в море и не знали, что с ним делать. А на нем было написано: «Мудрейшему». Стали они предлагать по очереди этот треножник каждому из самых мудрых жителей Эллады, начиная от Фалеса, и кончая Солоном. Но каждый из них отклонял подарок, считая себя недостойным его, и отсылал следующему. Пока треножник не вернулся к Фалесу. А тот – адресовал его храму бога Аполлона, так как считал мудрейшим – бога.
     Отсюда мы можем сделать несколько выводов. Например, такой: Мудрый человек не должен уподобляться крокодилу, пожирающему все, что только ни бросят ему в пасть, или – ребенку, который рад любой предложенной ему безделушке. Отсюда же следует вывод и о том, что корыстолюбие и алчность не являются свидетельством мудрости ни  по количеству, ни по качеству.
СОКРАТ: - Поясни.
ИОНИД: - Количество жадности можно измерить так же, как можно измерить вес плодов оливкового дерева. Тут будет уместен пример о том, как некий простолюдин с острова Фарос продал целую арбу бонов народного достояния* оливок. Продал целую арбу не принадлежавших ему оливок другому простолюдину за восемнадцать ЕВРО* оболов. Он считал себя умным, но он не был мудр, потому что пришел хозяин оливок и отдубасил умника. Хозяин  бонов народного достояния* оливок намеревался купить за них своим детям одежду и обувь. Каково же было его удивление, когда он увидел, что его оливки укатили на чужой повозке, а кто-то, продавший их, покупает на восемнадцать оболов подарки какой-то проститутке* гетере.
СОКРАТ: - Наверное, Ионид, в этом примере можно говорить не столько о жадности и корыстолюбии, сколько об элементарном  приватизации* воровстве.
ИОНИД: - Мы еще про воровство не проходили.
СОКРАТ: - Ах, да, извини. Продолжай.
ИОНИД: - Жадность, корыстолюбие, и, как ты, Сократ, говоришь, - приватизация* воровство  обратно пропорционально справедливости. А мудрец должен быть справедливым, иначе -  какой он мудрец, и какие  от него свет и тепло?
Рассуждая, таким образом, приходим к выводу о том, что мудрость = ум + честность + справедливость.
СОКРАТ: - Это что-то знакомое: ум, честь и совесть… нашей эпохи * Неужели?..
ИОНИД: - Это – мое личное мнение. По крайней мере, это не = тупость + нахальство и вероломство + бессовестность…
СОКРАТ: - Продолжай.
ИОНИД: - Об умеренности мудрецов можно привести немало примеров. Я знаю случай, когда Алкивиад предложил одному философу большой участок земли в Кишиневе* Афинах, чтобы выстроить дом, а тот ответил: «Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком?».
СОКРАТ: - Такое было. Умеренность в аппетитах никогда не вредила никому.
ИОНИД: - Итак, три источника и три составных части мудрости следующие: 1. Ум. 2.Честность (бескорыстие, правдивость, совестливость и др.) и 3. Справедливость.
Если человек умен, но не честен и не справедлив – он не мудр. Если он честен и справедлив, но глуп – он тоже не мудр, естественно…
СОКРАТ: - Понятно. Можно считать, что ты тему раскрыл. Какие высказывания из прошлого урока тебе понравились?
ИОНИД: - Понравился Анахарсис. «Рынок,- говорил он, - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга». Я думаю, он имел при этом в виду рыночную экономику*  базар. Или: «Как можно,- говорил он,- запрещать ложь, а в маркетах* лавках лгать всем в глаза?». А еще – закон Солона четвертого века до новой эры*: «Чего не клал, того не бери, иначе -  смерть».
СОКРАТ: Хорошо, Ионид, садись. Домашнее задание… писателю И.Дубу и журналисту И. Мардарю. Прокомментировать находку рыбаками драгоценного бриллиантового треножника в Гидигичском водохранилище,  путешествие его к семи молдавским мудрецам (если его не присвоят сразу же рыбаки, владелец лодки, экологический инспектор или первый же мудрец). А также выяснить и дальнейшую судьбу этой замечательной находки  .*

* По поводу набранного курсивом - произошла опечатка, вкравшаяся из другого времени и другого сюжета, прошу извинений В.П.


2.Молдова после новой эры.

 ПО ПУТИ К РЫНКУ

    Средства массовой информации Молдовы наперебой утверждают, что страна последовательно и настойчиво продвигается по пути к рынку. Они же приводят многочисленные примеры того, что на этом пути многое разрушено и разворовано.

3.Финляндия. После новой эры.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЗВОНОК»

    Клептомания – неукротимая страсть к воровству. Заболевание, вероятно, передающееся по наследству.
Финский писатель Марти Ларни в книге «Четвертый позвонок», описывая будни Соединенных Штатов Америки, в частности, упоминает о том, что человек, намеревающийся поехать на жительство в США, обязан заполнить множество анкет, заявлений и представить множество документов и справок. Среди них обязательно – медицинскую справку о том, что ни он, ни его предки не страдали КЛЕПТОМАНИЕЙ.

4.Крым. После новой эры. Санаторий «Ливадия».

РАССКАЗ ПАЦИЕНТКИ

   …Это – болезнь особенная. И, главное, отличить человека, страдающего клептоманией, от совершенно здорового человека неспециалисту очень трудно, мне кажется… Вот я работала секретарем у моего шефа. Директор крупнейшего предприятия. Умница. Талант. И человек душевный. И организатор прекрасный.
     О том, что он подвержен этому недугу, знали всего несколько человек.
     Я приходила утром до начала работы и в его приемной оставляла на вешалке какой-нибудь плащ или пиджак с кошельком в кармане, а в кошельке – несколько рублей. Сама на некоторое время уходила, чтобы с ним не встретиться в эти минуты.
     Шеф приходил на работу утром взвинченный, какой-то напряженный. Заходил в приемную. Прикрывал дверь. Озираясь по сторонам, подходил к вешалке. Запускал руку в карман. Вытаскивал кошелек и бегом относил его в свой кабинет. Там открывал верхний ящик стола, клал туда кошелек, закрывал ящик, с облегчением вздыхал и расслаблялся. На лице у него появлялась улыбка, глаза теряли настороженный блеск …   Это был опять наш Шеф: уверенный в себе, спокойный, умный, понимающий…
    Потом я брала кошелек, меняла плащ или пиджак, и все повторялось…

5. Германия. После новой эры. Частный хлебозавод.

БЕСЕДА ВЛАДЕЛЬЦА С ШОФЕРОМ

     - Гутен таг. Здравствуйте. Зетцен зи зихь. Садите себя. Я пригласил Вас посоветовать себя. Ви работайт тут сколько? Две неделя… У нас контракт на шесть месяц. И Вы работайт шофер на хлебовозная машина.
Контракт очень подходиль, Вы были в восторг! «О, йа, йа, зеер гут»- говорил Вы. За один месяц зарабатывайт у меня – сколько в Молдове за целый йар. Год или два. Ихь –я- обещал в конце дать премий, легковой машинен , авто…«Би-би-би». Так? Так.
     Теперь смотрим тут. Я иметь хлебозавод 18 лет. Ахтценн йар… Технология. Точность: мука-грамм, дрожжи - грамм, масло - грамм, соль – грамм, вода – килограмм, температур – градус. Бензин – грамм. Хлеб – булка. Ферштейн? Понимайт? Ахтценн йар – орднунг. Порядок. Все грамм - есть, все килограмм – есть, все булка – есть. Ахтценн йар! Теперь смотрим тут этот год. Один булка даем Ганс бесплатно. Два булка даем Фриц за расчет. Три булка даем Вольфганг. Итого – шесть булка минус магазин. Теперь смотрим тут. Две недели – шесть булка нет. Магазин – нет. Ганс, Фриц, Вольфганг – нет. Ихь, то есть я – нет. Где шесть булка? Как думайт?
    - Герр директор, извините меня, пожалуйста, это я… брал.
    - Я знал, что это – Вы. Не надо воруйт.
    - Простите меня, это не повторится.
   - Я знаю, что не повторится. Я могу прощать, если Вы объясняйт, почему воруйт.
    - Я… я … Не знаю… Не могу объяснить. Так получилось… Я … Не знаю… Конечно, я виноват… Контракт – очень хороший. Я – не знаю!!!
    - Если не объясняйт – такой арбайтер не нужен! Контракт – рвем. Би-би нах наус. Домой! Ауфвидерзеен! Больше сюда не приезжайт! Чао, бамбино!

6. Великобритания. После новой эры. Лондон.

У ОВОЩНОГО МАГАЗИНА

     Вечером у одного из магазинов Лондона рабочие разгружают ящики с овощами, укладывают их на открытой площадке под навесом. Магазин закрыт. Три бизнесмена- работника сельского хозяйства из Молдовы с интересом приглядываются ко всему, что они видят. Их интересует качество овощей, упаковка, тара, порядок приемки.
    - И вы оставляете на ночь овощи до утра здесь, на площадке? – удивляются бизнесмены.
    - Да. Утром работники магазина транспортером переправят их внутрь.
    - А до утра?
    - А что до утра?
    - Не украдут?
    - ??? Что значит – украдут? Кому это нужно? Купят.
    Далее идут взаимные разъяснения. Одним нужно понять, почему могут украсть, другим – почему могут не украсть.

    7.Германия. После новой эры. Фермерское хозяйство. Хутор.

УДИВЛЕНИЕ ГОСТЯ
    - О, Иоганн, здравствуй! Сколько лет! Дай я тебя обниму!
- Здравствуй, Петрикэ! Ты когда приехал? Сегодня? Заходи!
- С удовольствием. Какие у тебя планы? Я хотел бы посетить Ганса. Он живет не так далеко отсюда.
- Я свободен, и мы можем это сделать. Давай завтра проедем 15 километров на велосипедах до автобусной остановки. Сядем на автобус, проедем 20 километров, там и найдем Ганса. Мы можем погостить у него два дня. Затем – в обратном порядке. Автобусом доедем до перекрестка, заберем свои велосипеды и вернемся ко мне.
- ???
- Что тебя смущает?
- А ве…  велосипеды… где будут?
- Ну, на перекрестке, на поле.
- А как мы их заберем? Через два дня? Их – украдут!
- ???
- ???
- Как их могут украсть! Кому они нужны? Зачем красть? Кто захочет иметь дело с полицией? Такого не бывает!
    Далее идет беседа, напоминающая беседу бизнесменов в Лондоне. Одному нужно понять – почему могут украсть, другому – почему не могут.

8. Молдова. Наши дни.
НА ЗАМЕТКУ МУДРЕЦАМ

    Законодательство Республики Молдова не предусматривает представления лицами, претендующими на ответственные посты, документов об отсутствии у них склонностей к клептомании. Как ни странно, не требуется даже формальных заверений о том, что в случае занятия ими названных постов, они не будут использовать свои ум, способности, силы и энергию для обкрадывания соплеменников.
     И еще. Неужели мы доживем до того, что обыкновенный честный человек, обладающий средней нравственностью, превратится у нас в диковинную редкость, напоминающую луну на звездном небе?


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.