Вспоминая себя на ЗИЛе 15 - Ялта, винзавод, лето

На фотографии -  ЗИЛОВСИЙ дом отдыха «имени МОРИСА ТОРЕЗА», что под ЯЛТОЙ. Вот в этом белом корпусе я и встретился с начальником УКЭР, главным конструктором ЗиЛа В. К. КОШКИНЫМ и его женой.

Зиловцы понимали толк в жизни. Вот такое начало вполне подходит  для этой главы. Например, наш ЗИЛОВСКИЙ Дом отдыха находился  на берегу ЧЕРНОГО моря в КРЫМУ, это совсем не слабо для того времени. Если продвигаться по берегу моря, то совсем рядом с самой ЯЛТОЙ, а если ещё немного продвинуться дальше, то ты уже почти в БОТАНИЧЕСКОМ САДУ.
Конечно, для всех семидесяти тысяч зиловцев попасть туда отдыхать было далеко не просто, но в качестве некой награды за КОММУНИСТИЧЕСКИЙ труд некоторым всё же удавалось там побывать. Даже я с женой ЛИЛЕЙ побывал там однажды.
Но мой рассказ совсем о другом, не о моём отдыхе с женой, а  о моей работе в поте лица в буквальном смысле этого слова. В отличие от отдыха в Доме отдыха, мне пришлось работать на Винзаводе «МАССАНДРА». А это сами понимаете - не просто.
Мне просто повезло, я не пью, а то работать было бы совсем  невмоготу.

ЖАРА, МОРЕ, и ещё ВИНО, наверное, это слишком для любого командировочного в такой ситуации. Все эти повторы - отдых, море, жара, командировка, винзавод - специально для усиления тех трудностей, которые я испытал.
Читайте дальше и вы согласитесь со мной.
Теперь о сути проблемы, которую надо было решить. Я уже сказал - машины надо испытывать как на плохих дорогах, так и в горах. Если КАТЬКИНУ дорогу под УГЛИЧЕМ заасфальтировали после первого моего приезда, то сами горы и дороги, даже если я приеду туда хоть сто раз, естественно, останутся не тронутыми.
В этом месте просто необходимо разъяснение для тех кто отважился ЧИТАТЬ дальше.

Первое, машины испытывают на стендах прямо на заводе, а второе - также в дорожных условиях, а это ВЕЗДЕ, где только можно.
КАТЬКИНА дорога - это было очень удобное испытание машин на ИЗЛОМ, дорога построена при ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ, соединяет УГЛИЧ с РЫБИНСКОМ, вся булыжная, с огромными ямами, так её не ремонтировали с самого строительства. Стоило мне там немного поработать при испытании машин на ИЗЛОМ, так вскоре эту дорогу взяли и заасфальтировали при всех мольбах ЗИЛА этого не делать.
Вот поэтому руководство решило, что меня в КРЫМ можно посылать смело, в любые командировки, не опасаясь за последствия.

Я думаю, при желании можно выехать из МОСКВЫ и доехать до этих гор, дня за два и даже проехать по ГОРАМ туда-сюда и обратно разок.
И что потом? 
Опять в МОСКВУ возвращаться, опять два дня терять?
Правильно, таким образом не наездишься, слишком долго добираться до места испытаний. А нам надо долго находиться прямо там, в горах, пока не поймёшь, что хорошо, а что плохо работает в твоём автомобиле при таких горных нагрузках.

В ОХОТИНО на ВОЛГЕ там где КАТЬКИНА дорога, там было просто, там мы поставили свои вагончики, вот тебе и база для испытателей, а на ЮГЕ так вагончики не поставишь, там каждый клочок земли на вес золота.
Вот и пришлось ЗАВОДУ искать выход, как проводить испытания,  если нет базы в ГОРАХ. Задолго до моего появления сам завод ЗИЛ уже завёл дружбу с ВИНЗАВОДОМ «МАССАНДРА». Естественно, у них есть своя автобаза, и естественно, там наши ЗИЛы работают, других машин в стране всё равно НЕТ, наши самые ходовые в любом хозяйстве по многим причинам.
А раз у них ЗИЛы, значит им НЕЧЕМ их ремонтировать. Правильно. Кто читал мои воспоминания с начала, те помнят и знают, что запчасти производить ЗАПРЕЩЕНО всем, в том числе и нам ЗИЛУ, об этом я уже писал.
http://proza.ru/2013/07/04/668

А вы думали, что это я придумал товарообмен, когда выменивал  доски для ремонта нашего инженерного помещения? Нет, мы вам запчасти, а вы нам то, что есть у вас - это не я придумал. В «МАССАНДРЕ» кооперация была ещё круче, чем мои обмены. Мы не только запчасти готовы были им давать, а мы вообще готовы были за них работать. То есть, мы готовы бесплатно возить их вино по этим самым их горным дорогам.
А теперь ответьте на один простой вопрос, что происходит с теми, кто приезжает к ним в командировку с самого завода ЗИЛа - благодетеля для них?
Конечно, не я один ездил туда к ним в командировки, и другие ездили не хуже меня. Хотя бы те же наши водители, которые также были там  в командировке, работая вместо их водителей. И не просто вместо них,  да ещё и на своих машинах, и на своём бензине, и   всего-то оборудованные  всеми  нашими  приборами  для  испытаний.
Теперь прикиньте, груз - вино в бочках, всегда одинаковый вес, а это идеальное условие для испытаний. Не забывайте, самое главное для испытателей – иметь возможность  СРАВНЕНИЯ.
Руководство «МАССАНДРЫ» очень любило ЗИЛОВЦЕВ и особенно тех, от которых могло что-то зависеть. Я для них был как бы средний: «НИ ТО, НИ СЁ». Но некоторые совершено удивительные моменты делали меня в их глазах вообще-то - а «КТО ЕГО ЗНАЕТ». Например, опишу один из удивительных моментов даже для меня самого.

Ездил я в эти командировки и не раз, и не два, и не один год.  Просто то, что от меня зависело, я практически делал, ну а то, что не от меня, то, конечно, извиняйте. Делал я вполне нужную вещь, я пытался улучшить условия пребывания наших ЗИЛОВЦЕВ во время командировок. Испытания в основном проходили летом, и это совсем не наша прихоть. Дело в том, что горные испытания - это в основном тормоза, и самое страшное для этих тормозов - это нагрев. Вот вам и ответ - зимой испытывать нечего, хотя и там есть своя специфика,    так что возили мы это вино КРУГЛОГОДИЧНО.

Зимой для наших водителей в смысле жилья трудностей особых не было, а вот летом любой сарай уже проблема, туристы жили везде, где только можно, ни ТУРЦИЙ тебе, ни ЕГИПТОВ, тогда таких слов просто не знали. Свой (наш) КРЫМ - это предел всех мечтаний для  всех поголовно, от САМЫХ-САМЫХ до совсем ничтожных, которых большинство по всей стране.
Вот я и ездил со своими предложениями: как бы исхитриться и надстроить их гараж так, чтобы там могли жить наши командировочные, хотя бы такие как я. А может даже и не я. Вопрос был совсем непростой, и многие предложения не удавалось  утвердить даже в низших инстанциях Крыма. В то время было всё запрещено, лишнее окно нельзя, вход нельзя, этаж вообще трижды нельзя. Я исхитрялся как мог, но дело дальше предложений не шло.
Конечно, при таких пробелах мне удавалось попотеть и на пляже, что скрывать. Так вот, однажды я в очередной командировке потею на пляже, а в это время в свой положенный очередной отпуск со своей женой приехал отдыхать главный КОНСТРУКТОР ЗИЛа КОШКИН ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ. Естественно, он с женой остановился в нашем ЗИЛОВСКОМ Доме отдыха. У главного конструктора беспокойства есть всегда, вот и тут ему также мешают отдыхать, приставая со всякими мелкими заботами. Важно и то обстоятельство, что Кошкин ещё совсем недавно был назначен  главным конструктором завода.
Я уже устал повторять, что у кого я только не мешался под ногами  там, на заводе. Вот и у КОШКИНА я бывал неоднократно, тем более, он чем-то очень схож с МАЗЕПОЙ и ПРОХОРОВЫМ одновременно, такой же высокий, худощавый, трудолюбивый и по возрасту молодой, как МАЗЕПА – лет около 50-ти.
Каким образом, я не знаю, но почему-то прознал он о том, что я здесь  в командировке, и мне передали, что КОШКИН хочет, чтобы я к нему зашёл в его номер прямо в Доме отдыха. Ну, я, естественно, прихожу в его номер-люкс (практически как обыкновенный, только из двух  комнат - отдельно спальня, и гостиная), и он знакомит меня со своей женой. Кстати, очень приятная женщина, простая, общительная, и   даже вполне симпатичная, немного полноватая, но совсем в меру.
Выходим мы на лоджию, там столик с фруктами и кресла, садимся, и его интересует, как продвигаются дела. Я, конечно, жалуюсь, что все варианты пока не проходят, и хвастаться особо нечем. Чего-то мы там выпили, то ли чай, то ли воды, и жена посидела с нами вместе,        и вдруг КОШКИН говорит: – «А знаешь, нас руководство завода приглашает осмотреть и ознакомиться с заводом «МАССАНДРА». Хочешь,  пойдём с нами».
И вы думаете, я отказался?
Более того, я даже подумал, ну КОШКИН, дает, молодец!
Естественно, за ними должна была приехать машина, и я договорился, что я   подойду к ним в назначенный срок. Было это то ли на следующий   день, то ли через день, в общем, я поехал с ними. Кажется, ехали мы    на микроавтобусе «РАФИК». Нас отвезли прямо в шахты завода, там огромные бочки, потом туда, где выгружают и давят виноград. Естественно, с нами самое высокое руководство самого завода «МАССАНДРА», но без директора.

В конце поездки они нам говорят: - «А теперь мы поедем в наш дегустационный центр». Там для нас приготовили дегустацию МАССАНДРОВСКИХ вин. Мы подъехали к небольшому строению, чем-то немного напоминающим маленький замок с башенками. Вошли в не очень большую, но с большим столом комнату. Мебель была деревянная, резная, такая крученая, витиеватая, видимо, старинная. Мы все сели за этот длинный со скруглёнными углами стол, посередине которого стояла большая хрустальная (как большая миска) ваза. Напротив каждого из нас стояли бокалы, штуки по три, не меньше.
Открылась дверь, и вошла девушка с химической ретортой в руках, полной вина. «Кто желает попробовать это вино? – спросила она, и стала описывать всю подноготную этого сорта. Практически все изъявили желание, и я также решил, что надо попробовать. Она всем налила где-то по четверти бокала, не больше. Многие выпили до  конца, а местные наши хозяева посоветовали, мол, не спешите, лучше  только пробовать по чуть-чуть.
Меня можно было не предупреждать, я даже обрадовался такому предложению. Пришла ещё одна женщина и принесла новую полную реторту. Опять налила вино в новые бокалы, и она рассказала всё про эту марку. Многие прислушались к совету и не стали допивать. Потом пришла следующая, и всё повторилось, наконец, кто-то спросил: - «А ваза зачем?» А ваза для тех, у кого осталось недопитое вино, они могут туда сливать остатки.
Я ещё больше обрадовался, теперь я был наравне со всеми, а то сразу бы меня раскусили, какой я пробовальщик. Вина приносили откуда-то издалека, так как женщины менялись, и их было трое, приносили они,   я думаю, марок десять-пятнадцать, просто наступил момент, и стало понятно - больше всем не осилить. Вина были совершенно отменные,    я видел это по реакции других. Сам КОШКИН в винах слабоват, а вот его жена, чувствовалось, понимала толк в вине. О себе я просто молчу, я полный ноль в этом деле. В конце дегустации всех заинтересовал вопрос, а как же поступят с этим вином, которое все сливали в хрустальную вазу?
«Хороший вопрос, - сказали нам, - а теперь принесите половник, и все желающие могут налить себе этот букет вин и попробовать, что получилось». Конечно, все попробовали, и действительно, это было, видимо, очень впечатляюще для всех, если бы я, как и они, мог вообще отличать одно от другого.
Короткая справка. Я три года служил в ЗАКАРПАТЬЕ, и там также с вином совсем неплохо, но, к сожалению, я и там практически не пробовал этого вина. Вот такое у меня отношение к спиртному и даже просто к вину, и это от рождения.
Я иногда задумываюсь, мог бы я показаться пьяным в глазах наших ПОЛИЦЕЙСКИХ ГАИШНИКОВ. Конечно, как правило, меня всегда отпускают при всех проверках, но я всегда рвусь дунуть в их трубки, иногда они говорят: - «Этому не давать, нечего портить инвентарь».

После моего присутствия в этой дегустационной экскурсии у многих уже теперь там, в МАССАНДРЕ, возникло подозрение -  КТО ЖЕ ЭТО ТАКОЙ?
Я же прекрасно жил в общежитии в общей комнате с рабочими завода  и совершенно не стремился к большему. А зачем? Именно из этого общежития можно было без труда спуститься по тропинкам в разные стороны, и ты попадал совершенно в разные места. Направо пойдёшь - ты в город ЯЛТУ попадёшь, прямо пойдёшь - на городской пляж, а налево пойдёшь - к гостинице «ЯЛТА», и в парк такой же, как Ботанический сад. Если с горки не спускаться, то можно пройти в посёлок МАССАНДРА, туда, где моя работа.
Вот скажите, зачем мне одному что-то другое? Меня вполне   устраивало моё положение, я независим ни от кого, а это моё главное КРЕДО - «ВСЕГДА», как говорил ПАНИКОВСКИЙ.
Вот так постепенно и незаметно мы добрались до второго, самого примечательного события в нашей общей семье с ЛИЛЕЙ - в 1981   году родился наш второй сын КИРИЛЛ. Придется в новой главе осветить  это событие поподробней.

Продолжение:
16. - Почему сын Кирилл                http://www.proza.ru/2013/07/31/884


Рецензии
Я с удовольствием прочёл уже немало глав Ваших воспоминаний о работе на ЗИЛе. Но не удивился скудости отзывов. Такое время, увы. Сегодняшнего читателя крайне редко интересуют производственные подробности, для него вообще труд - неизбежное бремя, не более. Я не из их числа, что попытаюсь доказать, предложив Вам отрывок из моей повести, в котором сделана попытка рассказать немного об инженерном труде:

http://proza.ru/2008/01/21/144

Это совершенно другая область, но, надеюсь, как я Вас понял, так и Вы поймёте меня. Кому ж и читать друг друга, как не единомышленникам?!

Всего хорошего!

Александр Коржов   19.08.2013 14:00     Заявить о нарушении
Убедился, что активные ссылки на этом портале очень часто не срабатывают. Подсказка: это глава 5 повести "Жил-был Я".

Александр Коржов   20.08.2013 12:54   Заявить о нарушении
Здравствуйте, АЛЕКСАНДР. Вы уж простите меня, что я так долго не мог вам послать хотя бы весточку. Дело в том, что я писал что-то вроде того, что у вас про работу на заводе. Пишу, прочитав только половину о вашем ИЗОБРЕТЕНИИ. Буквально в субботу убываю в отпуск, а это три недели полного молчания.

С огромным удовольствием прочёл про производство микросхем, я давно мечтал об этом узнать поподробней, хотя кое-что я знал. Ну, например, прочитав слово «СКОТЧ», по понятным для меня причинам мне даже в голову не пришло, что это слово может быть ещё и ВИСКИ.

Так что вначале статья, где речь шла о винах, мне далась с трудом, но потом про изготовление чипов - с огромным удовольствием. Совершенно согласен с вами в описании самого процесса мышления при творчестве. В это время совершенно не имеет значения, чем ты занят на данный момент. Ты можешь сидеть, можешь ходить и даже ЛЕЖАТЬ, все равно ты постоянно решаешь задачу как исхитриться.

Я ещё не прочёл до конца, но уже догадался, что мне очень повезло, что мои изобретения не являлись крупной денежной экономией. Сто рублей моей премии, и вопрос закрыт. И вообще, за всю свою жизнь я не столкнулся ни с одним финансовым вопросом. Просто не было ПРИЧИН.

Как ни странно, но для меня всегда на первом месте вопрос СВОБОДЫ, и я считаю, что я УМУДРИЛСЯ прожить свободным в этой стране в то время, на драконовском ЗАВОДЕ.

Вот я как бы борец за свободу, даже сейчас хожу с женой ЛЕНЬЮ (так её зовут), на все митинги, но боремся мы за чужую свободу, у нас у самих полная свобода, как тогда, так и СЕЙЧАС. Это просто какой-то парадокс, я требую того, чем сам всегда пользовался и пользуюсь. Я лично не ощущаю тех препон, против каких ПРОТЕСТУЮ.

Практически это то же самое как с моими ИЗОБРЕТЕНИЯМИ. Они чисто для моего самоудовлетворения, так вот я САМОУДОВЛЕТВОРЁН во всём, у меня НЕТ ни единого момента, чтобы я сказал сам себе: «Вот хочу, но не имею». Я не имею очень многого, но чисто ВИРТУАЛЬНО, но это неимеемое настолько мне не нужно, что если бы мне его дали, то я бы отказался в силу различных причин, не удобных для меня на данный момент. Например, мне и моей жене ЛЕНИ вполне нравится автомобиль «ХАММЕР», ну вот нравиться, и всё.

Так вот, получи я его по щучьему велению, я бы отказался по целому ряду причин.
Первая - у меня на даче построенный мною оригинальный навес для нашего «ЛОГАНА», «ХАММЕР» туда не залезет.
Вторая - шесть литров топлива на сто км для меня приятней, и многое другое, сами понимаете, налоги, страховки и тому подобное.
Третья – дома, в МОСКВЕ, бегать и смотреть, как там мой «ХАММЕР», да мне это на дух не нужно.
Вот и получается ни «ХАММЕР», ни «РОЛЛС-РОЙС», и даже «ЯГУАР» с «МЕРСОМ» мне не нужны совершенно ИСКРЕННЕ. Мне нужно то, что у меня есть, причём во всем. Вот такую ЯВНУЮ глупость для других я написал, многие сочтут меня как бы не в себе, но у меня и жена такая, она ЛЕНЬ, так как ЛЕНА, а я вообще по всем жизненным параметрам леньтяй.

Александр, прочту до конца, напишу ещё, но это после отпуска.

С уважением, ЭДУАРД. Если будет время, прочти про мои ЧАСЫ и ЦИФРЫ. Вот сноски (http://www.proza.ru/2011/12/29/1701) (http://www.proza.ru/2012/11/13/2063)

Эдуард Ратников   29.08.2013 12:02   Заявить о нарушении