Хоббитенок, который любил сказки

(Как «устроен» Фродо в контексте фэндома фильма «Хоббит»?)

Вариант pdf со вставленными иллюстрациями: http://vk.com/doc-19466324_205677730


- Сын?
- Племянник.*


    Фэндом – довольно загадочная и недостаточно понятная для меня область. Изменения, которые происходят с персонажами в этой области, могут быть обусловлены потенциальными возможностями, заложенными в тексте произведения (текст в широком смысле касается и аудиовизуальных источников), но некоторые из этих изменений, кажется, заданы законами самого фэндома (например, между фэндомами разных произведений существуют структурные пересечения, общая и достаточно формализованная система жанров). Для меня «законы фэндома», правда, пока гипотетичны и требуют дальнейшего изучения.

    Образ любого персонажа (назовем его «авторский»), вовлеченный в фэндом (то есть ставший объектом фанфика или какого-то другого изображения фанатом) обрастает своего рода мифологемами (их бы стоило назвать «фэндомогенами», если бы это слово не выглядело так устрашающе). Под мифологемами фэндома можно понимать ситуации, идеи и реплики персонажа, общие для нескольких фанатских произведений, но не существующие в  тексте источника. При этом не обязательно имеет место заимствование, просто текст оригинального произведения и мифологемы фэндома рождают похожие сочетания у разных авторов. Стоит оговорить, что под «фанатом» я понимаю всего-навсего творца произведения по произведению (т.е. фанарта), ни в коем случае не имея целью определять степень его вовлеченности в первичные произведения.   

    В связи с выходом фильма Питера Джексона «Хоббит» можно говорить об образовании фэндома вокруг него или по крайней мере появлении новой области джексоновко-толкиновского фэндома. В этой области при первом впечатлении основную нагрузку несут Торин, Бильбо, важную роль также играют племянники Торина – Фили и Кили. Небольшое место в этом фэндоме уделяется и Фродо Бэггинсу – племяннику Бильбо. Данный текст посвящен тому, что представляет собой Фродо в этом контексте, он основан во многом на случайно попавшихся на глаза источниках (10 рисунков и один фанфик на русском языке) и общих наблюдениях и не претендует на серьезное исследование. Это скорее заметка на актуальную тему и написана из желания затронуть проблему «общих мест» фэндома.

    Образ Фродо возникает здесь главным образом в двух контекстах: визит гномов к Бильбо и рассказывание/чтение истории о путешествии Бильбо.
    Первый контекст ничем не противоречит книге и полностью соотносится с фильмом, пролог которого – послание Бильбо к Фродо (что сразу делает историю более локальной, если сравнивать с прологом «Властелина Колец», где Галадиэль обращается ко всем, способным слышать). «Хоббит» начинается словами «My dear Frodo», что еще больше усиливает эту тему. Поэтому в фанарте Фродо часто или застает дядю за работой, как на рисунке 1 (это происходит и в фильме) или просит рассказать сказку (здесь это не обязательно история Бильбо и гномов), как на несколько специфическом изображении с сайта Пикабу (рис. 2).

Рисунок 1. «Uncle Bilbo», Tenshi-Inverse Рисунок 2. «Маленький Фродо...», Flier (http://pikabu.ru/story/malenkiy_frodo_946322)

    В фанфике «Визит», написанном Эданиэль (http://ficbook.net/readfic/555923) присутствуют оба мотива: Фродо заставляет дядю «отложить перо», а потом просит у него рассказать историю (под которой подразумевается история Приключения). Строит обратить внимание, что на двухчастном рисунке 3 персонажами являются не только Бильбо и Фродо в единстве, которое они составляют (на второй части карту держат две руки, одна принадлежит Бильбо, другая - Фродо), но и Торин. Фродо здесь интересуется не только историей в общем, но и Торином в отдельности («Дядя Бильбо, кто такой Торин Дубощит?») и ответ Бильбо «Один старый друг» должен обратить зрителя к плоскости отношений Бильбо - Торин.

    На сайте «Книга фанфиков» есть еще один свежий фанфик с характерным названием «История для Фродо» (автор – Aredhel, http://ficbook.net/readfic/517884/1739497) и цитатами из начала фильма «Хоббит» в прологе.

Рисунок 3. См. pdf-вариант.

    Вторая ситуация (гномы знакомятся с Фродо в Бэг Энде) определена текстами Дж. Р. Р. Толкина, причем как «Хоббитом», так и «Властелином Колец». В конце «Хоббита» Балин и Гэндальф приходят к Бильбо (Фродо там нет, поскольку на момент написания «Хоббита» он еще не был придуман автором), а во «Властелине Колец» Фродо, стоя у могилы Балина в Мории, вспоминает этот визит.

    Наиболее близкая к этому ситуация встретилась мне том же фанфике «Визит» Эданиэль, где действие происходит после событий «Хоббита», Торин, Фили и Кили погибли, но некоторые гномы приходят навестить Бильбо (Балина, правда, среди них не оказывается, он занят делами в Эреборе). Фродо знакомится с гномами и через него они вспоминают Фили и Кили:

    «- Хороший парень растет, спокойный вроде, - сказал он, показывая Фродо козу из пальцев.  – Не то, что наши оболтусы.
Все притихли, вспоминая Фили и Кили, за время их похода успевших стать племянниками еще десяти гномам и одному хоббиту.
- Надеюсь, эти балбесы как следует погуляют за нас в чертогах Мандоса, - добавил Двалин, поднимая кружку с элем. – Давайте, парни, за них… и за Короля.» (с)Эданиэль

   То есть Фродо здесь во многом выполняет структурную роль, он становится частью логической цепочки «Фродо – племянник Бильбо – племянники Торина – Фили и Кили». Эта ассоциация помогает подойти к эмоциональной кульминации фанфика (на словах «…и за Короля» он заканчивается).

    В изобразительном варианте Фродо тоже структурно (в качестве племянника) сближается с Фили и Кили, в то время как другую плоскость создают Торин и Бильбо, например:

Рисунок 4. «Uncle and Nephews», pionochan
   Или еще юмористический вариант:

Рисунок 5. Без названия, voidance309
   При этом иногда «семьи» перекрещиваются и Фродо становится племянником как бы и Торина, а Бильбо – дядей Фили и Кили, например, эта картинка называется «Uncle Bilbo» (и в ситуацию опять входит рассказывание истории):

Рисунок 6. "Uncle Bilbo", yuminica
   А в следующем комиксе, хотя сценка имеет комический окрас (Торин упрекает Фродо в воровстве банки с печеньем, но сам конфискует и съедает последнюю печеньку), все-таки можно отметить факт воспитания Торином Фродо и трех его друзей

Рисунок 7. Без названия, seadeepspaceontheside
    Вполне книжная ситуация «к Бильбо приходят гномы» получает новый окрас в свете того, что в фэндоме у многих есть желание видеть живыми полюбившихся Торина, Фили и Кили. Поэтому ситуации именно их визита в Бэг Энд тоже появляется в изображениях поклонников, а факт присутствия Фродо говорит о том, путешествие давно закончилось, Бильбо обустроился, но Торин и его племянники все равно живы. Интересно, что на второй иллюстрации Фродо оказывается рядом с Фили и Кили.

Рисунок 8. Без названия, kaciart (http://kaciart.tumblr.com/post/48260231060)
Рисунок 9. См. pdf-вариант.

    Если говорить о внешности Фродо на иллюстрациях фэндома «Хоббита», то здесь можно встретить относительно разнообразие. Гномы на рисунках всегда «опознаются» как «фильмовские», Фродо в целом тоже несет черты образа, созданного Питером Джексоном и Элайджей Вудом, что выражается в деталях: цвет глаз, волос, детали одежды. Но во всех источниках, встретившихся мне, Фродо значительно младше, чем он же, представленный в фильме «Хоббит». Из характера Фродо «Хоббита» образ фэндома обычно берет тоже разве что любопытство и интерес к прошлому Бильбо.

Рисунок 10. «My Dear Frodo», *PoisonousPeach
    Я относительно слабо знакома с фанфиками про детство Фродо, написанными под впечатлением «Властелина Колец», но можно сказать, что значительное место в них занимает смерть родителей Фродо, а Бильбо предстает прежде всего благодетелем, другом, заменившим отца и мать (в частности в хорошо известном и в русскоязычном фэндоме «Сквозь воды» Oselle
(http://www.nasha-lavochka.ru/tolkien/across_the_waters.htm). Есть даже такое изображение Бильбо, утешающего Фродо (рис. 10). Хотя оно очевидно «кинографично» имеет место совмещение книжной ситуации и внешности актеров.

Рисунок 11. Uncle Bilbo and Frodo-Lad, Nierwen
    Авторы рисунков к «Хоббиту» этой ситуацией мало интересуются, они не пытаются (и не должны, конечно) оценить ситуацию «фродоцентрично», раскрывая его семейную драму. Сам по себе Фродо здесь обычно довольно счастливый ребенок (именно ребенок, иногда младше, чем должен быть по книжному «канону»), которого действительно можно принять за сына Бильбо. Он здесь, чтобы отразить «отцовскую» сторону Бильбо, интересный не сам по себе, но как часть Бильбо, и, иногда, как зеркало Фили и Кили. Образ Бильбо-утешителя, на мой взгляд, мог тоже бы быть продуктивным  для фэндома  «Хоббита» уже не как часть внутреннего развития Фродо, но как возможность показать положительные стороны самого Хоббита. Весьма вероятно, что, если Питер Джексон ухватится за эту идею и намекнет на подобный вариант, среди творчества фанатов появятся вещи с использованием такой стороны Бильбо.
Думаю, что мои выводы не будут новостью ни для кого, кто мало-мальски знаком с любым фэндомом. Фанфик представляет собой конструкцию, где происходит сочетание деталей литературного первоисточника и/или экранизации с ожиданиями фанатов, из которых складываются «общие места» творчества поклонников того или иного произведения. В зависимости от степени «направленности» на того или иного героя другие изображаются более или менее условно и не так, как если бы они стали бы во главу угла (Фродо из фанфиков про Арагорна или произведений, «зацентрованных» на Сэме может быть совсем не похож на «себя» из фродоцентричных фанфиков).

    Если же подводить итог, касающийся Фродо в контексте фэндома «Хоббит», то можно сказать следующее. Фродо возникает не как самоцель, его общение с Бильбо не интересно как часть его внутреннего развития, но как часть «быта» Бильбо, это ребенок, племянник, но ничем не отличающийся от сына. Он прежде всего адресат истории, а также тот, с кем можно встретится, придя к Бильбо домой (то есть опять-таки «отцовско-бытовая сторона»). Поскольку в фэндоме колоссальное место заняли Торин, Кили и Фили, то образ Фродо служит также для поддержания их образов, когда хоббитенок спрашивает о них, встречается с ними или становится параллелью Фили и Кили. В последнем случае он образует с ними (возможно, сюда мог бы войти Гимли?) «поколение детей», в противовес «отцам» Торину и Бильбо.

* Подобный диалог присутствует в фанфике «Визит» автора Эданиэль (сайт «Книга фанфиков», http://ficbook.net/readfic/555923)

21-25.07.2013


Рецензии