Духовное Зрение и Духовные Миры

                МАКС   ГЕНДЕЛЬ

                ЛЕКЦИЯ 3


               
                ДУХОВНОЕ  ЗРЕНИЕ  И  ДУХОВНЫЕ  МИРЫ


 В первой лекции мы видели, что единственной теорией жизни, выдерживающей прожектор разума, является теория, утверждающая, что человеческое Эго бессмертно, что земная жизнь это школа и что Эго возвращается в эту школу в последующие жизни для того  чтобы усвоить свои уроки под руководством  природных законов-близнецов - закона следствия и закона перерождения - таким образом упорно прогрессируя в сторону цели совершенствования. 
   Вышеупомянутое решение загадки жизни естественно ставит вопрос:  если те, которых мы называем мёртвыми, на самом живы, почему мы не видим их, и где они находятся?
На этот вопрос ответ был дан во второй лекции, в которой было показано индуктивным и дедуктивным способом и прямым неопровержимым свидетельством, что мы окружены невидимым миром, населённым так называемыми мёртвыми, которые живут в нём полноценной жизнью, и что единственной причиной почему мы, как правило, не воспринимаем их, является недостаток у нас необходимого чувства.
Слепым недоступен свет и цвет, потому что они лишены физического зрения.  Мы слепы к миру духов, так как не обладаем духовным зрением.  В каждом человеке скрыто "шестое" чувство, и оно может пробудиться в каждом без исключения применением определённой методики, как будет показано в лекции 11 этого цикла.
 В данной лекции мы будем исследовать внутренние миры, и, наверное, не было бы неуместным дать основное понятие о том, каким образом ясновидящие узнают о невидимых мирах и показать масштаб и ограничения ясновидения.
   "Ясновидящим" называют людей, которые видят объекты, невидимые для обычных людей.  Вопреки общепринятому представлению, ясновидящие бывают разных типов.
    Одни, словно заключённый за зарешеченным окном, способны видеть всё в ограниченных пределах видимости, и в зависимости от того, выходит ли его окошко в узкий тюремный двор или на широкий простор страны, будет варьироваться масштаб его обзора. 
  Если его обзору, более того,  препятствуют ставни, которые он не может контролировать, которые открываются и закрываются независимо от его воли, то мы сочтём его наблюдение мало полезным как для него, так и для других. 
Некоторые ясновидящие подобно заключённым, в случае открытых ставней  видят, что происходит на ограниченном участке данного места  в данное время.  Они не могут не видеть, независимо от того, нравится им это видение или нет. Они вынуждены терпеть его до тех пор, пока оно не исчезнет само по себе.  Этот тип называется негативными, невольными ясновидящими.
   Другие, хотя и с ограниченным обзором, могут контролировать ставни, которые они открывают и закрывают по своей воле, и видят всё что им позволяет масштаб обзора.
Они также считаются негативными, однако со способностью видеть по своей воле и называются добровольными ясновидящими.
  Есть ещё и такие, которые имеют способность, напоминающую положение заключённого в тюрьме из стекла, расположенной на холме и снабжённой телескопами высокой мощности с заглушками, открывающимися, когда в них смотрят, и закрывающимися, когда от них отойдут.
Таким образом, наблюдатель имеет полный обзор, и в любой момент, когда пожелает, может   рассмотреть любой объект, который  ему хочется изучить, и потому, его считают добровольным, квалифицированным ясновидящим.
  Есть ещё более высокая стадия, где ворота тюрьмы открыты и человек способен покинуть плотное тело, направиться в невидимый мир, исследовать при ближайшем рассмотрении вещи, которые его интересуют и которые упомянутый выше разряд может рассматривать только с расстояния.
   Разумеется идеальным является метод покидать своё тело по желанию, потому что в таком случае он не только ясновидящий, но и гражданин двух или более миров.
Эта стадия  редко достигается простым исследователем, но только теми, которые дали обет посвятить свои жизни служению человечеству.
     Они называются невидимыми помощниками и работают под руководством великих вождей человечества - наших старших братьев.
   В то время как многие люди ошибочно выражают крайнее недоверие к существованию метафизических миров, другие люди впадают в другую крайность - безоговорочно верят в существование невидимых миров и считают, что если кто-то видит этот мир, то вся истина открыта ему и что он знает всё, касающееся этих высших миров.
 Это является огромной ошибкой - ложность этого представления с очевидностью проявляется при сравнении  с обыденными делами.
Вряд ли можно предположить, что если человек, рождённый слепым, когда-нибудь прозреет, то он сразу  глубоко познает всю сложность физического мира; нет, более того, даже те, кто был с рождения зрячим,  обладают далеко не универсальным знанием об окружающем мире.
   Логика и аналогия  нарушаются этим предположением о внутренних мирах.  На самом деле, никакой ясновидящий, насколько  подготовлен бы он не был, не имеет абсолютного знания о том мире, и знает только то, что конкретно изучал.   
Слепой, обретший зрение, может научиться при его помощи  измерять расстояние и т.п.; то же самое может и ребёнок; так что ясновидящему следует много работать для того чтобы его способность стала ценной, и как правило, чем более люди искусны, тем скромнее они становятся в своих заявлениях и более склонны прислушиваться к версиям других людей, зная, сколько ещё неизвестного имеется в мире и как мало из многочисленных  сторон каждого из предметов может объять один исследователь.   
   Кроме того,  формы физического мира стабильны и не легко изменяются, но во внутренних мирах всё находится  в чрезвычайно интенсивном движении.   
    Формы меняются таким образом, который туманно описан в наших сказках. 
Следует удивляться не тому, что невольные или неподготовленные ясновидящие прискорбно путаются в видениях, а тому, что они вообще хоть что то увидели правильно.
Обучение состоит в обучении неофитов заглядывать за форму, которая является  мимолётной и иллюзорной для жизни, которая остаётся  той же самой, независимо от того какую "форму" она может принять. Потому что только тогда, когда "жизнь" можно увидеть, мы в безопасности  от чар иллюзий.
 Прежде чем приступить к исследованию невидимых миров, мы должны сначала представить  концепцию физического мира  розенкрейцеров, поскольку она несколько отличается от общепринятых взглядов.


ХИМИЧЕСКАЯ СФЕРА ФИЗИЧЕСКОГО МИРА

  В повседневной жизни  мы различаем  твёрдые вещества, жидкости и газы.
Они сгруппированы наукой примерно в семьдесят неорганических элементов, такие как водород, азот, кислород и углерод.  Из этих элементов строятся все формы.
   Мы также различаем четыре царства: минералов, растений, животных и человеческое, но это различие имеет отношение к четырём потокам развития духов на различных стадиях эволюции, проявляющиеся как жизнь,  которая сплавляет химические элементы в многочисленных формах, которые мы видим вокруг себя.
 Этот четырехкратный поток жизни более или менее прочно опутан формами,  которые он построил, в соответствии со стадией развития, достигнутой различными потоками духов.   
   Духи, составляющие жизненный поток минералов, очень слабы, и поэтому они настолько близки к материи, которую формируют в неорганические кристаллы, что кажутся неотделимыми от неё.  Этот жизненный поток известен как химическая энергия.
   Духи в  потоке жизни растений  ассимилируют кристаллизованные химические элементы и видоизменяют кристаллы в кристаллоиды при построении своих более сложных тел.
   Эти растительные формы, взятые в свою очередь, животным и человеческим потоками жизни, сгруппированы в клетки и органы, которые в совокупности составляют более сложные средства выражения двух высших царств.
  В то время как три более развитых потока жизни имеют дело с химической материей,  минеральный поток жизни, встроенный в нём, становится инертным, или, в определенном смысле, он умирает. Однако в момент, когда растительная, животная или человеческая жизнь покидает форму, которую мы после этого называем "мёртвой", минеральная жизнь, родственная  химической материи, еще раз вольна заявить о себе и проявиться, когда химическая энергия осуществляет распад и разлагают форму на исходные составляющие.
Некоторые учёные приписывают чувства минералам, "мёртвым" растениям и тканям "мёртвых" животных.
Исследования науки правильны, но это совершенно  неправильно определять как "чувства", которые являются просто реакцией на воздействия минеральной жизни, которая одушевляет форму, когда она становится непригодной к использованию высшими потоками жизни.
Поток жизни минералов воплощён в ткани, которую научные экспериментаторы используют, регистрируя впечатление; она не способна на истинные чувства, такие как удовольствие и боль.
    Это качества души и предикат "внутреннего" сознания, способные "перерабатывать" впечатления, полученные ею. Это  далеко за пределами минеральной жизни, и потому все формы, как таковые,  так же лишены ощущения, как химические элементы, из которых они состоят. 
Наука признаёт это, заявляя, что когда   болит палец, в нём нет чувства, он делегирует чувство боли мозгу.
Оккультные ученый считает, что все формы, мозг, мускул или кость в равной степени не обладают чувством, так как  чувство - это жизненный процесс не присущий твёрдым телам, жидкостям или газам, и не приобретаемый ими, в то время как сами они присваиваются  развивающимися  потоками  жизни для того чтобы доставлять вещества для различных форм, через которые эти потоки жизни выражают себя в плотном видимом физическом мире.
 Таким образом, если человек обладает не более чем плотным телом он будет так же не способен демонстрировать жизнь, как химическая субстанция, из которой состоит это тело, и если бы существовал  бы только этот видимый физический мир, то никогда бы не было каких либо иных форм, кроме инертных кристаллов.  Растения, животные и человек - эти достижения были бы недоступны природе.
    
      ЭФИРНЫЙ  СЛОЙ  ФИЗИЧЕСКОГО  МИРА
 
    Розенкрейцеры, как и другие оккультные школы, делят каждый мир на семь "областей" или состояний материи.  Наш видимый мир включает только три таких области: твёрдые вещества, жидкости и газы.
 Невидимый эфир занимает четыре остающиеся области, и именно с исследования этой эфирной четвёрки начинаются научные изыскания оккультистов.
    Эти четыре состояния эфира называются Областью Эфира.  Она является средой, через которую солнечная энергия поступает в плотные тела растений, животных и человека, и таким образом она служит основой для проявления жизни и жизненной силы. 
Имена и специфичные функции этих четырех состояний эфира, отсчитывая по восходящей, следующие:
       (1) Химический Эфир - это область проявления химической энергии, которая отвечает за образование кристаллов и демонстрирует как любовь, так и ненависть к атомам, "избирательное влечение", о котором говорил Гёте, в результате чего алкоголь и вода легко смешиваются, а масло и вода - отказываются.
Другие силы появляются в этом эфире для содействия ассимиляции, роста и экскреции, как это видно в высших царствах растений, животных и человека.  Химический эфир является единственно  активным среди минеральных химических элементов в их  природном состоянии.
  (2) Эфир Жизни.   Рыба может жить и двигаться в воде; животное и человек не могут.
Они живут на воздухе, который удушает рыбу. Так что каждая сфера природы является средой для проявления интеллектов различного устройства на различных стадиях развития и имеющих различные миссии в экономике природы.  В то время как силы, действующие в химическом эфире, исключительно озабочены  поддержанием отдельной формы, жизненный эфир является благоприятной почвой для репродуктивной энергии, которая имеет своей целью продолжение вида или рода. Таким образом,  он активен в растениях, животных и человеке.
(3) Световой эфир является средой проявления сил, которые производят тепло, движение и циркуляцию крови в животных и человеке и сока в растениях. Посредством его зеленый хлорофилл располагается на листьях, и так же происходит  окраска  цветов, животных и человека.  Это проход  для солнечной силы, которая формирует глаз и является средством зрения.  Силы в этом эфире только частично действуют в растении,  и полностью - в животных и человеке.
(4)  Отражающий Эфир - это субстанция самой высокой области физического мира, и изображения или записи всего, что есть или когда-либо было в физическом мире, можно найти там. Поэтому мы говорим, что он содержит "Память природы". 
Здесь идея строительства  архитектора, о которой мы говорили во второй лекции, доступна в любое время, независимо от того, жив он или нет.
Однако отражающий эфир заслуживает своё название не только в этом отношении, потому что  образы, находящиеся там, хотя являются репродукциями объектов физического мира, тем не менее являются отражениями  образов  в гораздо более высоком мире, где записи постоянны, более чистые и более определённые.
 Запись в отражающем эфире читается только  непроизвольными ясновидящими и психометристами, у которых нет выбора, даже если они, возможно, слышали о существовании высших записей. Иногда  ученик оккультиста также считывает записи в отражающем эфире, когда он впервые начинает исследовать невидимые сферы, но он ознакомлен с ее масштабами и не обманывает себя, думая, что это предел совершенства, и со временем учится использовать более высокие записи.
Этот эфир является самой важной сферой природы; это проход, посредством которого Эго управляет мозгом и нервной системой и контролирует ее плотное тело, а в отражающем эфире Эго в человеке делает запись своего опыта, которую мы называем памятью.
Наука учит, что и в наиболее плотных твердых и в редчайших газах два атома не соприкасаются, но все плавают, так сказать, в море эфира.  Это правда, но это только часть истории, если бы это было всё, было бы невозможно объяснить логически разницу между четырьмя царствами.
Мы знаем, что для того, чтобы функционировать в видимом мире необходимо иметь плотное тело.
 Без такого тела мы были бы "призраками", невидимыми для других физических существ.
То же самое истинно и для других миров.   Для того чтобы функционировать в этих мирах или выражать их специфические качества, необходимо иметь  сначала средство выражения, сделанного из их материи; и поскольку необходимо иметь плотное тело для того чтобы быть активным в физическом мире,  то мы должны иметь живое тело для того чтобы проявлять жизнь, ассимилироваться, расти или размножаться.
    Минеральный поток жизни в настоящее время воплощён в материи химической области, не имеет отдельного жизненного тела. Растения, животные и человек имеют жизненные тела, но они так же различаются по строению, как соответственная плотность их тел, варьируется качеством, количеством и строением их компонентов эфирной материи. 
 И всё таки, даже обладания плотным телом и жизненным телом недостаточно для объяснения всех фактов жизни.  Если бы в природе не было других сфер, движущееся животное и человеческие тела были бы невозможны; и даже если бы таковое было создано и имело бы энергию двигаться, то не хватало бы побуждения к движению и действию. Учёные оккультисты полагают мотивацию к действию в
МИРЕ ЖЕЛАНИЯ.
  Как и физический мир, эта сфера природы также состоит из семи областей, которые делят материю, в соответствие с относительной плотностью и другими качествами.
      Когда мы говорим здесь о материи, то мы имеем в виду не ту материю, которая присуща физическому миру.  Различие трудно объяснимо, потому что все наши термины воспринимаются в коннотации физического мира, и самое лучшее, что здесь можно сделать, это дать слабое представление на что это похоже или не похоже.
  Во-первых, хотя материя желания на ступень менее плотная, чем физическая материя, она никоим образом не является "более тонкой" физической материей. Конечно, первичный атом всех  физических форм один и тот же; гора, майский цветок, мышь и человек состоят из одного и того же типа атомов; однако вряд ли можно сказать, что мышь является более "тонкой"  степенью горы.
Аналогичная разница воплощена в утверждении об относительной плотности двух видов материи, которая делает одну подверженной закону, который не имеет силы  в другой.
    Материя желания особенно характеризуется лёгкостью, с которой она переформируется в другие формы и способна  менять одну форму на другую.
Пластичность - весьма убогое обозначение этого качества; кроме того, материя желания является также воплощением света и цвета такой яркости и блеска, переливчатости и оттенков, что по сравнению с ними наши самые величественные закаты выглядят блёклыми и мёртвыми.
Именно эта ослепительная яркость побудила средневекового алхимика обозначить её как "астральная", "звёздная", хотя она не имеет отношения к звёздам.
Слабое представление на что это похоже, можно получить, если, вращая, рассматривать на солнце раковину морского ушка и наблюдать игру меняющихся цветов.
 Для того чтобы приблизиться к основательному пониманию мира желаний, мы должны понять, что это мир чувства, желания и эмоций. Точно так же как наши кости, кровь, плоть сформированы из химической материи, так и наши желания и эмоции образованы из материи мира желания; и так же как наши тела подвержены гравитации и другим физическим законам, наши желания подчинены привлечению и отвращению, двум великим силам мира желаний.
Отвращение является преобладающей силой в трёх нижних или более плотных областях.
Привлечение одно господствует в трёх верхних областях, в которых материя является самой  редкой, но также присутствует до некоторой степени в трёх нижних областях, но оно выступает против силы отвращения.
Область "чувства" является центральной.  Здесь "интерес к" или "безразличие к" объекту или к идее качается  на чаше весов в пользу одной или другой из двух сил, привлечения или отвращения, таким образом отсылая объект или идею, которая породила чувство, к трем высшим или трём нижним областям, или, в зависимости от обстоятельств, изгоняя его из нашей жизни.   Иллюстрация покажет принцип и покажет, как эти «близнецы чувств» являются пружинами, которые двигают мир посредством этих "сил близнецов."
  Как животное, так и человек обладают хотящим телом и балансируют между двумя чувствами и двумя силами.  Тигрица в джунглях с безразличием пройдёт мимо батона булки, но она почувствует интерес к её обладателю.  Её интерес возбудит силу привлечения, тем не менее, она попытается убить его.
Деструктивный акт, однако, сам по себе не является целью, а только необходимым шагом на пути к усвоению. Если она заметит другого хищника, имеющего виды на то, что она считает своей добычей, это также вызовет в ней интерес. Однако на этот раз чувство интереса пробудит силу отвращения, и если последует схватка,  смысл уничтожения её соперника будет заключаться в самом уничтожении.
В этом случае и  в случае, где животное выказывает интерес к человеку, проявляются движущие силы, силы близнецы, чувства близнецы,  действующие похоже,  но в них существует различие в структуре желания человека и животного.
Хотящее тело животного состоит исключительно из материи четырёх нижних областей мира желания.
Поэтому оно не способно испытывать чувств, кроме как желания пищи, крова и т. п.   
 Святой почувствует сильные угрызения совести, если ненароком вспылит и произнесёт грубое слово; тигрица пребывает в абсолютном спокойствии и самодовольстве, хотя убивает каждый день.
   Причиной этого является то, что хотящее тело человека состоит из материи всех семи областей мира желания, и потому он способен  испытывать более высокие чувства, чем животное.  Вот ещё одна иллюстрация, которая прояснит это положение:
  Три человека идут по дороге.  Они видят больную собаку, покрытую язвами, испытывающую невероятные страдания и голодающую.
  Для всех трёх людей вполне очевидно её ужасное положение; это испытание их чувств. 
Один чувствует "безразличие" к  животному и проходит мимо, не удостаивая больше её вниманием, и оставляя её своей судьбе.  Другие ведут себя иначе.  Они оба проявляют интерес и останавливаются; однако интерес проявляется у этих двоих по разному.
  Интерес одного человека сочувственной, полезной природы, побуждающий его к уходу за несчастным животным,  к стремлению успокоить её боль и  вылечить.  В нем "чувство" "интереса" вызвало "силу" привлечения."
Чувство другого противоположной природы.  Он видит лишь омерзительный объект, который оскорбляет его эстетический вкус,  и он желает избавить себя и весь мир от этой чумы как можно быстрее; он настроен убить  животное прямо на месте и похоронить его.
  В нем «чувство» интереса вызвало разрушительную «силу»: отвращение.
Таким образом, мы видим, что все действия или бездействия ( что является негативным действием) обязаны двум чувствам: интереса, которое вызывает две силы, привлечения или отвращения, и безразличия, которое просто отрезает нас от объекта или идеи, против которой оно направлено.
  Если наш интерес к объекту или идее вырабатывает отвращение, это, конечно, также вызывает в нас стремление вычеркнуть их из нашей жизни, но как показано в иллюстрации, существует огромная разница в действии силы отвращения и чувства безразличия.
  Итак, мы видим, что плотное тело формируется из инертной субстанции  химической области, приведённое в движение и оживлённое  жизненным телом, состоящим из эфиров области эфира, и получает побуждение к действию от тела хотящего, побуждение, которому животное следует абсолютно, но человеком проверяется посредством ещё одного фактора - разума, который иногда, побуждает его действовать вопреки своему желанию.
Если не было бы никаких других областей в природе, кроме физического и мира желания, этот фактор не существовал бы. Мы бы имели минералы, растения и животных, но человек, существо думающее и анализирующее, был бы невозможен в природе.
     МИР  МЫСЛИ  подлежит рассмотрению, как необходимое условие объяснения человека.
 Потому что из этой субстанции сформирован разум, который действует как тормоза для импульсов хотящего тела, диктующий совершение действий вопреки побуждениям двух чувств, по причине более широкой точки зрения.
    Мир мысли также состоит из семи областей, в которых материя классифицируется в соответствии с плотностью и качеством; кроме того, делится на два основных раздела: "Область "конкретной" мысли и область "абстрактной" мысли.
  В трёх низших подразделениях области конкретной мысли находятся архетипы всего того, что мы видели  физическом мире, например, минералы, растения, животное, человек, континенты, реки, океаны; и здесь опытный ясновидящий, чьи способности дают ему возможность достичь эти высокие области, видит  также универсальный океан текущей жизни, который вмещает все формы, видит тот же самый жизненный импульс, передвигающийся от одной формы к другой ритмичными циклами, поддерживая форму, специализированную  человеческим Эго, или групповой дух  животного и растения.
Эти архетипы являются не просто моделями в том смысле как мы привыкли понимать обозначение "модель", как вещь в миниатюре или состоящая из более тонкого материала; это креативные архетипы, формирующие все видимые формы, такие, которые мы видим в окружающем нас мире, по своему собственному подобию, или вернее,подобиям, так как часто многие архетипы работают вместе, и каждый из них отдаёт часть себя, чтобы сформировать определённые требуемые образцы.
     Они ранжируются и руководятся  "Архетипическими силами", которые обнаружены в четвёртом  подразделении. Наш разум сформирован из субстанции четырёх нижних подразделений, что даёт человеку также возможность  формировать мысли и образы, которые затем могут быть воспроизведены в железе, камне, дереве, и таким образом, посредством разума, который он получает из этого мира, человек становится творцом  в физическом мире, подобно архитипическим силам.
   Но что направляет разум, как  архетипичекие силы, руководить операциями архетипов? Именно Эго, и оно собирает свою одежду или форму из трех высших разделов, которые называются Областью Абстрактной Мысли и Идей.
   Таким образом,  мы видим, что человек является очень сложным существом и гражданином трёх миров, с которыми он связан  неразрывной цепью пяти средств, тем самым давая ему полностью бодрствующее сознание, благодаря которому он способен видеть объекты в окружающем его пространстве  в чётких и контрастных очертаниях.
     У животного ещё нет индивидуального духа, оно имеет так называемый "групповой дух", который информирует всех членов вида.
Каждое отдельное животное имеет три тела - плотное, жизненное, хотящее тело - но ему не достаёт одного звена в цепи: разума.
   Поэтому животные, как правило, не думают, но так же как мы вызываем электричество в проводе, если поднесём его к другому, заряженному электричеством, и в животных, таких как собака, лошадь, слон,  при контакте с человеком, вызывается подобие мыслительной деятельности
  Другие животные повинуются велению( что мы называем инстинктом) животного группового духа.
 Они не видят объекты в таких чётких очертаниях, как человек; в низших видах  животное сознание сводится всё больше и больше во внутреннюю "картинку-сознание", напоминающую  сновидение человека, за исключением того, что их картины не искажены, но в точности передают животным побуждения группового духа.
  Растения имеют плотное тело и жизненное тело; потому они не могут ни чувствовать, ни думать.
 Они не имеют хотящего тела и разума, и вследствие этого  между растением и его групповым духом существует гораздо большая брешь, чем между  животным и его групповым духом, и поэтому сознание растений соответственно более тусклое, напоминающее состояние сна без сновидений.
   Минералы имеют только плотное тело.  У него не хватает трёх звеньев, чтобы соединиться с групповым духом. Поэтому оно инертно, и его сознание напоминает сознание плотного человеческого тела в состоянии "транса", когда  человеческий дух, Эго, покинуло его пределы.
     В завершение, хотелось бы отметить, что три мира, в котором мы живём, не разделёны пространством.  Они все находятся вокруг нас, как свет и цвет, отпечатанные в физической материи; как линии спайности в минерале.
Если мы заморозим посуду с водой  и исследуем её под микроскопом, мы увидим кристаллы льда, отделённые друг от друга линиями.  Они присутствовали, хотя и невидимые, в воде как линии силы, неразличимые, пока соответствующее условие не выявило их.
  Так что один мир лежит отпечатанный в следующем, расположенном наверху, невидимом, пока мы не поставим его в соответствующие условия; но когда мы приспособились, природа, которая каждое мгновение готова развернуть нам свои чудеса, выражает горячую радость по поводу каждого, кто в качестве помощника эволюции таким образом достигает гражданства в невидимых мирах.


Рецензии