Часть1 ТРиСС-программа иновационного менеджмента р

                ТРиСС – программа  инновационного менеджмента
синергетического совершенствования и развития социотехнических систем:
                предприятий, общества и государства
 «Знание – это теория… Информация – это еще не знание. Мир захлебывается в информации, но знание обретается по крохам. Знание ничем заменить нельзя».
                Э.Деминг
«ТРиСС – программа инновационного менеджмента запрограммированного на успешное создание социотехнических систем синергетического совершенствования и развития: организаций и предприятий, государства и общества…»
                О.Р.Мусин
В этой статье  представляю уважаемым читателям свою авторскую программу ТРиСС (Теория Развития и Совершенствования Социотехнических Систем), которая успешно внедряется на ряде отечественных и зарубежных предприятиях. 
Сравнивая уровень социально – экономического развития родного отечества с уровнем развития развитых стран любому патриотично настроенному россиянину должно быть стыдно и обидно за свое отечество. А где же гордость Великороссов? Где свои Гастевы и Альтшуллеры, внесшие значительный вклад в социально – экономическое совершенствование и развитие родного отечества?  Говоря об инновациях, как экономической категории, которую впервые ввел австрийский экономист И.Шумпетер, развитие государства и общества можно разделить на пять категорий:
1. По степени новизны
2. По объекту применения
3. По масштабам применения
4. По причинам возникновения
5. По эффективности
Если оценивать инновационность социально – экономического развития Российского государства за последние 20 – лет то, с сожалением,  можно констатировать его деградацию по всем 5 – ти выше перечисленным категориям. Под эффективностью современных менеджеров мы понимаем воровство бюджетных средств и государственной собственности. Под реформами министерств и ведомств – уничтожение всего лучшего, что было накоплено предыдущими поколениями.
Для того, что бы безнадежно не отстать от цивилизованных стран, стремящихся превратить наше отечество в сырьевой придаток нам необходимо:
1. По степени новизны – заниматься  радикальными инновациями. Переводя организации и предприятия из устаревших  технократических систем на социотехнические системы синергетического совершенствования и развития за счет обучения менеджеров практике  применения инструментов и методов  бережливого и творческого менеджмента.
2. По объектам применения – заниматься совершенствованием и развитием социальных, технических и технологических систем…
3. По масштабам применения – заниматься на общегосударственном уровне с вовлечением всех категорий граждан.
4. По причинам возникновения – заниматься радикально – стратегическими инновациями, обеспечивающими социально – экономическое совершенствование  не только для  достижения уровня развитых стран, но и обеспечивающих развитие для создания конкурентных преимуществ перед ними.
5. По эффективности – заниматься комплексным совершенствование и развитием социотехнических систем в масштабах государства.
Решение этих задач требует новаторского, творческого, изобретательского подхода, которым обладают люди с предпринимательскими способностями, основная задача которых заключается в поиске, разработке и внедрении инноваций. Один из классиков экономической теории - А. Маршалл говорил о предпринимательстве, как о главной и решающей особенности рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство". Конкуренция побуждает совершенствовать технологические системы производства продукции от поставщика, производства и до потребителя с целью создания  большей потребительской ценности. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации инновационных идей по развитию технических, технологических и социальных систем,  т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.
Последние годы президент и правительство большое внимание уделяет инновационному развитию государства. Для того, что бы судить об эффективности предпринимаемых в этом направлении шагов, необходимо задаться следующими вопросами:
1. Есть ли теоретически обоснованная программа инновационного социально – экономического совершенствования и развития общества и государства?
2. Есть ли подготовленные по этой программе  инновационные учителя – наставники, способные к обучению людей и помощи руководителям в радикальном  внедрении  изменений в организационно – управленческих структурах во всех видах деятельности организаций и предприятий?
3. Готовы ли отечественные собственники и бизнесмены к внедрению радикальных изменений?
4. Готова ли среда (народ)  к радикальным изменениям?…
Участвуя в программах внедрения инструментов и методов «бережливого производства» по инициативе директоров и собственников предприятий, а иногда и правительств. Я обратил внимание на то, что даже признанные международным сообществом гуру по «бережливому производству» не имеют четкой и ясной программы поэтапного перевода организационно – управленческих систем предприятий с безнадежно устаревших концепций «массового производства», на инновационные системы «бережливого производства».  При этом, основной акцент при внедрении концепции бережливого производства все  делают просто на обучении и внедрении на рабочих местах инструментов «бережливого производства» (5S, SMED – OTED…) и методов устранения Потерь (5W, метод Парето, диаграмма Исикавы…) . Причем акцент делается в основном на производственных или офисных подразделениях. При этом забывают, что доля инноваций подсистемы производства составляет около 15%, от общей доли инновационного развития всей системы предприятия. Основная доля  инноваций приходится на подсистему проектирования и разработки продукции, которая составляет до 85%. Возникает законный вопрос. Можно ли совершенствовать и развивать систему предприятия, состоящую из таких подсистем как:
- маркетинг,
- управленческий учет,
- проектирование и разработка продукции (услуги),
- обеспечение и логистика,
- организация и управление…,
занимаясь только одной из подсистем производства? Значит, речь должна идти о создании системы бережливого предприятия. Другая проблема заключается в том, что топ – менеджеры игнорируют обучение и практическое применение инструментов и методов «бережливого производства», стараясь не участвовать в обучении своих сотрудников. Тогда как можно управлять и организовывать то, чего ты не понимаешь? Значит надо разрабатывать программу обучения и практического применения инструментов и методов для создания системы бережливого менеджмента. Опять же говоря о необходимости внедрения концепции бережливого производства в организациях и предприятиях, которая в основном нацелена на исправлении и совершенствовании технологических систем разработки и производства продукции. Начинаешь задумываться, а где же здесь развитие систем? А что бы говорить о развитии не только технологических систем, но и развитии технических систем, которые позволят создать не только идеальную систему продукта, удовлетворяющую потребности потребителя, но и создать идеальную систему его производства. Необходимо на следующем этапе заниматься обучением и внедрением на предприятиях концепции ФСА (функционально – стоимостный анализ) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). А это уже другой подход к организации и управлению производством, который назовем системой творческого менеджмента, основная цель которого заключается в создании синергетической (саморазвивающейся) системы предприятия. Как вы видите, для того что бы внедрять инновационные знания и методы на рабочих местах всех категорий сотрудников предприятий и организаций, требуются не просто менеджеры, а менеджеры владеющие инструментами и методами бережливого и творческого менеджмента, желательно с предпринимательскими способностями. Только лидеры компаний (собственники и руководители), с предпринимательскими способностями во имя создания нового продукта или предприятия мирового лидера, производящего продукцию с высокими потребительскими ценностями могут пойти на кардинальные изменения своих организационно – управленческих структур во имя достижения своих целей, подбирая и увлекая за собой своих сотрудников - коллег.
                Продолжение следует...


Рецензии