Евреи, еще и летают

   На моей фотографии место, где похоронен великий художник Марк Шагал.

  Вот, что рассказывает поэт Евгений Евтушенко о просьбе Марка Шагала вернуться на Родину (подробнее об этом можно прочесть в книге Михаила Веллера, или услышать от самого поэта в сериале "Свидетели").
 
  Шагал сказал Евтушенко: "Я хочу умереть в Витебске. Я хочу отдать все картины, принадлежащие мне, а их довольно много, в дар России. Пусть мне дадут маленький дом за них, и я буду жить потихонечку и потихонечку умру, но я хочу».

  Он взял книгу репродукций своих картин и подписал по-русски: "Дорогому Никите Сергеевичу Хрущеву с любовью к нему и нашей общей Родине".
 
  Евтушенко понимал всю сложность выполнения этой просьбы. Поэтому заручился еще и письмами руководителя французских коммунистов Мориса Тореза и советского посла во Франции Виноградова.
 
 Но помощник Хрущева никогда о художнике Шагале не слышал. А когда увидел в  привезенном в подарок Хрущеву альбоме знаменитую картину «День рождения», гневно воскликнул:

 -А это что такое? Евреи, еще и летают. Вы что, сошли с ума, Евгений Александрович, от вашей заграницы?

 Так и не дали великому Шагалу умереть на Родине. Побрезговали его бесценными творениями…

 Для Шагала выстроили виллу в небольшом городе художников Сен-Поль-де-Ванс в прекрасном Провансе.

 Там художник и умер 28 марта 1985 года.

 Многие исследователи его творчества отмечают совпадение взглядов иудея Шагала с концепцией христианства. Для Марка Шагала, не было «ни эллина ни иудея». Художник писал: «Из-за того, что я много страдал и многое пережил, я беру Библию и на ее основе хочу показать людям, что не надо причинять зло друг другу».

  На его могилу по еврейскому обычаю приносят и привозят со всех концов планеты камешки. Лежит там и камень, привезенный нами из Иерусалима.

  P.S. Первый отзыв на эту заметку получил от поэтессы Татьяны Блантер. Мне кажется, что её отзыв с цитатой из письма Беллы Шагал - жены и Музы великого художника - существенно дополняет мой текст:
 
  "Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся... Я все еще держала цветы... Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке... Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь... И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас".

Белла Шагал
"Горящие огни"
Еще раз спасибо!Чудо.Как хорошо иметь способность летать!
 
И еще интересный факт- В1990 году полотно "День рождения" было продано на "Сотбис" в Нью - Йорке за 13,5 миллиона долларов...

Блантер Татьяна   27.07.2013 06:56


Рецензии
О чем говорить, когда страной правили прачки, судомойки и Герой соц. труда трактористка Турсуной Ахунова7
Недавно в каком-то интервью В. Познера услышала его рассказ о том, что он находился в гостях у своего давнего друга еще со времени "мостов", Фила Донахью, когда объявили результаты выборов президента США.
Донахью сказал:
" Американцы получили того президента, которого они заслуживают".

Елена Ахмедова   01.11.2019 21:45     Заявить о нарушении
Сегодня на своей страничке обнаружила приглашение на немецком языке на экскурсию-презентацию : "Stolpersteine" im Frankfurt am Main.
Это слово, буквально: "камни преткновения", или точнее, "спотыкания."
Учитывая освященную веками иудейскую традицию возлагать на могилу камни, связанную возможно с тем, что в пустыне могилу надо было как-то укрепить, во Франкфурте во многих районах, местах компактного проживания евреев до войны, прямо в тротуары вмонтированы таблички с именами тех евреев, которых нацисты отправили отсюда в концентрационные лагеря смерти.
И экскурсия эта организована не еврееями, а немцами.Чтобы помнили.

Елена Ахмедова   01.11.2019 21:52   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Скажу честно, мне эти "камни преткновения" на улицах ряда западных городов не кажутся хорошей идеей. Топтание сотен чужих ног по ним ничего не добавляет к памяти жертв, а антисемитов от этого меньше не станет. И, главное, сами евреи, по моему, никогда уроков из трагедий своего народа не извлекали. К сожалению... С уважением,

Борис Готман   01.11.2019 22:13   Заявить о нарушении
Я внимательно наблюдала, никто на эти камни не наступает, иногда и рядом идущие тем, кто не увидел, показывают, и все обходят. Хотя, на мой взгляд тоже, идея не очень хорошая. Антисемиты( некоторые) утверждают, что не декларировали бы себя евреи как богом избранный народ, не было бы и негативной реакции. Я - атеистка, или, точнее, агностик, но не воинствующий. Но по-моему действительно нет и не может быть "Богом избранного народа", как это высказывание не толкуй.

Елена Ахмедова   02.11.2019 19:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.