Инспектор

ИНСПЕКТОР.
Часть первая.         
 В  ЖИЗНИ РАЗ БЫВАЕТ 18 ЛЕТ.
Эту ночь я спал плохо. Беспокоил груз ответственности и неверие в свои возможности. Из 12-ти ребят, которые спали рядом со мной в комнате общежития физмата, лишь я находился в списке студентов, выбранных деканатом для выполнения особого задания горкома комсомола города Хабаровска. Два дня назад нас собрали в горкоме, где мы выслушали речи  нескольких руководящих работников, которые говорили о том, что наша страна идет к коммунизму семимильными шагами, что мы уже построили первую фазу коммунизма, которая называется социализм, но есть препятствия на нашем пути, и мы -   грамотная молодежь, умеющая считать, должны помочь их  устранить.
Одним из этих препятствий на пути к коммунизму секретарь горкома ВЛКСМ назвал обвес и обсчет строителей нового общества, производимый нечестными продавцами магазинов.
Далее, государственный торговый инспектор рассказал нам, как проводить проверку магазинов, очень подробно рассказал. В конце встречи нам выдали «корочки».  Так я стал  “торговым инспектором” г. Хабаровска в 18 лет.
Сегодня воскресенье, все ребята спят. Я тихо вышел из комнаты и пошел вниз по Комсомольской улице по направлению к ул. Карла Маркса, где находился небольшой гастроном. Поджилки у меня тряслись, я чувствовал себя неуверенно, и, возможно, поэтому все  продавцы, у которых я что-то покупал, меня сильно обвесили и обсчитали.
 Продавщица рыбы, которая курила за прилавком, выбросила «беломорину» и презрительно посмотрев на меня, стала резать по моему заказу соленую кету – амурского лосося. Еще я купил 500 г. вареной колбасы,  килограмм печенья, ещё что-то, после чего произнес магические слова; «Контрольный закуп!» и сунул под нос продавщице удостоверение инспектора. Немая сцена в «Ревизоре!» Пока продавцы приходили в себя, я перевешивал купленные продукты. В кульке с печеньем оказалась труха, прикрытая сверху печеньем, колбасы оказалось  390 г,  рыба мне была отрезана с хвоста, что дешевле, а деньги взяты,  как за филейную часть, причем недовес составил 50 грамм. Все весы в магазине оказались подведенными, показывали вместо нуля 5-7 грамм. Я составил протокол, подписывать продавцы отказались.
 Если бы не присутствие покупателей в магазине, которые с интересом наблюдали за дуэлью продавца и студента- инспектора, меня бы осыпали градом оскорблений, но рядом со мной встал высокий парень ханыжного типа, положил мне руку на плечо и выразительно посмотрел на продавщицу рыбы, которая сразу “прикусила язык”.
Выйдя из магазина, я внезапно  почувствовал приступ гнева. Меня нагло обворовали прямо на моих глазах, и я решил, что выведу на чистую воду как можно больше этих жуликов. Моё неверие в свои силы прошло. Сразу бросился в другой магазин, уже внутренне собранный, со святой правдой в душе. Так я успел обойти четыре магазина, где меня, поголовно, все продавцы обвесили и обсчитали, а из пятого ушел, не составив протокола. Я  увидел  там на полке мороженный виноград «Дамские пальчики». Продавец, мужчина средних лет, очень приветливо сразу стал со мной разговаривать, спросил мое имя и стал называть меня Вовочкой. Виноград стоил 25 руб. за 1кг. Это было дорого. Я неохотно купил 300 г, пару гронок, просто не смея отказать такому поразительному обслуживанию. Продавец аккуратно завернул товар, дал мне сдачи, и у меня не поднялась на него «карающая рука инспектора». Я ушел. Дома обнаружил недовес в 75 грамм. Так закончился этот воскресный день.
В понедельник после лекций меня вызвали в деканат, забрали «корочки», поблагодарили за работу и сказали, что экспримент горкома ВЛКСМ прекращен. На следующий день я встретил свою подругу Анну Зигельман, которая рассказала мне, что ее дядя работает директором гастронома, где я побывал. Какой то «шмаковатый», как он выразился, студент приходил с инспекцией, после чего три продавца подали заявления об уходе. Дядя сразу побежал с жалобой в горком партии. Очевидно, что жаловался не только этот «дядя», потому что комсомольский экспримент сразу прекратили. Ведь обман и обсчет населения был одним из основных  камней фундамента Советской власти.




Часть вторая.  МОИ ГОДА - МОЕ БОГАТСТВО.

Уже много лет я живу в Сан Франциско, чудесном городе, известном на весь мир.  Как и положено в США, в 65 лет я ушел с  работы в госпитале и стал пенсионером.
Стал много бывать на свежем воздухе.
Однажды утром я подошел к остановке автобуса и увидел Колю, моего знакомого, сидящего на скамейке в черном строгом костюме с галстуком.
-Коля, тебя что, президент пригласил на встречу? – удивился я.
- Я иду в Сити холл пройти тест, чтобы принять участие в выборах. За работу на выборах платят деньги.
Я очень удивился. В России и на Украине я часто работал на выборах в воскресенье, но мне никогда не платили. Мне, школьному учителю, отказаться  от этой обязанности было невозможно.
Через несколько дней я пришел в Сити холл в центр по проведению выборов.Сдал несложный тест и получил работу клерка на избирательном участке. Работа оказалась для меня очень интересной.
В выборах на обычном участке голосует,  примерно, двести человек  За те годы, что я работал клерком, эти избирательные участки (precincts) располагались в гаражах  частных домов, владельцы которых сдают  мэрии города свой гараж в рент на один день. Я думаю, что им платят долларов 150- 200 за это.
Однажды, пришел голосовать белый американец с русской девушкой, своим партнером по туристическому бизнесу в Сан -Франциско и Нижнем Новгороде. Партнерша по-английски не говорила.Я с ней  разговаривал, пока американец заполнял избирательный бюллетень. Уходя, она меня спросила:
- Слушайте, а куда это он меня привёл? Тут что, пишут заявления на квартиру или  на работу устраиваются?
 Я ей обьяснил, что здесь выбирают президента США. Она  замолчала, осмысливая происходящее, затем произнесла: « В гараже?» и в смятении  вышла на улицу.
На следующих выборах инспектором был афроамериканец по имени Рик. Выборы были местные, и мы не были слишком загружены работой, было время поговорить. Рик рассказывал мне, как он работал в Нью Йорке  охранником в публичном доме. Для меня, старого «совка», это было интереснее любого детектива.
 В следующие выборы одним из клерков оказалась молодая американка, которая хорошо говорила по- русски, учила язык в университете. Она мне рассказывала истории о своей работе переводчиком на русском рыболовном траулере, который ловил рыбу на Аляске. Мне было интересно послушать мнение коренной американки о русских рыбаках. Надо сказать, что, к моему удивлению, мнение было неплохое. Говорила о них с уважением.
Однажды, за день до выборов мне оставила на телефоне сообщение инспектор того участка, где я собирался назавтра работать.
- Я - твой инспектор. Приходи завтра в 6 часов утра. Если опоздаешь, будешь отправлен домой. Перезвони мне. Если не перезвонишь, будешь отправлен с выборов домой.
Я был поражен таким предвзятым отношением. Позвонил в Центр, и «проиграл» этот месседж работнику центра. Обьяснил ему, что я не привык к такому обращению, что я работал учителем и учил детей культуре общения. Работник центра обещал поговорить с инспектором, а затем спросил меня, не хотел бы я поработать инспектором? Я ответил отказом. На следующий день я пришел в 6 часов утра на участок.
- Я – твой босс- сказала мне сразу инспектор, невысокая женщина средних лет,  с  неприветливым лицом. В  течение дня она всячески старалась подчеркнуть свое »высокое» положение.В конце дня я пообещал ей, что на следующих выборах буду работать инспектором, и она перестанет быть моим «боссом».
Так я стал инспектором в США  в 70 лет  отроду.
Больше я с «боссом» не встречался.
Работа инспектора довольно ответственная, я ценю доверие, оказанное мне,  человеку второго сорта в СССР. Стараюсь, насколько позволяют мои способности. Но не всегда все получается.
Выборы 6-го ноября 2012 года.
 В конце дня пришел проголосовать слепой американец по имени Джонатан. Его сопровождал его друг Майкл, молодой  парень с приветливым лицом. Они сразу направились к специальной машине для голосования инвалидов.Надо сказать, что я с детства испытываю недоверие ко всяким механизмам и приборам, будь то магнитофон, пылесос, компьютер, телефон или автомобиль. Взяться за освоение этих обьектов я могу лишь под большим давлением обстоятельств или людей. Я уже работаю на выборах 10 лет, но незрячего  избирателя встретил впервые. Лихорадочно стал вспоминать, как приготовить уже включенную машину для звукового голосования. Минут через 10 все было готово, Джонатан сел за машину, одел наушники. Звука нет. Проверил снова включение, безрезультатно. Позвонил в центр, мне стали обьяснять, как восстановить звук. От волнения и недостаточного знания технических терминов на английском языке, я плохо понимал указания, поэтому передал телефон Майклу,очевидно, компьютерщику. Он выполнил все указания, и звук пошел. Джонатан начал заполнять  бюллетень.Прошло еще минут 20. Наконец, бюллетени заполнены, можно уходить. Внезапно, Майкл бросил взгляд на табло машины – там стоял ноль, вместо единицы. То есть голосование не прошло, бюллетени не будут учтены. Или что-то мы не то сделали, или машина дала сбой.Снова звоним в центр. Нам предлагают начать все сначала.
- Ну, что, пойдем домой или проголосуем снова?- спросил Майкл Джонатана.
- Буду снова заполнять бюллетени – был ответ.
 Второй раз времени на выполнение голосования ушло гораздо меньше. Наконец, все закончено, на табло – цифра 1, голосование состоялось.
К чему я это рассказываю Вам, дорогие читатели? Я еще не знаю последствий, может быть, меня больше не пригласят работать на выборах за недостаточный профессионализм, но необычность случившегося для меня состоит в том, что рядовой  американский избиратель уверен:  его голос имеет значение, и он готов ждать,  пройти через трудности, чтобы повлиять на результат выборов.
Здесь - не Россия.
P.S.
И вот снова выборы. Я рад, что меня снова пригласили на должность инспектора, несмотря на мой непрофессионализм на прошлых выборах. Почему я рад? 1.Город хорошо платит.Во многих странах месячная пенсия меньше  моего дневного заработка.2.Почетная, интересная и ответственная работа, вызывающая уважение граждан США.
И вот наступил день выборов- 5-е ноября 2013 года.
Я жду с нетерпением появления Джонатана, поскольку  прошел специальный тренинг для работы с незрячим избирателем. И вот он появился с собакой- поводырем.
-Джонатан, привет, мы все ждем тебя- сказал я ему по-английски.
О, ты помнишь мое имя, это – удивительно!
- Ты у нас один, Джонатан, как мы можем тебя забыть!
 Голосование прошло прекрасно, заняло не больше 15-ти минут. Джонатан был очень рад этому, долго нам рассказывал о своей собаке, которой уже 10 лет, и она очень привязана к хозяину, понимает его речь. Да и у меня душа успокоилась, не знаю, надолго ли?


Сан-Франциско.


Рецензии