Средиземка-3

28 июля - День ВМФ России.

Черное море прекрасно... Я возвращаюсь в свою мореходную молодость...  Столько лет  ждать этого неповторимого часа - «Азов» полным ходом и правым галсом  идет на Босфор, далее – в Средиземное море...  А мы  все дальше и дальше уходим от родных берегов и кровавой трагедии, которая разыгрывается сейчас в Беслане. Куда мчится десантный корабль с вооруженным десантом и зачем?!..

      Капитан 2 ранга Антон Панин, замполит корабля,  дает мне справочный материал по походу. Читаю о проливе Босфор. В очередной раз стыжусь собственного невежества. Со временем, волею случая, и благодаря режиссуре телепередачи "Военно-исторчиеский журнал", я начинаю читать кое-какие источники по военной истории. Несколько лет мы триумфально выходим с этой телепередачей в эфире ТК "Культура". И я начинаю осознавать, что не наши природные богатства составляют главное достояние России. А именно ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ - это наше всё!.. 

      Никто из экипажа «Азова» не знает истинного  количества захваченных  в школе взрослых  и детей. Но и тогда цифра в триста человек - шокировала. Откуда столько дошкольников?! Из девяти  детсадов Беслана, четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего родители привели с собой на линейку малышей... Пришла беда – отворяй ворота.

      - Беслан выбран не случайно, –  еле слышно говорит Мурад.

      Мы стоим с ним на крыле мостика и проводим видеосъемку стрельбы РСЗО «Гроза» - флотского аналога знаменитой системы «Град».

      – Это водочная столица! – невозмутимо рассуждает мой оператор.

      Первые реактивные снаряды с характерным звуком огненными стрелами уходят в Черноморское небо. Снимаем сверху, с крыла мостика.

      - Дети ни в чем не виноваты! – возмущаюсь я.

      – «Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего чеченца»! – оглушенный залпом «Грозы», кричит Мурад. - Это кто сказал?.. Генерал Ермолов!..

      О, эта Русско-Кавказская война 1817—1864 годов. Сколько раз я мысленно обращаюсь в этому понятию. Военные действия, связанные с присоединением к Российской империи горных районов Северного Кавказа. Мое отношение к ней очень личностное. Вспоминаю свою детскую любовь - девочку с кавказа, жила она по соседству. Отец ее, офицер,  привез с Великой Отечественной войны жену, по местным нашим понятиям - красавицу. А дочь превзошла по обаянию свою мать. Теперь я в полной мере осознаю непонятную многим заповедь: "Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящих вас". Мудрость Евангелия.

      В репродукторе корабельной трансляции звучит голос капитана 2 ранга Антона Панина: "18 июня 860 года около 200 судов русских пришли к Босфору. Об этом походе нам известно из византийских источников, среди которых наиболее ценные принадлежат патриарху Фотию  – свидетелю и участнику этого события. Поход русов был совершен не с целью грабежа, а прежде всего как возмездие за убийство и обращение в рабство за долги нескольких русов в Константинополе. Священная война.

      ...Несмотря на мой журналистский опыт, я впервые вижу боевое применение морской модификации знаменитого «Града». Сорок фонтанов воды  поднимаются на горизонте.  Звуки разрывов до нас не долетают. Так близко съемочной группе расположиться от спаренных установок, на берегу никто не разрешит. Эти замечательные стрельбовые видеокадры РСЗО «Гроза»  обойдут потом многие телеканалы мира.

      Я припоминаю слова из письма генерала Ермолова в адрес императора Николая I: - Аулы я сжигал, Государь. Пушками загоняя разбойников в горы. Где они погибали во множестве! – именно Ермолова не любят чеченцы.

       Голос Антона Панина торжествует: "В IX веке русский князь Аскольд с дружиной как минимум два раза проходил через Босфор и Дарданеллы. Затем последовали походы на Константинополь русских князей Олега, Игоря и других.  Это не были чисто грабительские набеги. Несколько раз русские князья заключали с Византийской империей мирные договоры, главной целью которых являлись права русских купцов на посещение проливов"!

      Предупреждаю Мурада, который не знает и основ корабельного этикета.

      - Прежде чем войти в корабельную кают-компанию, необходимо испросить разрешения у командира, а в отсутствие оного, у старшего офицера! – так принято и на судах торгового  флота.

      - Ты у нас, Захарыч, моряк. Ты и спрашивай! – возражает Мурад. – У нас Аллах – командир!

      С этого момента начинаю не только сожалеть, но и проклинать свой кавказский выбор. Впрочем, выбора, ни у меня, ни у руководства ЦТРС Минобороны и нет. Наши славянские братья, по разным причинам,  все как один, отказываются от командировки на боевом корабле в Средиземное море. У одного жена в госпитале, у других валютная подработка на стороне. А Мурад - парень холостой. Кавказец согласился идти в Средиземку.

      Как объяснить парню, с диким горским характером, флотские традиции,  которые освящены веками?.. А море синее – синее!..

      Капитан 2 ранга гнет свое: "В 1204 году Константинополь  вероломно захвачен крестоносцами. «Воины Христа» отправляются в четвертый крестовый поход, чтобы освободить от неверных Иерусалим. А вместо этого устроили дикий погром православных святынь в Константинополе.  В 1204 году подвергается полному разрушению и русский торговый квартал… Почти полное прекращение русской торговли в Константинополе и транзит через проливы привели к экономическому и политическому угасанию Киева.В 1453 году турки захватывают Константинополь, переименовывают его в Стамбул и делают столицей Оттоманской империи".

      ...Дежурный офицер по трансляции приглашает на обед первую смену в кают-компанию. Мы во второй. Спускаемся в нашу импровизированную каюту - изолятор. Мурад все еще поглядывает на корабельного доктора с вожделением и надеждой на спирт. Однако предупрежденный мной доктор,  делает невинный вид. И Мурад готовится к намазу.

      Я читаю «Отче наш, сущий на Небесах» у своего мини-складня из трех икон: Господа Вседержителя, Богородицы и Николая Чудотворца.

      Корабельная трансляция голосом замполита Антона Панина доносит до нас последние сведения из Беслана: "На площадке рядом со школой в этот момент проходила линейка, посвящённая Дню знаний, перенесённая из-за жары с традиционных 10 часов утра на 9. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек".

      Слышим объявление с приглашением второй смены в кают-компанию.

      - Обрати внимание, - обращаюсь я к Мураду и говорю по слогам. – «ПРИ – ГЛА – ША - ЮТСЯ»!

       И с благодарностью думаю о наших галантных предках. Именно флотские офицеры и адмиралы особо чтили светский этикет!..

      У Мурада нет причин возражать, в свойственной ему манере.

      Мы заходим в кают-компанию. Смена старшего помощника командира.

      - Товарищ капитан третьего ранга, разрешите? – обращаюсь я к старпому Сергею Солянову. Вспоминается моя флотская молодость.

      - Пожалуйста, проходите, - приветливо встречает нас старпом и показывает  рукой на столик, заботливо накрытый корабельным стюардом. – Приятного аппетита!..

      Я пропускаю вперед гордого горца. Мурад впервые обедает на военном корабле. Замечаю его внимательный взгляд, взгляд оператора, который в доли секунды улавливает суть происходящего в любой обстановке.

 Хрустальные фужеры и фарфоровая посуда, белоснежные скатерти и рыжий матрос – стюард в кипенно-белом сюртуке и брюках, все это производит на «дикого» кавказца  определенное впечатление.

      Слава богу, думаю, первая победа одержана… О, как я заблуждался!..

      В кают-компании офицеры ведут сдержанный разговор о трагической ситуации в Беслане. Несмотря на тревожную жизнь корабля в дальнем походе, экипаж БДК, как единая флотская душа, замирает в ожидании худших известий. Другими глазами смотрю на морские тельники. Черно-белые полосы тельняшек - это не просто отличительный знак на фоне парусов. Скорее они отражают образ жизни и смерти.

      Знакомлюсь с офицером военной контрразведки Черноморского флота - капитаном 2 ранга. Андрей Румянцев рассказывает о давнем инциденте в проливе Босфор. Уникальный случай, а мне, как штурману – сенсация.

      - 25 сентября 1985 г при прохождении пролива Босфор, в условиях тумана учебный корабль ВМФ СССР «Хасан» протаранил и «разрезал» пополам турецкий ракетно-торпедный катер типа «Мелтен», погибла часть экипажа катера и матросов береговых частей! - офицер военной контрразведки на удивление улыбчив и добродушен. Таким типажным парням в кино играть только роли положительных героев. Вспоминаю «Подвиг разведчика».      

 P.S. Пишу эту новеллу, а СМИ показывает и рассказывает о гражданской войне в Ливии!..


Рецензии