74. В. Агошков. Хазары в Москве. Б. Тюльпаков

74. В.Агошков. Хазары в Москве. Б.Тюльпаков.

*
ХАЗАРЫ В МОСКВЕ.
Это была ещё одна версия о названии Москвы. И вновь я не смог отыскать в интернете имени Автора. В духе легенд и сказок, окутанных мистическим дымком, «Некто» рассказывает о таинственных историях, о большой церкви, которая стоит не где-нибудь, а в центре Москвы. Если учёные затрудняются ответить на вопрос, а почему так была названа Москва, то для Автора данного сообщения это сделать совсем не трудно.

Москвы не было, а был Мосох, бродяга, иудейский купец из Хазарии. За внешне спокойным и вроде бы отстранённым повествованием, кроется самоуверенный в себе Автор, знающий цену своим словам. С одной стороны, был Мосох, бродяга, этакий искатель приключений.

С другой стороны, иудейский купец из Хазарии. В нашем понимании, бродяги – несчастные люди, вынужденные по каким-то причинам покидать родину, дом. Это только при Советской власти пели песню о бродягах, ищущих романтику.
 
Ан нет! Оказывается, и 1200 лет назад бродяга мог быть иудейским купцом из Хазарии. Несмотря на бродяжничество, Мосох на месте нынешней Москвы основал «торговую факторию» и построил вместе с другими иудеями синагогу.

«Фактория – это:
1) Историческое: в колониальных и зависимых странах – торговая контора и поселение иностранных купцов. Купеческая фактория.
2). Торгово-снабженческий и заготовительный пункт в отдалённых промысловых районах. Пушная фактория…

Из двух пунктов ответа мы бы выбрали первый, так как создавать заготпункт вместе с блуждающими вокруг и добывающими меха и мёд дикими балтами и финно-уграми никто не будет: они же «дикие».

Следовательно, рядом с Мосохом должны быть просвещённые земляки, которые организовали на месте Москвы иностранное, а вернее сказать, своё поселение. Ведь вятичи и бассейн Москвы-реки платили дань Хазарии.
 
Отдав должное «блуждающим диким» балтам и финнам, Автор, походя, бросает реплику: «Славянами и русью тут ещё и не пахло!»

Автор разграничивает и славян, и русь. И, хотя он сообщает о том, что хазары пришли и ушли, между строк читается другое: «Пришли – и не ушли!» Да и как они могли уйти, если Москва стоит и до сего дня… А в центре столицы – иудейская синагога!

Сообщение о том, что русь крестилась и крестила славян, не совсем верное. Верхнее Поочье поддерживало торговые связи с Византией через Волгу и Дон. Именно отсюда поступали первые сведения о христианстве. И хазары были не все иудеями, а имелись среди них и христиане… Мы склонны считать, что и русь, и славяне были одним народом – славянским!

Легче всего, конечно, откреститься от Мосоха и Квы, посчитать их “анекдотическими”.
А как быть с тем, что под Рязанью мы находим г.Казарь.
Есть с.Казарь и в Новосильском районе Орловской области.
Да и г.Новосиль можно перевести, как НовоИтиль – центр Хазарской волости по сбору дани. Поскольку посланника Хазар звали корачи, то некоторые исследователи усматривают руку такого корачи и в основании г.Корачева Брянской области.

Поэтому государство Хазария, хотим мы этого или нет, оставило свой след и на Верхней Оке, и на Москве-реке...

 
БОРИС ТЮЛЬПАКОВ О ТОПОНИМЕ МОСКВА.
Тюльпаков Б.М. Топоним "Москва" в свете этнических процессов в западном Волго-Окском междуречье. // История СССР. 1991. №5. (Тюльпанов Борис Михайлович, инженер по радио-электронике, член краеведческого клуба "Москва")…

Вначале автор назвал учёных, таких, как: И.М. Снегирёв, заложивший научные основы топонимии Москвы, впервые оценивший бытовавшие гипотезы; и историк Москвы И.Е. Забелин, рассмотревший легенды. Сводки точек зрения на происхождение названия Москва даны М.Фасмером и В.А. Никоновым. Анализ основных гипотез предприняли А.Г.Векслер, позже Г.П. Смолицкая и М.В. Горбачевский.

В последние годы распространение получила балто-славянская гипотеза В.Н. Топорова. Трёхступенчатая этимология выводит название Москвы из балтоязычных mаzg-/mask-/ mast - славянских моск- /мозг (мож)-/мощ (мост), - сближает их, трансформирует в понятия - нечто 'жидкое', 'топкое', 'слякотное', 'смрадное' и применительно к гидрониму Москва - в семантемы "гнилая" или "болотистая" река.
 
Б.М. Тюльпаков пишет, что река Москва, являвшаяся в древности основной жизнеобеспечивающей транспортной артерией в крае, не могла ассоциироваться у дославянского населения, а затем и у славян с такими эпитетами, как "гнилая", "болотистая" река.

Он не поддерживает мнение В.Н. Топорова и в следующем: «Вовсе несостоятельным является отождествление автором гипотезы народного названия реки Москвы (в прошлом - Смородина) с "русифицированным вариантом балтизма smard – «смердеть».

Б.М. Тюльпаков уточняет: «В русском фольклоре слово "смородина", "смородинка» всегда являлось синонимом слов "ягодка", "золотко", т. е. образа красивого, светлого, чистого».

Борис Михайлович, безусловно, знает мнение и другого учёного П.Я. Черных, который, однако, писал, что смородина «названа так главным образом по запаху клопов, обитающих на молодых ветвях и листьях смородинного кустарника».
 
Далее идёт ссылка на В.И.Даля:
«Название сморода, смородина сначала получила чёрная смородина «от удушливого запаха её».
Что касается «смердеть», то в древнерусском языке есть слово «смород» в этом значении. Поэтому учёные в данном случае ничего не придумали нового и высказали чужие мнения.

Б.М. Тюльпаков – ближе нам по своему мироощущению, но, к сожалению, клопы на молодых ветвях смородины существуют, издают особые, удушливые запахи, поэтому не всегда смородина, особенно при её сборе, является синонимом слов «ягодка», «»золотко»...

Следует искать другие объяснения.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии