Не реализованный проект, от Тынды до Нью-Йорка

         
             В 1902 году к Российскому техническому императорскому обществу обратился исследователь Аляски француз Лойк де Лобель. Его предложение заключалось в проведении разведки трассы, будущей  железной дороги от Якутска до Берингова пролива и далее по Аляске до примыкания ее к существующей американской "чугунке". Получив одобрение России и Франции, Лойк де Лобель образовал, комитеты содействия исследованиям в Париже и Нью-Йорке и сделал ряд сообщений в Парижском географическом обществе и в Сорбонне. Чуть позже были разработаны технические условия на трассу.
          Самым уязвимым местом в проекте, было расстояние между мысом Дежнева, крайней восточной точкой Евразии, и мысом Принца Уэльского, крайней западной точкой Северной Америки (86 километров).
          Проекты тоннелей и мостов через Берингов пролив появляются, по сей день. Первое предложение о создании межконтинентальной переправы относится к 90-м годам XIX века. Против строительства железнодорожного  моста в то время, выступала Россия. Однако в 1905 году инициатива возникла именно с евразийской стороны - работы по созданию переправы (уже тоннеля) под Беринговым проливом одобрил Николай II.            
        Осуществлению задуманного помешало начало Первой мировой войны. Более поздним проектам не дали реализоваться иные причины.
         
        Дальнейшие события мне хочется обозвать не литературным, но очень метким выражением, родившимся в уголовной среде – «жадность фраера сгубила».
          Строить дорогу решили сами американцы но, на условиях концессии. По их замыслам, Нью-Джерсийской строительной компании на 90 лет передавалась полоса земли вдоль всей трассы шириной 24 километра и общей площадью 150  тысяч квадратных километров, причем участки по двум сторонам колеи в шахматном порядке делились между Россией и концессионерами. На землях отведенных не России, концессионеры могли делать все, что им захочется, разумеется, растительность, и недра так же принадлежали бы им на 90 лет.
           Американцы уже радостно потирали руки. Однако в марте 1907 года российское правительство  на этом деле поставило крест, сочтя условия концессии невыгодными. И, слава Богу, что на это хватило ума! Чем закончилась аренда Аляски на 99 лет, нам хорошо известно.
         
           О проекте вспомнили в 1991 году. В Вашингтоне была официально зарегистрирована Международная некоммерческая корпорация с длинным английским названием - Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Raidroad Group (IBSTRG). По-русски "Трансконтиненталь". Учредителями с американской стороны - штат Аляска, Американская ассоциация железных дорог, Ассоциация малых народов, владеющая землей в районе Берингова пролива, крупные строительные, железнодорожные и консалтинговые компании. В России было зарегистрировано российское отделение корпорации.  Участниками с российской стороны стал целый букет ведущих министерств и ведомств - Минтопэнерго, Госкомсевера, Минэкономики, Минстрой, корпорация "Трансстрой", РАО ЕЭС, РАН.
          Корпорация провела предварительные исследования и передала результаты правительствам России и США. В 1996 году межправительственная комиссия Гор - Черномырдин рекомендовала поддержать программу исследований. Бюджет США выделил на эти цели 10 миллионов долларов. Но правительства двух стран не сумели договориться, на что тратить эти деньги. В итоге сумма так и не была перечислена, а проект в очередной раз заморозился.
           И в России о проекте вновь заговорили. Будучи президентом, В.В. Путин распорядился включить железную дорогу от Якутска до Уэлена с выходом к Берингову проливу в транспортную стратегию России до 2020 года. Этот проект рассматривается как один из приоритетных и стратегически значимых.

                * * *         


Рецензии