Шашки и. вся жизнь

               
 
  Как то в бытность управляющим в своей Середе ( село где я работал так называется)
Вечерком сидели вместе с Лешей Лущиком- старший московских рабочих приехавших на сельхозработы к нам в совхоз. Мы часто общались на разные философские темы . Так вот Леша меня спрашивает, мол, как ты думаешь во что сложнее играть, в шахматы или в шашки? Я как то и не задумываясь ответил, конечно в шашки! Почему ?-удивился он.
 Да все просто. В шахматах все ясно. Есть фигуры ,есть пешки каждая имеет свое название , свое место, по своему ходит. И лишь иногда пешка может стать той или иной фигурой .Да и то только по желанию сидящего за доской он определяет кем ей стать. Эдакий Вершитель Судьбы. А в шашках все одинаково . Все шашечки равны.. и даже становясь дамкой не сильно отличается от других…разве что подлиннее ходит да еще может самостоятельно возвращаться назад. Потому и играть сложнее. А надо победить!
  Приехав в свой « Серединский» очень быстро понял, что вся жизнь здесь расписана на много времен вперед. Вершитель сидит за краем доски и не напрягается…Здесь разыграл Ферзевый гамбит, здесь начало 4-х коней, здесь защита Каро-Кан, Сицилианская защита.
И двигает пешки фигурки медленно , с удовольствием заранее расписав все ходы . И ходил, даже не Е-2 : Е-4, а е-два, е-два. А чего напрягаться то? Все равно партию никто не записывает. Хочешь е-два , хочешь не е-два. Маленькие князьки сидели на своих стульях и спокойно протирали штаны до дыр и старости. И не было никакого желания двигать пешки в Ферзи. Это только в фильмах кухарка управляла Государством, а в жизни – мирно спала …либо рядом с Вершителем, либо у себя на кухне. Ну и Вершитель периодически менял кухарку то на слесаря, то на доярку, то на …да мало ли на кого!!
 И те шахматы мне совершенно не нравились. Ты возможно помнишь нашего известного политика тех лет- Николай Ильич Травкин.Демократ…однако. Помню первый день моего прибывания в «Серединском». Пообщался с агрономом, директором. Комендант показал мне квартиру в которой я поселюсь. Первое время со мной жил прораб Серега Кравченко.
Пришел в совхоз на пару месяцев раньше меня.Он уже освоился и вечерком решил показать мне все прелести и радости местной жизни. Село Середа –большое, больше 3000 тысяч жителей. Удаленность от Москвы конечно сделала его глухой глубинкой…Но мне оно сразу понравилось. И вот вечерком пошли мы в местную достопримечательность- столовую, она же пивная, она же изба –читальня, изба – болтальня. Короче , место встречи изменить нельзя. Подходим к ней . Серега мне говорит: - Смотри, наш Ильич! Он уже был знаком с Травкиным …райончик маленький, прорабы плотно работали со строителями. В этот вечер в ПМК-96 коим руководил Травкин был какой то праздник( впрочем , праздник у них был каждый день) Шумная толпа «посвежевших» строителей грузилась в рабочие автобусы. Большинство их жило в Шаховской и утром и вечером автобусы собирали и развозили всех по домам.Я не зря сказал- грузились.. Как раз в тот момент натурально в автобус грузили Ильича. Лексикон в толпе был соответствующий. Позднее я много раз видел Ильича. Слышал его выступления как вживую, так и нет. Ассоциации всегда приходили одни, перед глазами всплывал «нагруженный» Ильич, а в его речи сквозил серединский лексикон. Постепенно вникая в ту жизнь не стал под нее подстраиваться.
Жил по законам шашечных партий, где все равны . Никогда не испытывал пиитета перед руководителями . Принцип был один делай что должно а там будь что будет. В определенной степени позднее поплатился , хотя как сказать.
   Очень быстро освоился в том мире. И потихоньку стал пытаться его менять…И надо сказать многое сразу стало получаться. Первый урок непослушания я получил довольно быстро. Тогдашний директор совхоза жил в доме напротив меня , на 4-м этаже . окна и балкон находились как раз напротив моих. Только я жил на втором. Привычка ни от кого не прятаться осталась еще со времен жизни в Детском Доме. Потому окна особо не закрывал Да и нечем пока была…шторки и прочую мелочь купил позже.
  Жена директора всегда была любопытной женщиной. Даже бинокль имела(так , на всякий случай))). Кравченко через некоторое время после моего приезда решил устроить какой то сабантуйчик…уж и не помню повод..Но в нашей 2- х комнатной квартире собралось человек …дцать…Пиво, вино ну полный набор для застолья.В принципе все ребята молодые… и девчата тоже. Гуляли в удовольствие.Я б не сказал что очень долго. Вечера в деревне длинные и как правило заканчивались еще до полуночных курантов. Все мирно разъезжались по домам. В гостях было много интересных людей , в последствии ставшие моими хорошими приятелями..Были и комсомольские боссы…
   Закончилось все мирно и чинно - слегка подпитая молодежь расселась по машинам и почти без песен разъехалась по домам. Утром к нам в контору отделения, как бы невзначай подъехал директор. Пообщался с людьми. Потом попросил меня проводить его.
Поворачивается и так хитро-злобно спрашивает : - Голова не болит? Я сначала и не понял…врубившись Улыбаюсь , Ааа …нет не болит…- Может расскажешь с кем сидел? А я ему : - А что, жена еще не рассказала??? Он окинул меня взглядом сверху вниз….Мдааа…пожалуй не долго нам с тобой работать…..
   Не повезло ему. В какой то мере я был безбашенный. Осторожности не хватало, а спасала меня откровенность и способность отвечать.Нет не ударом на удар.Просто с позиции равного, как в шашках.. Как то Владимир Григорьевич ( через некоторое время после того разговора) решил меня поучить. Я остался на пару дней руководителем отделения совхоза. Естественно многое было в новинку…Что то не получалось..старания много , а опыта мало. Так вот с вечера мы расписали работы на день. На планерке уточнили все по времени. Понятно что механизм там далеко не часовой..то там поспешат. то тут опаздают…ну а я вроде как все посчитал …делаю что необходимо. И вот на час раньше срока ко мне приезжают машины для разгрузки…У меня в принципе все для них готово…площадка готова…но не вся.. время то еще есть –использую рабочую силу в другом месте. Вдруг откуда не возьмись В.Г.- любил он неожиданно прилететь.
 Посмотрев , вдруг начинает на меня орать при работягах. Я пытаюсь отойти с ним в сторону. А он наоборот тянет к людям. Говорю, Владимир Григорьевич давайте не будем при рабочих, мне с ними жить и трудиться. А у него уже слюна брызжет. Не знаю как это у меня вырвалось. Только я поворачиваюсь к нему и говорю :- Идите вы на … Владимир Григорьевич и руководите ими сами. Повернулся и ушел спокойно в контору Н а следующей балансовой комиссии с докладом о работе отделения выступал я . Хотя управляющий( бабушка Зина,65 лет) Зинаида Ивановна сидела рядом..мол мне надо учиться вот и читай доклад. Директор попытался меня капитально пропесочить…Но слухи в деревне расходятся быстро…народ уже знал нашу историю))) Я ему –В.Г. может вспомним как Вы помогали руководить на разгрузке машин? Больше ко мне вопросов не было, мне даже не пришлось объяснять что я отвечаю только за полеводство, а животноводство о коем велся разговор, совершенно ко мне не относится. Кое кто после совещания пожимал руку..кто то смотрел…типа ..Ну Ну ..и не таких ломали…
   В тот день перескочил сразу несколько ступенек по пути наверх. Нажил кое каких недоброжелателей…скорее завистников, но обрел гораздо больше…стал равным из равных. Занял свое место на шашечной доске. И заложил хороший фундамент под дом который стоит в Середе и сейчас. И фундамент этот- память человеческая.
    Много позже Владимир Григорьевич признался . что не думал что я так быстро оперюсь, по человечески зауважал, а по руководительски ….недолюбливал…не привык к возражениям
    Правда когда он стал Первым Секретарем РК КПСС а я Секретарем РК ВЛКСМ как то поуспокоился…стал прислушиваться. Наши комсомольцы на собраниях всегда подталкивали меня выступать от имени комсомола. Знали что к моему мнению прислушиваются и после этого оплеух получали всегда значительно меньше.
    Короче амбразуру закрывал регулярно…Мне не трудно, а народу спокойней…
 Так я и работал далее… Особо никого не боялся…спокойно брал ответственность на себя
  Понимаю что был не совсем прав. Но по другому особенно и не мог.
   Ну об этом попозже

    Земной почет совсем не в том, чтоб мог пред сильным на коленях ты ползать обливаясь потом, на поцелуй руки добившись позволения))))))
    


Рецензии