Игра в жизнь

Бусел. Утро в этой белорусской деревне начиналось с чечетки отбиваемой клювом этой благородной птицы. Бусел- белорусский аист. Посреди деревни, у дороги ведущей к станции был колодец . Чистую прохладную сочно-сладкую влагу поднимали с глубины старинным способом-«журавль» склонял «голову» и зачерпнув клювом – ведром воду аккуратно подносил ее в дар жаждущим. И не было в округе вкуснее той воды. И прежде всего деревенские как то непостижимо связывали ее вкус с тем что рядом с колодцем , на старой березе давным давно обосновались аисты. Их огромное гнездо было видно издалека. Оно символизировало спокойствие и мир. Чистоту и благодать. Никто не помнил когда над деревней впервые воспарили эти великолепные птицы, кажется так было всегда. Только однажды птицы не прилетели, оставив гнездо сиротливой кучей хвороста на долгих четыре года – во время войны . Будто знали что почти вся деревня сгинет в огне тех лет едва не повторив участь Хатыни. Пламя и арийские варвары пощадили совсем немного хат и ту самую березу , лишь слегка опалив ее черно- белый сарафан. В 45-м они вернулись вместе с Победой и победителями.
 Странное ощущение. Пожалуй только сейчас впервые отметил. Хотя ведь так оно и есть. Просто сейчас отчетливо увидел. Я вот о чем. Вспоминаю свою белорусскую бабушку и чаще всего вижу ее стоящей возле калитки у дома .И на всех фотографиях она будто смотрит куда то мимо нас , словно ждет кого то. А ведь так оно и было. Она всю жизнь кого то ждала, то деда, позже сына и дочерей..внуков. Взгляд необычный. Будто с иконы .
 Те же глубокие глаза вроде бы смотрящие мимо тебя, но проникающие вглубь иной раз заставляющие содрогнуться и опустить взгляд. И глаза эти всегда были одновременно строгие и добрые… и чистые , как и голос…с легкой укоризной . Бархатистый проникающий в самое сердце голос и сейчас слышу. А вот голос мамы почти забыл.
 Была пожалуй в бабушке еще одна странность. Я не помню чтобы она при мне молилась Богу. Да иногда говорила указывая на икону, мол смотри , не балуйся…Боженька все видит накажет. И я побаивался. По детски наверное, по своему…но побаивался.А вот молитв не слышал…И еще не слышал чтобы она просила у Господа помощи. По крайней мере при мне этого не было. Сильная женщина. Иногда возвращаясь с поминок она бывала слегка пьяна…Что то рассказывала мне о прошлом. Я почти ничего не помню.
Разве что только два момента.
 Очень часто отпуская меня гулять бабушка говорила: - Далеко не ходи, можешь в нашем саду поиграть. Я все время удивлялся- где в нашем саду играть? Да и садик то был небольшой . Пара яблонь, вишня, несколько слив, груша ,5-6 кустов смородины. Совсем мало места . И однажды она мне рассказала что совхозный сад , что рос через дорогу, как раз за той самой березой с семьей аистов был посажен , вернее заложен моим прадедом, а позднее за ним ухаживал дед. Сад был огромный!!!! Лет 15 назад я был там в последний раз… Больно было смотреть на то что осталось от сада. Да и на многое было смотреть больно.
 Недалеко от деревни протекала ( собственно почему протекала? ) речка с красивым, но совершенно непонятным названием –Реста . Местами очень глубокая. Одной из совсем недетских забав тогда были наши подводные походы. Летним утром вода была всегда чистейшей как слезинка.!!! Пацаны, что постарше уже хорошо плававшие ныряли и рассказывали о том как под водой красиво. Мы же , мальцы, очень завидовали им.
 И кто то придумал. Для того чтобы глубоко нырять- нужно брать с собой камень…
 Я был немного моложе остальных а потому побаивался да и плавать то особо не умел.
 Парни подкалывали меня, рассказывали разные красивые сказки ..да и просто считали что я слабак . Было обидно. И вот однажды утром когда еще никого на реке не было я решился. Только в отличие от ребят нырнуть решил не там где все… где собственно купались, а немного подальше на омуте. Взял булыжник и немного поколебавшись все же нырнул. Описать тот мир что я увидел пожалуй невозможно! Неповторимый сказочный подводный лес, казалось где то рядом неведомые зверюшки, рыбки русалки в конце концов…русалки мне всегда казались добрыми и совсем не коварными. Я гулял по этой красивой стране …и совсем забыл что под водой…мне казалось что я там живу !!! Кто то из взрослых видел как я нырял…Забеспокоился что меня долго нет. Собственно он и заставил меня выпустить из рук камень.
 Много раз мне позднее снился этот неповторимый мир и почему то хотелось жить в нем и не просыпаться.
 В тот день от бабушки мне досталось. Правда пацаны все равно не поверили что я долго бродил под водой. Позже я проверял- могу находится под водой больше трех минут это много..даже очень много. Так что не удивительно что смог все рассмотреть.
 Бабушка поставив меня в угол долго причитала о чем то. Потом рассказала историю про утопленницу…Скорее она пересказала гоголевскую Майскую ночь…Только очень часто упоминал про хутор наш хутор и про прадеда которого однажды едва не утащили русалки. Про мельницу куда свозили для помола урожай со всей округи. Тогда бабушка что то говорила про «гультаев» - лодырей по - белоруски. Мол порушили все…а немцы дожгли…На нашем хуторе находились колхозные конюшни. С приходом немцев где то там мама с бабушкой спрятали зерно коего было много в амбарах остававшихся еще в бабушкином распоряжении даже после ареста и смерти деда. Там же всю войне пролежала в земле и швейная машинка « Зингер» - награда врученная маме после окончания школы за отличную учебу. Я про нее уже упоминал…Вещь прослужила нам до самой маминой смерти. Конечно она на ней уже не шила, но машинка была в рабочем состоянии.
 А зерно мама носила в лукошках в партизанский отряд Константина Заслонова . Они с подружкой были связными в том отряде. Конечно это не « Молодая Гвардия». Да собственно вспоминала мама об этом редко. Только несколько раз . Страшное было время.
 Отряд разгромили , Заслонова сожгли в паровозной топке. Сдал отряд сосед наш Суховаров. Он вроде как и на деда писал донос. Это его отец чуть не утопил в болоте. Запутанная история.Пожалуй теперь никто уже не знает правды.Всей правды. Еще помню мамины рассказы про то как молодежь после разгрома отряда согнали в Горбовичи. Рядом со станцией в депо был какой то цех , где немецкие снаряды наполняли порохом , так они умудрялись вместо пороха засыпать песок уж не знаю как это было…но думаю достаточно много солдатских жизней было спасено . Однажды какой то немецкий офицер увидел …Но что удивительно никого не сдал. В отличие от «своих».
 Про «наш сад» я слышал как то и от мамы. Одной из любимых ее песен была вот эта…Она начиналась так:
 Рано , на светанке (по – белоруски «рассвет») шли в деревню танки
 И остановилися в саду
 Она все время договаривала – «в нашем саду» потом долго вспоминала про ту радость и счастье переживших то время.
 Впрочем вспоминаю я сейчас об этом не только для того чтобы просто рассказать об этом.
 В последнее время частенько спекулируют на чувствах…забота о ветеранах, патриотическое воспитание. Противно слушать. Особенно когда понимаешь что все наиграно, лишь бы отвлечь от реалий. « Наши» фотографирующие « Добрые дела»
Снимающие события которые еще только должны произойти…Содом и Гоморра на Селигере где сносят кресты старого кладбища и на костях умерших организовывают гульбища. Разгромив братские могилы ставят пост №1 с вечным огнем там где удобно, а не там где надо бы.
 Профессор Преображенский говорил, что разруха в головах- нет разруха в душах.!!!
 Потому как души не лечатся…Она либо есть, либо продана с потрохами дьяволу.И этот дьявол совсем не коммунизм или какой либо прочий «изм»…Этот дьявол человеческое безразличие к себе подобным . Даже те кто должен нас лечить сначала пытается тебя унизить. Дантист посмотрев на твои зубу не бросается исправлять, а сначала скажет как же я их запустил. Да я и сам знаю что запустил.Ты делай свою работу . Исправляй . Поправляй меня а не унижай. Безразличие и лицемерие. Зависть.
 Посмотрел недавно фрагментами нашумевший фильм « Изображая жертву».
 Кино. Куча ненормативной лексики. Но все прямо , открыто. Никаких виляний. Черное там черное, Белое- белое . Не раскрашенное. Не причесанное.
 Имитация жизни, имитация радости. Эдакий имитированный жизненный оргазм.
 Вместо открытой , простой доброты какой то эрзац вместо душистого хлебного мякиша. Сухарики со вкусам добра. Красители, консерванты. Клонированные зомби.
 Вместо рек – направления потоков грязи и отбросов. Вместо деревень – консервированные котеджные(слово то написать правильно не могу) поселки.
 Все будто заспиртовано. И сплошная ложь. Правда – и та какая то мумифицированная, неживая.
 Пасха. Имитируем праздник. В детстве в Светлое Воскресение собирались семьями. Радости было. Никто не выпячивал себя . Живой , родной праздник..негласный, вроде как запрещенный. Катали крашенные яйца все , от малышей и до убеленных сединами бабушек и дедушек.
 Лапта, городки, «чижики», « калипешики». Игры настоящие. Не тупые перед монитором , где не видно кто рядом. Вышибалы, штандер, бояре. Где все это???
 Где тот подводный сказочный мир?
 Где настоящие праздники?
 Играемся в «жизнь»….
 Нищие- не настоящие. Богатые- тоже не настоящие. Всем все пофиг. Песни, и те про то что пофиг. Любовь? Не настоящая. Кругом маски, многоликие Янусы. Не двуликие-именно многоликие.
 Скоморохи от власти слащаво потчуют эрзац – добром, эрзац – культурами.
«Серость»….Даже не «черное-белое». Серость с нефтяными разводами по всему холсту.
 Ни одной красивой сказки. Ни про Золушку, ни про Василису Прекрасную. Бесформенные Зелибобы вместо милых ушастых Чебурашек! Да и Чебурашку то поделить не могут!
 Потому что все научились только делить, причем без остатка. И отнимать…кстати тоже без остатка. В результате- ноль! Даже если впереди нескольких десятков нулей стоят какие то другие цифры. Результат почему то все равно один = 0.

 Умножать и прибавлять??? А как это???
 Вот такая « Веселая Карусель»

Опять грустно…Лечение страхом??? Это не ко мне…К психиатору…
….Доктор , доктор….у меня нож в спине!!! Вы же хирург! Помогите!!!...Что?? Рабочий день закончен…Я до шести…Впрочем( вытаскивает нож и с силой вгоняет в глаз!!!!) идите к окулисту –он до восьми работает!!!!
 Бабушкины глаза – укор . Дедушкина правда- укор…Не мне..Всему нашему нынешнему.
 Мамины песни сегодня почти никто не поет. А своих нет.


Как то собрали с приятелем книги. Много штук триста. Позвонил в местную школу – интернат. Говорю , жаль выбрасывать.С радостью сказали привозите, спасибо. Отвез. По телефону спросили имя мое. Назвался. Приехал, передал. Молодая директриса , или …не знаю как назвать. Сказала еще раз «спасибо!!» не стала рассыпаться в благодарностях.Вся благодарность читалась в глазах, в добром прямом взгляде
Они мне действительно ни к чему ,ее благодарности. Просто и обыденно. Им небольшая помощь. Славы не надо. Чисто, душевно, откровенно .


Рецензии