Счастливая доля

                Счастливая доля

- Кузминишна, чего лежишь? Пойдём на завтрак, кличут, слышь, али нет? Вставай, пойдем. Вчерась не пошла к обеду и ужину, ты что, захворала?
- Нет, не захворала, Вера Петровна. Есть не хочется, ты ступай, голубушка, ступай, поешь, а я ещё подумаю да поразмыслю. Ступай. Не пойду я к завтраку.
     Клавдия Кузьминична, женщина 78 лет, встала с кровати, оглядела маленькую комнату дома престарелых, посмотрела на привычные унылые стены, поправила на голове белый платочек, подошла к окну и увидела привычную картинку. «Осень, красиво. А на душе так погано…. Как же я её сразу не узнала-то? А она молодец, всё-таки зла на меня не держит, приняла всё как есть и живёт с этим, а мне как жить?»
     Размышления Клавдии Кузьминичны прервала вошедшая Вера Петровна, соседка по комнате.
- А я тебе брутерброд с сыром взяла, поешь, Кузминишна, ты меня совсем не радываешь. Что с тобою, милая моя? А?
- Спасибо тебе, Вера Петровна, что-то кусок в горло не лезет.
- Кузминишна, а, может, доктура пригласить, она така хороша, ласкова, знающа така, а?
- Вот её-то и не надо, Вера Петровна. Эх, житуха моя житуха... Куда деваться? Никогда я не думала, что жизнь меня сведёт с Мариной…
- А ты, что, Кузминишна, и раньше знавала её, Марину Сергеевну-то, доктура нашего, это как так?
- Ой, и не говори. Было дело.
     Клавдия Кузьминична отошла от окна, села на кровать, вздохнула, опустила голову, покачала ею:
- Вспоминать не охота, - женщина помолчала, вздохнула и продолжала. - Давно это было, лет тридцать с лишним тому назад. Жила я тогда в колхозе. Как-то зашёл к нам председатель и говорит, что надо бы студентов расквартировать, которые приехали помочь с уборкой урожая, а я и говорю, что, мол, только девочек возьму, городские-то парни научат моего сына Колю чему плохому, сверстники они всё-таки. Пришли четыре девочки – хорошие, воспитанные, студентки мединститута. Я им Колину комнату выделила, а Колю, сыночка моего, переселила в залу. Всё хорошо было. Колхоз мне продукты на них выделял, я готовила и кормила девчонок. Все были довольны. Колька мой подружился с одной девочкой. Сначала они переглядывались, а потом возьмут друг дружку за руку и идут по деревне. Любо дорого было посмотреть. Я рада была, что любовь у них получилась. За месяц они так подружились, что решили пожениться. Не случись тогда с этой девочкой приступ, всё, может быть, так и было… У девочки приключился приступ эпилепсии – падучей болезни. Как начало её «колбасить», еле удержали её, чтоб не разбилась, изо рта пена пошла. Ну, я поглядела на это и подумала: «Всё сделаю, чтоб не женился мой Коленька на такой больной девочке, а ну, как и внуки такие родятся?»
      Уехали студенты в город, а я – давай Колю моего отговаривать от женитьбы, мол, рано ещё, погуляй, да и больная она. Колька-то и слушать не хотел, говорит, что любит он её, и всё тут. Так я съездила в район и договорилась, чтоб его, моего Колю, в армию забрали, у него бронь была – поскольку на тракторе работал.
     Пришла повестка в Армию, сделали проводы, забрали Колю в Армию, и попал он в Афганистан, в самое пекло. Девочка эта письма писала целый год на наш адрес, а я их сначала копила, а потом сожгла все, и как-то решилась, да и написала ей, что он женился. Рада я была, что письма перестали приходить от неё. Коле я ничего не сообщила.
     Коля вернулся домой не скоро, ранений у него было много, контузия, лечился долго, однако же, встал на ноги. Не рассказывал он, что пережил там, в Афганистане, выпивать стал. Долго по ночам кричал. И поняла я тогда, что выжил он там благодаря любви этой девочки, да только поздно я это поняла. Он её разыскивал, но не нашёл. Загрустил мой Коля, в колхозе работать не захотел, решил уехать в город.
     Поехал. Работу нашёл. Сначала в общежитии жил, да что-то у него там не сложилось. Приютила его одна женщина, почти моя ровесница, сторожиха, без левой руки, жила с сыном, пенсия маленькая, вот и приходилось ей подрабатывать, сына на ноги надо было поднимать. Выпивала она малость, с горя - муж её бросил в трудную минуту. Да. Сдавала она моему Коле комнату. Сначала всё было чин-чинарём, он платил ей за комнату, а потом стали они вместе жить. Появился у них ребёнок. Пришлось Коленьке моему и ребёнка принять и жениться. Мне ничего не сказал, только стал редко приезжать: весной приедет, поможет землю на участке вскопать – и домой, да осенью приезжал подсобить с уборкой картошки. Чую, что-то с Колей не то. Решила к нему съездить, «запустила» корову, сама, Вера Петровна, знаешь, что корову не доят за два месяца перед отёлом, и поехала в город к Коленьке. Приехала, увидела. И вспомнила я ту девочку и подумала: «Как я хотела уберечь моего сына от больной жены, и всё-то у меня получилось вроде бы, но не тут-то было.
        Подарочек получила покруче. Жена у Коли теперь, хоть куда: старая женщина, со взрослым ребёнком и без руки, а теперь ещё и малец родился. Я даже порадоваться не успела рождению внука».
     Быстро пролетели годы, приезжали они ко мне в отпуск всей семьёй, конечно. Да. Я приняла всё как есть – куда деваться…
         Сыну старшему они внимания уделяли очень мало, рос он сам по себе. Наркоманом стал, в тюрьму попал. Вернулся. Жизнь у Коли стала - ад кромешный. Младшенький, внук мой, слава Богу, не наркоман, специальность получил, но работать не захотел… Так, болтается, как мусор в проруби. Чем живёт не знаю. Любви-то ему не дали, заботы должной не уделили. А как её дать, когда между супругами любви нет. Живут без интереса и радости. Вот, Вера Петровна, какую жизнь я своему сыну устроила. А когда я стала слабая и немощная, куда меня?  Сюда: в дом престарелых.
- Кузминишна, а ты мне про нашу Марину Сергеевну хотела рассказать, она-то тут с какого бока припёка?
- Вера Петровна, ты разве не поняла, девочка-то та, студентка, которую мой Коля полюбил – это и есть наша доктор, Марина Сергеевна. Я ведь её не узнала. Вчера Марина меня про Колю стала расспрашивать и призналась, кто она.
     Когда она получила моё письмо, тогда, тридцать с лишним лет тому назад, долго не могла оправиться от удара. Я-то ей писала столько всего гадкого: что такие больные не должны замуж выходить и людям жизнь портить… Да, что там -  много чего ещё писала. Хотелось мне для Коли другую долю. Она тогда решила, что замуж выходить не будет, но жизнь есть жизнь, за сокурсника вышла, сынишку родила – Колей назвала. Только жизнь у неё не сложилась, ушёл от неё муж. Уехала она из города, живёт с нами стариками неприкаянными, и сама такая же стала.  Вот где судьба нас с ней свела. Вчера Марина Сергеевна мне сказала: «Знаете, Клавдия Кузьминична, не каждому человеку судьба дарит любовь, а у меня она есть, я за это ей благодарна. Сына вырастила, он живёт самостоятельно, долг материнский я выполнила, а любовь свою берегу в сердце».
- Вон оно как, Кузминишна, ай-ай-ай, - Вера Петровна покачала головой, - вот тебе так.
- Я всё думаю, наверное, я не жила бы сейчас в доме престарелых, и сын мой не был бы таким несчастным, и внук, если бы я не вмешалась в жизнь Коли и Марины, не растоптала бы своими ногами их любовь. Это ведь их жизнь. Как умные люди говорят: не нарушай естественного хода событий. А я нарушила. Постаралась. Вот какую «счастливую долю» я устроила и сыну и себе.


Рецензии
Очень трагичная история. К сожалению, в жизни и такое бывает, и не редко. Любовь даётся Богом, и нельзя её отнимать ни у своих детей, ни у чужих. Зачастую родители считают себя вправе управлять судьбой своих детей. А этого права им никто не давал...
Больше всех жаль Марину. Хотя, наверное, Коля её и не любил по-настоящему, раз не написал ни перед армией, ни из армии... Обычно парни пишут своим девчонкам, а тут получается - даже не сообщил, что его призвали.
А уж из армии должен был её письмами засыпать.

С уважением, Эвелина.

Эвелина Пиженко   14.08.2014 10:30     Заявить о нарушении
Эвелина, спасибо за отзыв.
Рассказ из жизни.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   14.08.2014 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.