О камне

...На моем пути лежало множество дорог, по которым некогда, вероятно, хаживало очень много героев – реальных или былинных – не суть. Все эти тропы, земля, песок, гравий – все было многократно топтано еще до меня. После очередного проливного дождя, нередкого в такое время в этих лесах, мне попался на глаза мокрый камень, лежащий на моем пути. Нет, естественно мокрых камней лежало на дороге множество, но этот привлек мое внимание. Большой – скорее уж валун, а не просто камень – гладкий, будто кто-то специально разровнял его, подготавливая для чего-то. Такой камень вполне можно было использовать как стол или подставку для ковки холодного оружия. Мириады мыслей роились в моей голове, пока я разглядывал его. Сначала поток мыслей отослал меня к интересным фактам, некогда читанным мной о метро. Писали, будто при строительстве одного из тоннелей был найден камень абсолютно ровной, круглой формы. О версиях про всяких инопланетян и прочую внеземность и упоминать не стоит. Но потом мои мысли перешли непосредственно к моему камню. Как давно он здесь? Зачем он? Что он видел, стоя здесь уже, возможно, годами? Снова обратив внимание на его влажное состояние, мне пришло в голову, что, возможно, вода могла сделать его таким гладким? Хотя, что я несу. Это выглядит слишком уж нарочно, чтобы списывать на природу.

Мой камень, казалось, отдает какой-то древностью. Тотчас зародилось смелое предположение, что он веками здесь стоит, неизменный, неубиваемый, неподвижный, несокрушимый, никогда-не-сдающийся; всем своим видом твердящий «переживу всех!». «Переживи всех. Переживи вновь, словно ты снег. Пляшущий снег снов» - прям как у Бродского. Столько протеста против обстоятельств, от него не зависящих, ему неподвластных.  Камень просто хотел стоять. Ему безразличны революции, погромы, войны, смены поколений, власти, религии, касты; жара, холод, снег, дождь, град, пожар.

Камень был протестом против обстоятельств, но главное – против времени и смерти. Сколько времени прошло и пройдет – суть мгновение и вечность в одном. Я решил для себя, что, как у дерева определяют возраст по его кольцам на срезе, так же пусть возраст этого камня соответствует количеству капель, что стекли по нему во время и после прошедшего ливня.
Из-за собственного легкого увлечения восточной философией и религией состояние камня вызвало во мне ассоциацию с дзеном. Дзеном в смысле учением о глубоком созерцании, которое, если предположить в камне сознание, он точно уж постиг. Созерцать годами бытие. Ощущать на себе песок и воду и оставаться неподвижным – истинный дзен. Для самого учения – что-то вроде идеального состояния, постичь которое человеку никак нельзя. Но идеал для того и нужен, чтобы из жизни людей никогда не исчезало вечное стремление. Мокрый камень и есть этот идеал. Черт возьми, я почти уверен, что он слышит воду. Слышит каждую упавшую каплю как водопад, слышит грохот ее удара о землю, чувствует, как она распадается и сам распадается вместе с ней, но где-то внутри, в глубине своей души, он делает то, чего не может в реальности. Он дробится. Его целостность не дает ему покоя. Он живет, чтобы преодолеть себя. В его жизни есть смысл, и есть собственный вечно недостижимый идеал – вода.

О, боги! – взывает внутри себя этот камень, и молится, безмолвно молится каждую ночь о том, чтобы разбиться и превратиться в прах, ибо его целостность опротивела ему. Опротивело то, что он вечно разбивал то, что попадало на него, начиная от воды, и заканчивая головами воинов, неудачно приземлявшихся при падении во время битв. Он ждет каждую каплю с неба в надежде, что его древность наконец даст знать о себе и очередная капля, приземляясь, попадет в его слабое место и разрушит его навсегда. И не будет больше этой вечности, не будет революций, погромов, войн, смен поколений, властей, религий, каст; жары, холода, снега, дождя, града, пожаров.  Не будет ничего. Только вечный покой и новое неведомое чувство – свобода. Стать прахом и взмыть в воздух. Да! Еще об этом мечтал этот мокрый камень. Взмыть, как птицы, которые так часто садились возле него, чтобы выпить воды из луж, которые образовались из воды, стекающей с него. Они пили, кричали и улетали, а он оставался в безмолвии. Он хотел жить, как они.

Видимо, не в этой жизни. Мои мысли снова вернули меня на дорогу. Начинало темнеть, а я был не уверен, что смогу быстро найти ночлег. И тут…я понял, что хоть и смотрел на камень так долго и пристально, я не заметил, что на нем были какие-то очертания. Я достал фонарь и попытался разглядеть. Очертания складывались в буквы. И после томительных минут внимательного изучения этих штрихов я прочел – «Направо пойдешь – невесту найдешь. Налево пойдешь – богатство найдешь. Ну а прямо пойдешь – смерть свою найдешь». А после такого меня стало заботить только одно – что означает прямо, право и лево для камня, лежащего на обочине дороги…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.