К вопросу о наличии интеллекта у насекомых - 2

Тихий турецкий вечер. Пришедшая с моря темнота стремительно навалилась на пыльный посёлок. Дорога от жилого комплекса до шоссе, идущего вдоль берега, пустынна, только видны впереди огоньки придорожного маркета и бара, да стрекочут по обе стороны от неё ночные цикады…
Я иду на угол, где возле подземного перехода притулилась таксофонная будка.

Немного не доходя до того места, с которого уже начинаются уютные лавочки, где отдыхают после трудного жаркого дня местные турки, я вижу сосредоточенно ползущего по неровному асфальту здоровенного жука. Майский, надо думать…
Красавец – крупный, бархатный; тёмные шипики на лапках, щётки на морде и блестящие глаза.
Я поднимаю его с земли, и он судорожно вцепляется своими лапками в мои пальцы.

Некоторое время мы смотрим друг на друга; жук, замерев у меня на руке, почти неподвижен, он только чуть переставляет лапки, когда я немного шевелю ладонью…
Мы доходим до таксофона, выжидаем небольшую очередь. Под фонарём совсем светло, я любуюсь на его округлую спинку, похожую на гигантскую семечку подсолнечника: есть такой особенный сорт – очень крупные и серые, разрисованные продольными полосками.

Потом я недолго разговариваю с Москвой, вынимаю вылетевшую вмиг карточку – ну, что поделать, на мобильный звонить в разы дороже, а куда деваться, если домашний безнадёжно занят и неизвестно ещё, когда освободится? – и разворачиваюсь в обратный путь.
От перехода к морю, от угла, освещённого весёлыми огнями маркета, мимо уютной закусочной – в дикую ночь, где в пыльной траве стараются что есть сил местные оркестранты.

И вот тут-то, именно на том самом месте, где пойманный мной экземпляр переползал дорогу, сосредоточенно направляясь по своим насекомым делам, он деловито и, главное, совершенно неожиданно для меня расправляет крылья и со сдержанным достоинством покидает меня, уносясь по направлению к олеандрам. Куда, собственно, и шёл изначально.

А теперь вот скажите мне, чего было колупаться столько времени?
Зачем жук так спокойно терпел, когда я сбила его с намеченного маршрута, и чего он ждал, столько времени сидя у меня на руках? А, главное, как он так точно определил, где именно ему «выходить»… Неужели по запаху?
Никогда мне не понять этой тончайшей зоопсихологии.

Хотя у коллективных насекомых ориентация в пространстве и времени будь здоров.
Про майского жука я ничего такого сходу сказать не могла бы…
Но для меня этот маленький случай – как будто ещё одна наглядная иллюстрация к тому, как же надо относиться к стихийным случайностям, время от времени сваливающимся на голову.
Всё проходит. И это пройдёт…


Рецензии