Больше социализма или больше товаров?
Эта статья была написана более 29 лет назад. Поводом для нее послужил слоган "Больше социализма, больше демократии", под барабанный бой которого началась горбаческая перестройка. В результате осуществленной перестройки социализма не стало вообще, демократии осталось чуть-чуть, но зато навалом капитализма и товаров.
Хорошо это или плохо? Тем, у кого денег куры не клюют, хорошо. А тем, у кого в кармане только вошь на аркане, плохо.
Если учесть, что 80% населения России балансируют на грани нищеты и бедности, то проблему увеличения социализма и демократии решать придется все равно. О том, как решать эту проблему, и было написано в этой статье более четверти века назад. Многое осталось актуальным и сегодня.
Общество никак не сможет прийти в равновесие, пока оно не станет вращаться вокруг солнца труда.
Карл Маркс
Господи, и чего только у нас сегодня нет! Тотальный дефицит, уверенно и прочно сковывавший семь десятилетий все стороны нашей жизни, включая духовную, к середине восьмидесятых годов достиг, наконец, апогея. Апрель восемьдесят пятого потряс мир известием, взрывная волна которого вдребезги разнесла бездонное, казалось, изобилие отечественных чувств "глубокого удовлетворения" от достижений в социалистическом строительстве. Безмятежность "массовой" нирваны неожиданно и грубо была прервана событием, из ряда вон выходящим. Самая высокая трибуна с искренней тревогой оповестила всю общественность, что социализм, успешно построенный титаническими усилиями советского народа, по ряду субъективных причин отклонился от курса, предельно точно выверенного в октябре 1917 года, и во время своего ускоренного перелета в коммунизм надолго залетел в полосу беспросветного дефицита САМОГО социализма. Ну, а раз с социализмом туговато, то ясно, что и со всем остальным не может быть густо. А потому, чтобы вырваться из жестких объятий этого всенародного бедствия, перво-наперво требуется решить вопрос о "производстве" в достаточном количестве самого социализма.
Изобилие рецептов долго ждать себя не заставило. По "авторитетным" утверждениям несметного числа домашних и зарубежных консультантов, давно уже набивших и нагревших руки на утряске всех наших неурядиц, безотказными катализаторами буйного роста "социализма" могут стать только плюрализм, гласность и радикальные экономические реформы, вдыхающие коммерческую жизнь в наше замирающее общественное производство. Однако многие другие, тоже весьма неглупые люди, уже давно поняли, что с решением экономических и социально-политических "дефицитов" все обстоит несравнимо сложнее, чем хотят нам преподнести бодрые "демократы" и "радикалы" из храброй компании физических, математических, медицинских и прочих "экономических" корифеев по части наведения общественного "порядка". Сложность эта обусловлена тем , что свято место пусто не бывает, и в переводе на общедоступный язык означает: там, где нет того, что надо, всегда навалом чего-то другого.
А марксизм-ленинизм вообще без всяких обиняков и стеснения вот уже более века упрямо талдычит, что нехватка социализма и всех связанных с ним удовольствий является характерным признаком изобилия капитализма, особенно, когда он расцветает до стадии государственно-монополистического. И посему марксистский рецепт "приготовления" социалистического изобилия не только значительно "проще", но и гораздо понятней: социальный переворот в отношениях к средствам производства путем передачи ВСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ и другой ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ на них в безраздельное ОБЩЕСТВЕННОЕ владение. Актом, фиксирующим этот переворот, может быть только незамедлительная отмена системы НАЕМНОГО труда, которая по глубочайшему убеждению основоположников научного коммунизма является самым мощным источником всех социальных пороков и вызываемых ими бед. Короче говоря, решение всех наших "дефицитных" проблем марксизм видит только в социалистической революции и переходу к такому общественному порядку, при котором " на место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20,с.292).
Правда, в последнее время в связи с бурным развитием плюрализма и гласности стала наблюдаться и бурно растущая агрессивность по отношению к этому учению и его последователям. А такой оборот событий делает ссылки на его авторитет занятием не только мало продуктивным, но еще и довольно опасным. Ведь по "авторитетному" утверждению нашего "демократического" меньшинства, беззастенчиво претендующего на роль "прораба" общественного возрождения и захватившего почти все трибуны средств массовой информации, марксизм как теория не "оправдал" возложенных на него надежд прорваться в социалистический рай путем перманентных лобовых атак. В связи с такой "конфузией" единственная задача этой теории сегодня - как можно скорее выйти из "моды" и покинуть дискуссионную трибуну, сложив свои полномочия в качестве официальной идеологии.
Ускорить же "пуск в расход" этого "оскандалившегося" учения предлагается с помощью предельно незамысловатого пропагандистского приема. Для этого вполне достаточно, настойчиво твердя, что всякая идеология существует лишь как продукт воображения тех или иных людей, упорно настаивать на том, что оздоровить нашу экономику, а значит и всю общественную жизнь можно только путем отделения коммунистической партии (главного хранителя марксистско-ленинских идей) от государства и экономики, то есть от политики и власти.
Иными словами, единственный путь к социализму эти "отважные" и "беззаветные" борцы за его "изобилие" видят лишь в скорейшей деидеологизации нашей экономической жизни. При этом ими по недомыслию, а скорее всего СОЗНАТЕЛЬНО, полностью замалчивается то неумолимое обстоятельство, что без тех или иных идеологических ориентиров НИКАКАЯ политика и НИКАКАЯ власть существовать НЕ МОГУТ. Точно так же, как и НИКАКАЯ идеология не может быть полнокровной и жизнеспособной без экономики и власти. Ведь как показывает весь исторический опыт человечества "мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике" (там же, т.20, с.96).
Поэтому пристальное рассмотрение "научных" предложений наших "радикалов" решать все УЖЕ ДАВНО НАЗРЕВШИЕ социально-политические и экономические проблемы, опираясь только на "общечеловеческие" ценности, позволяет обнаружить, что перед нами давнее, тайное и страстное желание апологетов БУРЖУАЗНОЙ идеологии задушить ПРОЛЕТАРСКОЕ УЧЕНИЕ об освобождении ТРУДА от ЭКСПЛУАТАЦИИ его ЧАСТНЫМ КАПИТАЛОМ в жестоких объятиях какой угодно идеологии, лишь бы ее распирало от изобилия этих "универсальных" ценностей и горячей любви к МАМОНЕ. В свое время на эту особенность исследований в области политической экономии обратил внимание и Маркс: "Своеобразный характер материала, с которым имеет дело политическая экономия, вызывает на арену борьбы против научного исследования самые яростные, самые низменные и самые отвратительные страсти человеческой души - фурий частного интереса. Так, высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 статей ее символа веры, чем на 1/39 её денежного дохода. В наши дни сам атеизм представляет собой culpa levis (небольшой грех) по сравнению с критикой традиционных отношений собственности" (там же, т.23,с.10).
Но самое главное то, что при ТАКОЙ постановке вопроса становится совершенно очевидным еще и то, что ПРАКТИЧЕСКОЕ решение проблемы наполнения полок отечественных магазинов и насыщения желудков наших граждан, не говоря уже об удовлетворении остальных потребностей современного цивилизованного человека, с позиций общечеловеческого подхода оказывается весьма туманным и чрезвычайно усложненным. Это связано с тем, что все "общечеловеческие" ценности, несмотря на свой сверх почтенный возраст, носят пока все еще только ДУХОВНЫЙ, то есть эфемерный, характер. В то же время КЛАССОВЫЕ ценности в отличие от общечеловеческих всегда существовали и успешно продолжают существовать в очень грубой и хорошо осязаемой материальной форме в виде производственного КАПИТАЛА и прочей недвижимости. А весь гигантский исторический ОПЫТ убедительно демонстрирует, что решение всех своих жизненных проблем и затруднений люди ВСЕГДА не только БЫСТРО, но и НАДЕЖНО осуществляли исключительно с помощью МАТЕРИАЛЬНЫХ ценностей, особенно, если не ленились освежать их той или иной "духовной" позолотой и словесной мишурой.
В пользу этого утверждения свидетельствует тот факт, что почти тысячелетнее господство на Руси идеологии "общечеловеческих" ценностей не избавило ее народы ни от нищеты, ни от угнетения, ни от эксплуатации, ни от кровопролитных войн как на своей, так и на чужих территориях. Не смогла эта идеология защитить и каждого живущего в России человека от бесконечных посягательств на его жизнь и достоинство, а также на жизнь его близких со стороны отечественного государства, постоянно раздираемого классовыми, национальными и религиозными интересами, нацеленными на обладание только материальными ценностями, главнейшей из которых является ЗЕМЛЯ.
И уж совсем не приходится говорить о том, что несостоятельность идей наших "храбрых" антикоммунистов более, чем наглядно, демонстрирует состояние сегодняшнего ОБЩЕСТВЕННОГО здоровья в передовых капиталистических странах, где, как известно, коммунисты не узаконены в качестве "руководящей и направляющей" силы общества. Изобилие в этих странах гласности, плюрализма, демократии и "радикальных" экономических реформ не только не пахнет изобилием социализма, но и вообще каким-либо его наличием. Об этом упрямо свидетельствуют непрекращающаяся эксплуатация трудящихся путем сохранения системы НАЕМНОГО труда, неизбежные спутники такой системы - БЕЗРАБОТИЦА, неукротимая ИНФЛЯЦИЯ, накачиваемая ЭКОНОМИЧЕСКИМИ методами СТИМУЛИРОВАНИЯ, и полный набор всех остальных социальных пороков, которые неутомимо и безжалостно подтачивают шатающиеся устои капиталистического общества, опирающегося на культы "свободного" рынка, денег, частного предпринимательства и системы НАЕМНОГО труда.
Что касается изобилия товаров в этих странах, так распалившего восторженное воображение наших пламенных борцов за "народное" счастье, то оно является характерным признаком капиталистического производства, ориентированного не на удовлетворение ОБЪЕКТИВНО возникающих человеческих потребностей, а на извлечение путем обмена товаров на деньги как можно большего дохода с целью САМОсохранения в жестокой и бескомпромиссной конкурентной борьбе ЧАСТНЫХ КАПИТАЛОВ.
Совершенство же социалистического производства должно проявлять себя в способности отличаться от капиталистического не ещё большим изобилием товаров, а изобилием ПРОДУКТОВ. То есть изобилием таких результатов труда, которые предназначены для удовлетворения ЕСТЕСТВЕННЫХ человеческих потребностей, устанавливаемых уровнем их развития и степенью насыщения, и которые сводятся к тому, чтобы жить не только счастливо, но еще и долго. Но это изобилие надо искать совсем не в той стороне, куда сегодня обращены завистливые и восхищенные взоры наших новоявленных попов "перестроечного" прихода.
Все это полностью подтверждает и вывод, сделанный марксизмом в результате его многолетних и ДОБРОСОВЕСТНЫХ исследований в области мотивации человеческого поведения: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (там же, т.13, с.7 ).
Из этого гениального вывода совершенно недвусмысленно следует, что, во-первых, ФАКТИЧЕСКИ главной "руководящей и направляющей" силой общества являются не те или иные политические правящие партии, а, несмотря на все их самомнение и самонадеянность, только уровень развития производительных сил общества. Что касается максимальных партийных усилий, то они ограничиваются возможностью влиять лишь на СКОРОСТЬ развития общественных отношений, а не на их естественно-историческое направление.
Средством такого влияния является политика, позволяющая партии удерживаться на гребне волны общественного развития и освещать его исповедуемой ею идеологией. Ведь, как уже хорошо видно из накопленного опыта (и не только зарубежного ), "обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве" (там же, т.37, с.417).
А во-вторых, что до тех пор, пока на одном полюсе общественных отношений будут сконцентрированы все вещественные условия производства материальной жизни людей, а на другом - их руки и головы, и общение этих полюсов будет осуществляться только с помощью ДЕНЕГ и системы наемного труда, люди будут делать лишь то, за что им платят деньги. А этот всеобщий ЭКВИВАЛЕНТ результата труда, как известно, не всегда способен полностью удовлетворить даже индивидуальные потребности, не говоря уже об "общечеловеческих". (Ведь за деньги можно заставить заниматься не только общественно полезным трудом, но и общественно вредным.)
Решение проблемы такого удовлетворения, особенно острой сегодня для нашей страны, марксизм видел не в "перетягивании каната" на политическом Олимпе, а в таком ИЗМЕНЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, которое путем упразднения института частной собственности и системы наемного труда позволит НАПРЯМУЮ соединить рабочие руки и головы со средствами производства и тем самым создать необходимые предпосылки удовлетворять все человеческие потребности за счет их ЕДИНСТВЕННОГО НЕИССЯКАЕМОГО источника - свободного СОЗНАТЕЛЬНОГО ТРУДА и его КВАЛИФИКАЦИИ, а не денег.
Шумные, но пока бесплодные, потуги изменить нашу общественную жизнь, не затрагивая БАЗИСНОЙ части этого гигантского монолита из насквозь прогнившего симбиоза государственной собственности с тотальной системой принудительного труда, только ярко высветили явно НЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ характер наших общественных отношений. Обоженное нездоровой температурой отечественного экономического базиса и разбуженное резкими толчками его неровного пульса долго дремавшее надстроечное "сознание", внезапно очнувшись, поспешило увидеть причину тяжелой общественной болезни всего лишь в "несовершенстве" политической системы и "слабости" административно-бюрократических методов управления, а избавление от всех недугов - только в многообразии форм хозяйствования и широком применении "экономических" методов стимулирования наемного труда.
При этом дружное "прозрение" партийно-государственного аппарата все четыре года в упор не желает замечать, что и те и другие методы - это средства управления не самим производством, а только поведением занятых им людей. А из этого следует, что смена одних методов другими означает не революционное изменение отношений в экономическом базисе как главном источнике решения всех наших проблем, а всего лишь очередную рокировку правящих сил в опасно зашатавшейся политической надстройке для продолжения всё той же своекорыстной и беспечной "мышьей беготни" во всех эшелонах власти.
Ведь и административные и экономические меры эффективны только по отношению к рабочей силе, особенно, когда она является наемной, а не по отношению к производственным процессам. Что же касается самого производства, то успешное управление им возможно только с помощью рабочего времени и точной информации о составе имеющихся потребностей и динамике их развития. Иными словами, для управления производством надо точно знать ЧТО делать, ГДЕ и СКОЛЬКО, так как в отличие от человека производство не восприимчиво к палке, команде и рублю, даже если сделать его конвертируемым.
Но чтобы научиться управлять ПРОИЗВОДСТВОМ (что гораздо легче и безопаснее, чем управлять ЛЮДЬМИ), надо, прежде всего, перестать в панике, раскручиваемой неуправляемым инстинктом самосохранения, хвататься за общечеловеческие "ценности" и с их помощью изобретать наиболее изощренный кнут для своего доверчивого и терпеливого народа, вконец уже замордованного нескончаемыми посулами завтрашнего счастья.
Вместо этого самым серьезным и СПОКОЙНЫМ образом надо взяться за ликвидацию заскорузлой политической и экономической неграмотности путем ГЛУБОКОГО осмысления марксистско-ленинского учения о социализме и социалистической революции. Вот тогда сразу же станет понятно не только "что делать", но и почему это учение так не нравится сегодня большинству наших бойких претендентов на общественное лидерство.
И в самом деле, что в нем может быть хорошего? Возьмем хотя бы такой пример. После сокрушительного провала спасти наш тонущий экономический корабль с помощью общенародного государства и "экономной экономики" наша авторитетная "спасательная" команда, вывернув всем мозги наизнанку, нашла, наконец, способ хоть как-то удержаться на плаву с помощью идеи о правовом государстве (тавтологическом двойнике "экономной экономики") и многообразии форм собственности. А это учение безо всякого зазрения совести долбит дно этого корабля утверждением, что ЛЮБОЕ государство, даже "ПРАВОВОЕ", способно быть только КАТАЛИЗАТОРОМ обострения социальных противоречий, но отнюдь не средством их разрешения. И единственная, по его мнению, возможность спастись от опускания в социальную бездну - это организация СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, основанного на экономическом и политическом РАВЕНСТВЕ всех его членов. Но для ТАКОЙ организации требуется, прежде всего, упразднение ВСЕХ форм частной собственности (прежде всего, - государственной), и передача ее в ОБЩЕСТВЕННОЕ владение. Потому что, во-первых, "ни переход в руки акционерных обществ, ни превращение в государственную собственность не уничтожают капиталистического характера производительных сил", а, во-вторых, "государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения" (там же, т.20, с.289-290).
Или вот еще. Семьдесят лет идет напряженнейший "научный" поиск такого магического соотношения (экономического философского камня) между ростом зарплаты и производительностью труда, чтобы и "овцы"-управленцы были сыты и надежно защищены и "волки"-трудящиеся не умирали с голоду. Подождать осталось совсем немного, каких-нибудь пару десятков лет, и страстно желаемый результат не преминет вспыхнуть на кончике золотого пера неутомимых искателей.
А марксизм в это же самое время "нахально" твердит, что "для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения ТОВАРА, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может ее иметь. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, - попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу (и к советской экономической науке – авт.) по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, которое позволяет ВСЕМ членам общества как можно всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности" (там же, т.20, с.206).
Ну, а такое разве может понравиться? Люди, можно сказать, жизнь кладут (и не только свою) на то, чтобы стать академиками и получить возможность с умным видом объявить миру, что "социализм вовсе не предполагает одной только государственной формы собственности, ему не противоречит не только кооперативная, но и частная собственность в определенных размерах. Больше разнообразия в формах экономической жизни - больше демократии" (Т. Заславская. "Знания-сила", №11-87,с.38).
А этот "злокозненный" марксизм-ленинизм мало того, что все время зудит совершенно противоположное, вроде того, что "пока остается частная собственность на средства производства ... и свободная торговля, до тех пор остается экономическая основа капитализма" (В.И.Ленин. ПСС, т.41, с.426), так ведь еще и норовит своими "догмами" непременно впиться то в глаз, то в нос наших "ученых" светил, чтобы обязательно испортить лучезарные лики этих "самоотверженных" радетелей за "народное" счастье и благополучие. И кому, скажите на милость, нужно знать, что "собственность разъединяет и превращает людей в зверей, а труд объединяет" (там же, т.41, с.356). Или, например, то, что "цель (и сущность) социализма: переход земли, фабрик, и пр., вообще всех средств производства в собственность всего общества" (там же, т.4, с.263). А кому, интересно, будет легче спать, если он узнает, что "отдать землю в руки объединенных сельскохозяйственных рабочих, значило бы подчинить общество исключительно одному классу производителей" и что "национализация земли произведет полную перемену в отношениях между трудом и капиталом, и, в конечном счете, совершенно уничтожит капиталистический способ производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Тогда исчезнут классовые различия и привилегии вместе с той экономической основой, на которой они покоятся" (К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч.,т.18,с.57-57).
Ведь нас-то хотят сегодня уверить, что все наше спасение в том, чтобы земля не только принадлежала тем, кто ее обрабатывает, но еще и передавалась по НАСЛЕДСТВУ. Оказывается все беды царской России стряслись от недостаточного количества в ней ЧАСТНЫХ землевладельцев! Поэтому, товарищи, не нервничайте и не дергайтесь. Как только настрогаем из наших "раскрестьяненных" сограждан миллионов, эдак, шестьдесят советских помещиков, так и получим свой долгожданный социализм на блюдечке с голубой каемочкой.
Вообще же, если говорить честно, так то, что наша популярная "наука" в этом вопросе не совсем права, а если быть точнее - несет явную околесицу, можно догадаться и без основоположников. Для этого надо слегка напрячь свои мозги, ну самую капельку, и сразу же становится ясным, что ее социализм с многообразием форм собственности отличается от капитализма, тоже небедного по этой части, только идеологией, а не БАЗИСОМ, который по устоявшимся "расхожим" представлениям является ГЛАВНЫМ фактором, определяющим "СПЕЦИФИКУ" общественных отношений.
Если такой "социализм" и есть наша заветная мечта, то тогда мы не только круглые, но еще и набитые дураки. Ведь мы могли бы без лишнего шума устроить его себе лет 150 или 200 назад. Но лучше всего - при Петре Первом! Для этого надо было всего лишь мощным царским плечом слегка двинуть в сторону увязшее в религиозных догмах духовенство, произвести перестановку идеологических кадров, заменив попов коммунистами, и ни в коем случае не ввязываться в революционную борьбу с эксплуататорскими классами, законными владельцами всего этого форменного многообразия. "Вот, значит, чем был пудель начинен!" А мы-то, простофили, думали... Да! Все-таки очень несправедлива судьба к многострадальной России, переведшей в этой борьбе десятки миллионов своих непокорных граждан на органическое удобрение. Скольких бед смогла бы она избежать, родись советская социология двумя веками раньше!
А как прикажете понимать такую выходку? Почти все остепененные советские борцы за социальную справедливость в поте лица и с пеной у рта семьдесят лет "храбро" доказывают, что решение всех наших социально-политических и экономических проблем упирается, главным образом, в то, чтобы делить общественный "пирог" в точном соответствии с социалистическим принципом "каждому по труду". А один "самоуверенный" марксист из числа основоположников пытается осадить их прыть пространным нравоучением: "Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства - рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное от современного. Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял от буржуазных экономистов трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения" (там же,т.19,с.20).
Иными словами, вы, ребята, сначала попробуйте сделать такой фокус, чтобы размер и содержание вожделенного пирога целиком и полностью определялись строгим соблюдением принципа "от каждого по способности", то есть начните с организации СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО производства, а тогда у вас не будет проблем и с дележкой его результатов.
Или возьмем, наконец, такой животрепещущий вопрос как оседлание цен. Ну, как тут можно не взбеситься? Подавляющее большинство популярных математиков, физиков, историков, экономистов-беллетристов и других деятелей искусства, получивших пропуск на общесоюзную трибуну, неистово, чуть ли не до обморока, доказывает (слава Богу, пока безуспешно, несмотря на мощную теоретическую поддержку г-на Прудона), что величина цены должна устанавливаться путем "дружеского" согласия между спросом и предложением. А этот настырный ортодокс сбивает всех с панталыку занудливым бубнением, что цена - это ДЕНЕЖНОЕ выражение стоимости, которая в свою очередь может быть определена только с помощью строгого УЧЕТА ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМЫХ затрат РАБОЧЕГО времени на производство того или иного результата труда, а не конъюнктурными и трудно прогнозируемыми колебаниями рыночного сбыта. Короче говоря, что ни лыко, так в строку наших бравых "перестройщиков".
Но самое противное то, что учение это на все внутриобщественные проблемы способно смотреть только через призму КЛАССОВЫХ интересов и решать их только путем классовой борьбы за удовлетворение этих интересов. Оно, видите ли, считает, что "отрицание или прикрытие классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике" (В.И.ЛЕНИН. ПСС,т.23,с.259). А разве прилично утверждать, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать ИНТЕРЕСЫ тех или иных классов" (там же,с.47). Ну, а то, что ИДЕЯ неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от ИНТЕРЕСА, так это надо еще "доказать" и "лучше" всего на собственном опыте.
В общем, классовый подход к решению наших сегодняшних проблем по мнению многих современных борцов за социальную "справедливость" - это непозволительный рудимент, что и вызывает их бурный протест по отношению к необходимости сверять свои предложения и решения с основными правилами этого подхода. Но самое удивительное то, что вся эта неприязнь к марксизму-ленинизму из-за того, что по его мнению "борьба за освобождение рабочего класса означает борьбу не за классовые привилегии и монополии, а за равные права и обязанности и за уничтожение всякого классового господства" (К.Маркса и Ф.Энгельс. Соч.,т.16,с.12). А также, что "уничтожить классы - это значит поставить ВСЕХ граждан в ОДИНАКОВОЕ отношение к СРЕДСТВАМ ПРОИЗВОДСТВА всего общества, это значит - все граждане имеют ОДИНАКОВЫЙ доступ к работе на общественных средствах производства, на общественной земле, на общественных фабриках и так далее" (В.И.Ленин. ПСС,т.24,с.363). Хотелось бы знать, какому классу в нашей бесклассовой стране угрожает СЕГОДНЯ такой классовый подход? Думается, что уже достаточно давно - никакому. И все СЕГОДНЯШНЕЕ раздражение в адрес марксизма-ленинизма связано с тем, что сторонники ТАКОГО подхода являются яростными и убежденными противниками не только административного, но и экономического ПОНУКАНИЯ, только-только начинающего расправлять свои черные крылья.
Ведь по их мнению самый экономный и продуктивный способ заставить человека работать состоит в том, чтобы предоставить ему право САМОМУ заниматься этим непростым и довольно хлопотным делом. А для этого необходимо сделать КАЖДОГО советского человека СОВЛАДЕЛЬЦЕМ общественного капитала, предоставив ему право самостоятельно распоряжаться не только своей жизнью, но и своей судьбой. Поэтому не нравиться такое предложение может только тем, кто хочет ЗАСТАВЛЯТЬ работать кого угодно, но ТОЛЬКО НЕ СЕБЯ.
Справедливости ради надо сказать, что и все "застрельщики" тоже, вроде, голосуют за "хозяина" двумя руками. Однако, их предложение осуществить метаморфозу управляемого советского "наемника" в СОВЛАДЕЛЬЦА-УПРАВЛЯЮЩЕГО с помощью "социалистического" рынка, освобожденного от централизованного планового пресса, и структуры производства с многообразием форм собственности совершенно однозначно свидетельствует, что им сегодня по душе только МЕЛКОБУРЖУАЗНЫЙ хозяйчик (лавочник), а не крупносоциалистический ХОЗЯИН всего общественного производства.
Поэтому, чтобы окончательно уточнить, какой вариант такой альтернативы для нас сегодня предпочтительней, надо, на всякий случай, не торопиться с перестройкой кладезя НАУЧНЫХ знаний в отхожее место, а до конца разобраться, что такое "СОЦИАЛИЗМ" и что такое "ТОВАР", чтобы не перепутать на какую "педаль" жать, спешно "рвя когти" из сегодняшнего дефицита в завтрашнее изобилие.
И вот уже только после этого окончательно определить то направление, на котором предстоит сконцентрировать ЗДОРОВУЮ общественную мысль, чтобы НАВСЕГДА вырваться из засасывающей трясины семидесятилетней ОКОЛОНАУЧНОЙ демагогии и удушающей пены нескончаемого словоблудия.
Но перед тем, как приступить к изучению достоинств и недостатков имеющихся вариантов спасения нашего общества, хочу предупредить, что поиск необходимой истины осуществить, отталкиваясь от общечеловеческих позиций, не смогу при всем своем горячем желании и даже с учетом ее сегодняшней международной популярности. Такая моя "ущербность" связана с тем, что несмотря на высшее образование и многолетнюю практику в области интеллектуального труда, связанного, с инженерной и административно-управленческой деятельностью, совершенно ОСОЗНАННО считаю себя чистопородным ПРОЛЕТАРИЕМ в третьем поколении, хотя в соответствии с принятой социальной классификацией числюсь "из служащих".
А обязана относить себя к этому грозному классу потому, что с октября 1917 года все мои чудом уцелевшие предки вынуждены были жить только за счет СВОИХ рук и голов, работая по НАЙМУ у государства, которое быстро перековало их в чистокровных пролетариев. В связи с таким "нюансом" в личной генеалогии не имею никакой иной возможности разобраться в решении всех наших общественных проблем, как только с помощью марксизма-ленинизма, предельно четко выражающего и ЧЕСТНО защищающего мой КЛАССОВЫЙ интерес. И сразу же хочу покаяться перед "бескорыстными" сторонниками абстрактного гуманизма. Грешна! Стремление досконально разобраться в путях и методах осуществления начавшейся у нас перестройки продиктовано чрезвычайно корыстным желанием выяснить, что я как простой советский пролетарий буду с этого иметь ЛИЧНО и по какую сторону перестроечного фронта мне стоит рыть СЕГОДНЯ свой оборонительно-наступательный окоп.
Для начала хочу понять, чем осчастливит меня ЛИЧНО новый “социалистический" рынок, свободный от централизованного планового произвола, и всевластие "деидеологизированных" экономических методов управления. Интересно, как способен такой рынок в сочетании с такими методами повлиять на выпуск того, что необходимо мне для удовлетворения моих неуклонно растущих и возвышающихся потребностей, включая духовные? Как он почувствует, что для простого существования в качестве разумной материи, мне, как минимум, нужно, чтобы Вселенная была бесконечной, и чтобы я могла путешествовать по ней не в виде генетического кода, а в виде астронавта, вооруженного всеми знаниями, которые выработало человечество?
С глубочайшим прискорбием вынуждена констатировать, что НИКАК! Ведь рынок не самая важная деталь товарно-денежных отношений. Это всего лишь выставка результатов труда, именуемых "товары", то есть только того, что производится с целью обмена на ДЕНЬГИ, а не для удовлетворения тех или иных МОИХ желаний. Главная задача свободного рынка - продемонстрировать мощь самостоятельного, то есть не зависящего от УЧЕТА МОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, производства и удовлетворить ЕГО ФИНАНСОВЫЙ ГОЛОД путем выкачивания из меня ДЕНЕГ всеми средствами, включая и "деидеологизированные".
Что касается меня как рядового потребителя, то степень удовлетворения МОИХ потребностей с помощью рынка чрезвычайно иллюзорна, потому что рынок - всего лишь ПОСРЕДНИК, а не ИСТОЧНИК их удовлетворения. Для исполнения моих желаний мне нужен не рынок, а, во-первых, в условиях товарно-денежных отношений - достаточно приличные финансовые возможности, во-вторых, стремление производителя считаться с моими прихотями и, в-третьих, способность его технологических сил ответить мне взаимностью.
Поэтому, как только по вине какого-либо одного из этих трех факторов степень удовлетворения моих потребностей перестает мне нравиться, я тут же и срочно организовываю СВОЕ свободное от "свободного" рынка НАТУРАЛЬНОЕ производство. И с его помощью быстро и без затей соединяю СВОЮ РАБОЧУЮ СИЛУ (главный объект удовлетворения всех моих и не только моих потребностей) с необходимым мне веществом окружающей меня безграничной природы. А такой мой "финт" резко путает все козырные карты наших конструкторов рыночного "социализма". Потому, что даже самый-самый свободный, а именно таким по их замыслу должен стать наш новый "социалистический" рынок, не в силах освободиться от моего пренебрежительно-потребительского отношения к нему, позволяющего мне вести сознательное и независимое от рынка "внутриутробное" существование. Несколько миллионов советских владельце 6-ти соток - ярчайшее тому доказательство.
Правда, если страстные поклонники рыночной свободы хотят оградить ее не только от произвола плана, но и от моих потребительских "капризов", то СЕГОДНЯ они хлопочут об этом совершенно зря. Большей свободы от потребителя, чем имеет наш "контролируемый" планом рынок, не существует. Она АБСОЛЮТНАЯ! И юридическая констатация ликвидации централизованного управления, безвременно почившего вечным сном на своих лаврах, ничего существенного добавить к этому не сможет. Она только окончательно и навеки разлучит меня с общественным производством глухой стеной отчуждения, возведенной полным отсутствием в нашей стране ДОСТОВЕРНОЙ и ОПЕРАТИВНОЙ системы УЧЕТА не только ПОТРЕБНОСТЕЙ ее граждан, но и достаточно правдивых сведений о ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ее гигантского народно-хозяйственного комплекса. Тем самым отсутствием, которое не только так успешно парализовало возможность сколь-нибудь разумной деятельности Госплана, но и опасно подтопило репутацию всех остальных государственных и политических ведомств страны.
Поэтому организация в условиях такого ИНФОРМАЦИОННОГО вакуума свободного рынка - это ничто иное, как УСИЛЕНИЕ ДИКТАТА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ над потребителем и откровенная попытка под маркой прогресса протащить в наши на ладан дышащие общественные отношения окончательно добивающий их РЕГРЕСС, главная цель которого возвести АНАРХИЮ производства в ранг ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.
В связи с таким фактическим положением дел моя потребительская свобода в результате предлагаемой "радикальной" экономической реформы пополнится возможностью при встрече с пустыми или забитыми всяким хламом прилавками свободно отвести свой гневный взгляд от государственных органов управления производством и в безысходной тоске так же "свободно" перевести его на небо.
Такова моя ЕДИНСТВЕННАЯ выгода от этой тотальной "свободы". Что же касается выгоды производственной стороны, то она ЗНАЧИТЕЛЬНО существеннее, так как дает ей возможность не только продолжать лупить из своих "пушек" по моим "воробьям", выкачивая из меня деньги производством некачественных товаров, но еще и сохранять по отношению ко мне господствующее положение, НАВЯЗЫВАЯ развитие потребностей, НЕЕСТЕСТВЕННЫХ для НОРМАЛЬНОГО человека.
Например: работать больше восьми часов в день, чтобы питаться нитратами, дышать вредными химическими веществами, пить отравленную воду, рожать уродливое и нежизнеспособное потомство, и от всего этого вместо естественной жажды жизни томиться неукротимым желанием смерти. И вот тут уже не в состоянии утешить меня даже ссылки наших любителей экономической "свободы" на марксово требование учиться у передовых наций, которое, как впрочем и все остальные его требования, понимаются этими "марксистами" весьма и весьма превратно.
Учиться - это не подглядывать в замочную скважину, что делают другие и делать то же самое, а извлекать УРОКИ из чужих и своих ошибок, не увеличивая их и без того достаточно большой тираж. А для этого, "прозрев", надо прежде всего увидеть, что пока мы семьдесят лет интенсивно исчерпывали возможность двигаться вперед с помощью командно-палочного взбадривания, на другом конце планеты зря время тоже не теряли (у них - оно деньги) и, упрямо двигаясь вперед, так же интенсивно исчерпали потенциал другого вида взнуздывания - экономического. В результате за 200 лет с небольшим "благополучно" прибыли в тот же самый СОЦИАЛЬНЫЙ ТУПИК, которым НЕИЗБЕЖНО должен кончиться ЛЮБОЙ путь ПРИНУДИТЕЛЬНОГО труда и в котором мы с волнением поджидаем их третье десятилетие.
Принимая во внимание ИХ склонность к оригинальности, можно не сомневаться, что свое увлекательное путешествие в будущее они продолжат с тщательным учетом нашего уникального способа продвижения по истории и сделают все возможное, чтобы найти любой выход из этого тупика, исключающий возможность повторения ТАКОГО опыта.
Что касается нашего правила изучать чужие достижения, то тут дело обстоит гораздо проще, особенно в последнее время. Нас хотят приучить, не мудрствуя лукаво, осваивать их методом конгруэнтного подобия и напрягаться только над поисками быстрейшего получения всех их негативных результатов. Поэтому, если мы вспомним о нашей природной любви к быстрой езде, примем во внимание неукротимую прыть наших сегодняшних реформаторов и соединим все это с их лихим опытом по части "догнать и перегнать", то можно не сомневаться: понять, что мы опять приплыли не в ту степь, нам уже удастся не более, чем за 70 лет. Одновременно мы сможем еще и улучшить достигнутый мировой "рекорд", перекрыв его почти в три раза.
Вся "загвоздка" лишь в том, что, во-первых, у нашей социалистической истории уже не осталось времени на повторение столь убедительных уроков. А, во-вторых, у меня как предполагаемого "ученика" и участника этого грандиозного "марш-броска" нет ни малейшего желания, то есть ЛИЧНОГО интереса, заниматься глупостью, неизбежный результат которой заведомо известен сегодня каждому просвещенному и не свихнувшемуся умом честному человеку.
И в связи с тем, что мое высокообразованное пролетарское сознание не только давно уже выросло из тесных одежек буржуазной психологии (как мелкой, так и крупной), но еще и обрело способность САМОСТОЯТЕЛЬНО решать стоящие перед ним проблемы, ТВОРЧЕСКИ развивая накопленный мировой опыт, предлагаю ПРИНЦИПИАЛЬНО новый, не имеющий аналогов в мировой практике способ ковки из меня ХОЗЯИНА, а точнее ХОЗЯЙКИ, социалистического производства.
Суть этой принципиальной новизны в следующем. Функцию "молота" (главного орудия "ковки") должен выполнять СОЗНАТЕЛЬНЫЙ труд, свободный от чьего-либо понукания. Силой, управляющей режимом работы, - степень удовлетворения имеющихся ЛИЧНЫХ и ОБЩЕСТВЕННЫХ потребностей. Роль "наковальни" (опоры формирования) - достоверный УЧЕТ всех индивидуальных и общественных ПОТРЕБНОСТЕЙ и такой же УЧЕТ всех производственных ВОЗМОЖНОСТЕЙ общества.
Правда, для конструктивного воплощения в жизнь ТАКОГО способа "изготовления" социалистических хозяев сначала придется полностью разрушить правовой фундамент "конвейера" по сборке "слепоглухонемых" наемников и вместо него возвести правовые основы СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО производства. Это потребует согласиться с ленинским утверждением, что "есть только одно средство положить конец эксплуатации труда капиталом, именно: уничтожить частную собственность на орудия труда, передать все фабрики, заводы, рудники, а также все крупные имения и т.п. в руки всего общества и вести общее социалистическое производство, направляемое самими рабочими" (там же, т.2,с.96), и УЗАКОНИТЬ в стране только ОДНУ форму собственности - ОБЩЕСТВЕННУЮ, а каждого гражданина страны сделать ее СОВЛАДЕЛЬЦЕМ.
Для осуществления этих актов, кроме внесения необходимых изменений в Конституцию СССР, придется еще и рассчитать, какая часть общественного капитала должна быть приведена в движение, чтобы обеспечить КАЖДОМУ советскому человеку уровень жизни, диктуемый степенью развития современной цивилизации. А затем УЗАКОНИТЬ ПРАВО распоряжаться этой частью всеми трудящимися путем открытия в государственном банке ЛИЧНЫХ расчетных счетов на РАВНУЮ ДЛЯ КАЖДОГО РАБОТАЮЩЕГО сумму основных и оборотных средств производства. Такое нововведение в наше законодательство позволит сразу же установить реальные границы экстенсивных возможностей в удовлетворении всех возникающих потребностей и не только перейти, наконец, на ИНТЕНСИВНЫЙ тип хозяйства, но и сделать ПЕРВЫЙ шаг в направлении к "от каждого по способности", то есть к организации СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО производства, путем четкого определения размеров поля для развития индивидуальных способностей.
Заодно это позволит очень быстро рассосать давку у дверей, за которыми "больше платят", так как в результате такого акта рабочая сила мгновенно утратит способность быть товаром. Тарифно-окладная система оплаты "труда" (экономическая основа уравниловки) рассыплется, как карточный домик, в связи с тем, что жизнеспособность социалистического производства может быть обеспечена только НЕРАЗРЫВНОСТЬЮ связи "от каждого по способности" с "каждому по труду".
Зарплата же не обладает способностью быть мерой труда в силу того, что по своей ЭКОНОМИЧЕСКОЙ сути представляет лишь АВАНСИРОВАННУЮ стоимость РАБОЧЕЙ СИЛЫ (переменного капитала), но отнюдь не оценку результата соединения этой силы со средствами производства, то есть результата труда.
Демонтаж принципа распределения матблаг, опирающегося на зарплату, позволит в кратчайший срок избавить общество от порождаемых этим принципом опасных социальных пороков: перепроизводства товаров и кризиса их сбыта при занижении размера зарплаты; инфляции и товарного голода - при его завышении. Это, конечно, огорчит некоторых наших любителей инфляционного галопа, лишив их куска сдобного хлеба с маслом, но зато всем остальным позволит не только спокойно работать, но и спокойно жить. В результате всех этих мероприятий правовая основа социалистического производства будет не только очищена от деформирующих ее остатков системы наемного труда, но и УКРЕПЛЕНА экономическими отношениями, адекватными ее социальному статусу.
Главным же элементом механизма хозяйствования, опирающегося на социалистическую законность, должны стать правила и нормативы использования ОБЩЕСТВЕННОГО капитала. Для того, чтобы процесс соединения каждой рабочей силы с теми или иными средствами производства носил не только свободный, но и осознанный характер, потребуется шкала, разъясняющая, какая часть этих средств должна приводиться в движение для создания личного фонда потребления, какая - для фондов общественного потребления и какая - для фонда накопления. Каждая из этих частей в свою очередь должна быть разбита на отдельные доли в соответствии с объективно существующим и предполагаемым ассортиментом потребностей.
Во избежание развития эгоистических тенденций как со стороны личности, так и со стороны общества, шкалу нормативов необходимо разделить на ДВЕ основные части: ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ и ПРОИЗВОЛЬНУЮ. По обязательной шкале приводить в движение часть капитала для удовлетворения ОБЩЕСТВЕННЫХ потребностей, по произвольной - личных.
Иными словами, потребуется определить, что должен делать каждый человек, чтобы иметь право и возможность не только жить в обществе, но и пользоваться ВСЕМИ его богатствами. Это позволит, во-первых, наиболее мощным источником удовлетворения развивающихся индивидуальных потребностей сделать ОБЩЕСТВЕННЫЕ фонды потребления, а во-вторых, неограниченно расширит возможности развития индивидуальных способностей путем ориентации на удовлетворение неуклонно развивающихся ОБЩЕСТВЕННЫХ. Личный доход, включающий в себя не только личный фонд потребления, но и часть созданных индивидуальным трудом фондов общественных, позволит оценивать результаты труда наиболее точной и справедливой мерой.
Такой НОРМАТИВНЫЙ подход четко определит, весьма расплывчатое сегодня представление, что такое "каждому по труду", и принцип социалистической справедливости засверкает во всей своей красе.
Но самое главное то, что НОРМАТИВНЫЙ подход к использованию общественного капитала, предоставленного в личное распоряжение, позволит путем сложения всех произвольных программ с обязательной не только выявить картину ОБЪЕКТИВНО существующих в обществе потребностей, но и сбалансировать структуру общественного производства для наиболее полного их удовлетворения.
Таким образом после семидесятилетнего пускового периода идея ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ЦЕНТРАЛИЗМА выйдет, наконец, на свою проектную мощность. Крайне важным звеном в цепи социалистического производства должна стать социальная защищенность трудящихся. Учитывая ВЕРОЯТНОСТНЫЙ характер экономики и ее способность отклоняться от намеченных целей под действием как объективных, так и субъективных причин, каждому трудящемуся должен быть ГАРАНТИРОВАН фонд потребления, обеспечивающий поддержание его способности к производительному труду. Всем нетрудоспособным членам общества необходимо установить размер отчислений из общественных фондов, обеспечивающий уровень потребления, достойный современного цивилизованного человека.
Таков в общих чертах проект механизма для "изготовления" СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ хозяев. Глубоко убеждена, что он не только быстро разрушит дефицит человечности в наших общественных отношениях, но и блокирует возможность самого жестокого его проявления в виде НАСИЛЬСТВЕННОЙ безработицы. Это позволит в кратчайший срок решить многие волнующие нас проблемы, включая и межнациональные.
Итак, по моему твердому убеждению, опирающемуся на ПРОЛЕТАРСКОЕ понимание марксистско-ленинских идей, ИЗОБИЛИЕ социализма и всех его благ возможно только при СОВМЕСТНОМ владении общественным капиталом и УПРАВЛЕНИИ им ВСЕМИ ТРУДЯЩИМИСЯ. Это условие осуществимо только при отсутствии системы НАЕМНОГО труда. Такова сегодня моя гражданская позиция, защищать которую я буду по всем правилам классовой борьбы: не щадя СВОЕЙ жизни и до победного конца. Потому что "там, где классовая борьба отстраняется как нечто непривлекательное и "грубое", там в качестве основы социализма остаются лишь "истинное человеколюбие" и пустые фразы о "справедливости" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.19,с.173).
В связи с таким фактическим положением дел, всех, кто не стесняется публично признать свою принадлежность к классу пролетариата, тому классу, единственным богатством которого пока является только его рабочая сила, и кто хочет освободить этот класс от эксплуатации его деклассированными бездельниками и высокообразованными за счет общества интеллектуальными болтунами, милости прошу на предложенную политэкономическую платформу. Присутствие на ней членов КПСС как политического авангарда пролетариата желательно в полном списочном составе.
Давайте, товарищи, все вместе искать путь к социализму с помощью глубокого понимания и ТВОРЧЕСКОГО развития отечественной истории, а не бездумным повторением заманчивого опыта чужой. Тем более, что до заветной цели сегодня гораздо легче дотянуться собственной рукой.
Август 1989 г.
P.S. Опубликовать эту статью удалось только с помощью интернета, которого в советское время еще не было.
Свидетельство о публикации №213072701242
Карл Маркс"
Фраз ужасающая, графоманская. Но почему-то Вы нигде в тексте, вывешивая его на литературном, в общем-то, портале, не дистанциировались от этого графомана и,разумеется, не осудили его дурацкие вывихи литературные. Почему?
А Ленин? Давно всех спрашиваю, нельзя ли найти во всех его 55 томах хотя бы один талантливый абзац и показать его мне, с точным адреосом, откуда он взят. Буду признателен, если Вы это сделаете.
А так, вместе с графоманами, думать о социализме не хочется.
С уважением,
Юрий Евстифеев 22.04.2015 08:51 Заявить о нарушении
Ирина Березина-2 23.04.2015 10:43 Заявить о нарушении
Ирина Березина-2 23.04.2015 17:57 Заявить о нарушении
Юрий Евстифеев 23.04.2015 20:13 Заявить о нарушении
За Вами этот грех пока не замечен.
Что касается Ленина, то я считаю его талантливым мыслителем и политиком, а не публицистом. Вам это трудно понять, потому что Вы не мыслитель и не политик.
Ирина Березина-2 24.04.2015 11:44 Заявить о нарушении