Ч. 15 На больших кораблях

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/07/26/929


Старпомом "Новороссийска" Леонида Дмитриевича назначили в 1949 году. Наши семьи снова встретились. А в 1951 году его перевели на должность помощника начальника штаба эскадры Черноморского флота. На этой должности он прослужил недолго, был назначен командиром нового крейсера «Адмирал Нахимов».

Я восхищаюсь поколением моряков, к которому принадлежит Леонид Дмитриевич. Они все сполна хлебнули лиха в детстве и юности, все выходцы из рабочих и крестьянских семей. Поступили в морские училища с огромным желанием учиться и служить родине. Были по-настоящему убеждёнными людьми, верившими в светлое будущее. Благодаря таким, как они, удалось победить сильного врага, восстановить совершенно разрушенную европейскую часть страны.

Иногда мне кажется, что в годы моей юности жизнь была гораздо интереснее не только потому, что был молод. Телевидения не было, кинофильмы шли неделями, но зато люди гораздо чаще общались друг с другом, и получали радость от этого общения.

Семьи друзей моего отца встречались вместе, любили поездки за город. Переходили на городском катере через Северную бухту, а потом пешком шли на Учкуевку. Либо, тоже пешком, шли на Херсонесский мыс. Но это в тёплый период. В другие времена года собирались на квартирах. Такие встречи были не частыми, потому что одни больше времени проводили в море, чем на берегу, а те, кто служили на берегу, работали каждый день до позднего вечера, прихватывая и выходные дни.

Собираясь, они никогда не говорили о войне, а если, очень редко, и вспоминали, то
какие-нибудь смешные эпизоды, которые случались даже в трагические минуты. И очень любили петь, особенно, если в компании был Леонид Дмитриевич. Он знал множество старинных романсов, в том числе и редких. Когда я пишу эти строки, в моей памяти звучит его красивый сильный голос. Он любил петь, когда все уже прилично выпили:

"Пока я пьян, а пьян всегда я,
Ничто меня не сокрушит,
И никакая сила ада
Моё блаженство не смутит".

К слову сказать, моряки могли выпить немало, но пьяными никогда не были. Они всегда  себя контролировали.

 Любил Леонид Дмитриевич и подшутить. Однажды, в свой редкий выходной день, он взял на катер ребят покатать. Инесса, его дочь, позвала меня и моего закадычного друга, Володю Лобова, покататься с ними. Отец Володи, Семён Михайлович, был тогда командиром линкора "Севастополь". Мы вышли за боновое заграждение в открытое море. Я стоял у борта, высматривая кефаль. Внезапно почувствовал, как две сильные руки оторвали меня от палубы. В следующее мгновенье я уже летел в воду. Это подкрался Леонид Дмитриевич и сбросил меня. Но он тут, же нырнул вслед за мной, чтобы подстраховать на всякий случай, хотя мы все, конечно, умели плавать.

Возможно, кому-то покажутся неуместными такие отступления, но я, ведь, не кадровик, и пишу не служебную характеристику. Мне не хочется официоза в записках о человеке, к которому отношусь с большим уважением.

На снимке: командир крейсера "Адмирал Нахимов" капитан 1 ранга Л.Д. Чулков

Продолжение http://www.proza.ru/2013/07/28/1304


Рецензии
Реальные фронтовики не говорили о войне. Таким и я помню своего дядю Сан Саныча.

Миру-мир, без тягостных воспоминаний.

С уважением,

ЕС.

Евгений Садков   07.09.2023 16:44     Заявить о нарушении
Им хотелось ничего этого не вспоминать.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.09.2023 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.