Клубника

*   *   *

Ох, уж это мне, дорогие читатели, ягода уральская. Нет, я не о лесной ягоде говорю, землянике, клубнике и чернике. Эта ягода вполне очень даже и ничего. По крайней мере, её есть можно и даже вкусно, и даже сладко. Единственно, что здесь отрицательное, так это то, что за ней в лес идти надо. Вроде бы в лес-то и хорошо ходить, да вот только в лесах наших уральских напасть, как известно, есть в виде таких маленьких, страшненьких и ужасненьких, которые клещами называются и которые свойство имеют нас, человеков, покусывать. А если при этом ещё и на такого наткнёшься, который «единственный в своём роде», так вообще всё желание в леса ходить отпадает. Люди, правда, ходят, но я к таким не отношусь, поскольку этих маленьких, страшненьких и ужасненьких, честно говоря, опасаюсь. Ну, нехрабрый я человек и ничего тут не поделаешь!

Однако, что греха таить, ягодки еда продукт замечательный, так что иногда её и покушать охота. А посему выращиваем мы с женой в саду всякие кустики, на которых эти ягоды и произрастают. Да только вот беда, с моей точки зрения, ягоды эти садовые уральские, за исключением малины, есть  невозможно. Кислятина! А на счёт малины, хоть она и сладкая и вкусная, но много её не съешь, так как она, как известно, в жар бросает, а посему после неё и простудиться можно.

Я вообще жене своей удивляюсь, так она ягоды садовые любит, что прямо жуть. Особенно смородину и красную, и чёрную. Ест она варенье из этих ягод прямо за обе жеки, да, причём, с таким удовольствием, что словами не опишешь. Есть, да всё приговаривает, борясь за сохранность семейного бюджета:

-Сахар есть нельзя, надо деньги экономить, надо  чай с вареньем пить, поскольку тут и сахар и витамины.

Я как-то попробовал чай с этим вареньем из смородины попить, так такую оскомину во рту набил, что лучше и не рассказывать. Так что, не смотря на все запреты жены, я чай и дальше с сахаром пью, по крайней мере, хоть скулы не сворачивает.
Правда в саду ещё есть и такая ягода как садовая клубника. Во, скажете, вкуснятина! Вкуснятина, конечно, вкуснятина, да, что греха таить, без сахара эту же клубнику садовую  много и не съешь. Тоже она оскомину набивает. Приходится её перед употреблением сахарочком посыпать, да молочком заливать. Вот тогда действительно вкусно.

Так что на нашем Урале потреблять садовые ягоды без сахара совершенно невозможно.





*   *   *
В тот вечер, сидя вечером за чашечкой чая (это жена) и за чашечкой кофе (это я), мы с женой вели неспешные беседы о том, о сём, а точнее ни о чём. Постепенно наш разговор перешёл на садовые темы, поскольку у нас в Снежинске, да, наверное, не только у нас, летом вести разговоры про сад является признаком хорошего тона. Все считают, что раз у вас сад есть, то значит вы люди трудолюбивые, заботитесь о благе семье и заботитесь о хорошей жизни зимой. Это там всякие бездельники, у которых садов нет, всё лето бездельничают и жизнь свою, так сказать, прожигают. Правда, практически все садоводы завидуют тем, у кого садов нет, ведь и садоводам иногда побездельничать охота и попкой кверху стоять надоедает, но это мелочи жизни и всерьёз они, понятно, ни кем из садистов не принимаются.
Ну, так вот, вели мы, значит, неспешные разговоры про сад и, надо сказать, радость в этом находили.

-Говорят, - сказала мне жена, отправив в рот кусочек хлеба с вареньем из чёрной смородины, чем привела меня к внутреннему содроганию, поскольку всё это, как я сказал, кислятина, - в садах клубника начала созревать!

-Ну, и что, - отвечаю я, - пусть себе созревает. Когда созреет, то пойдём и всю её соберем. Хоть тоже и кислятина, но всё же лучше, чем твоя чёрная смородина.

-Ты ничего в садовых делах не понимаешь, - ответила мне жена, - всё только писаниной ей занимаешься, а посему тебе бы знать пора, что вся сразу клубника не созревает. Созревает она постепенно, так сказать, частями.

Я замечание свой дорогой про писанину мимо ушей пропустил, так как считаю, что и писаниной, кому-то заниматься надо.

-Ну, и …? – отреагировал я на заявление жены. – Что из этого следует?

-А следует из этого то, что завтра мы возьмём вёдра и бодрыми шагами отправимся в сад за клубникой, из которой потом или варенье сделаем, или её засахарим, или, что уж совсем хорошо, заморозим!

Я от этих слов в особый восторг не пришёл, так как собирался завтра вечером своей любимой писаниной заняться, но подумал, что может быть завтрашняя клубника и какой-нибудь сюжет мне навеет. Поэтому расстраиваться не стал и спросил:

-А ты точно знаешь, что клубника есть?

-Точно, - последовал ответ, при котором очередной кусочек хлеба со смородиновым вареньем, от чего меня опять передёрнуло, исчез во рту. – Я прошлый раз, как мы были в саду, мимо клубники нашей прогуливалась и две розовые ягодки видела. Да и, кроме того, все женщины на моей работе на перебой уже рассказывают, какая у них клубника в саду, да супер, да сверх. Где бы нам бы этот супер да сверх взять!
Тут я подумал, что, ну, раз бабоньки, то тогда конечно. Ну, а на счёт сверх и супер, так тут я должен заявить, что клубника у нас пусть и не ахти какая энтакая, но вполне нормальная, не хуже чем у других. Это просто моя половинка всегда считает, что у нас почему-то всё хуже всех. Начиная от меня с моими писанинами (другие мужики вон бани строят, я ты, как говорит жена, и теплицы простой нормальной создать не можешь), потом продолжая садом, в котором у нас урожая почему-то меньше, чем у других (правда не поймёшь, чем тут моя половинка меряет) и кончая нашим сыном, который балбес и учиться совершенно не хочет (у других, вон, на олимпиадах выступают, а наш физику на три ЕГЭ сдал, хотя всем понятно, что всем, опять же умным слишком быть невозможно).

-Ладно, - на всё на это ответил я, - завтра возьмём вёдра и стройными рядами пойдём за клубникой, чтоб зимой нам не пропасть смертью храбрых, а то без неё, без этой клубники, и жизнь по зиме и не жизнь!

-У меня только к тебе большая просьба, - сказала мне жена, - клубнику ты собирать не будешь, а будешь только лишь носить за меня вёдра, ладно?

-Это ещё почему, я не буду собирать эту клубнику, а лишь таскать за тебя вёдра, как будто эти вёдра по двадцать килограмм каждое? – удивился я.

Если честно говорить, то я догадывался, почему жена не хочет, чтобы я собирал ягоду, но мне было любопытно, что всё-таки скажет моя половина.

-А просто потому, что ты своим размером ноги сорок пятым больше ягод перетопчешь, чем соберешь, - последовал ответ, которого я, в общем-то, ожидал.

С моей точки зрения я ничего там не перетаптывал, я просто «порхал» среди этих грядок клубники. Более того, даже если и что-то там растопчешь, опять же с моей точки зрения, то ничего страшного нет, ну, подумаешь, что что-то там растоптал. Однако жена моя имела свойство бороться за каждую ягоду, даже такую, что размером со спичечную головку, а посему пропажа даже одной ягоды приводила её в состояние депрессии, что выражалось в шуме и в крике. А посему, чтобы успокоить мою половинку, я ответил:

-Хорошо, будет, как ты скажешь!

-Я знала, что ты пойдёшь мне навстречу, - ответила на это жена, - а поэтому очень рада!

-То, что ты рада – это замечательно, но учти, что если я тебе не буду помогать собирать ягоды, то сбор их, если они, конечно, есть, затянется на долгие полтора часа, как минимум. А от этого я могу впасть в тоску и пойти заняться своими писульками, которые ты так не любишь. Так что, ты это учти!

-Ладно, ладно, учту, - последовал ответ. – Я уже к подобному привыкла. И ещё: купи завтра молока, чтобы вечерком после сада мы поели клубнику с молоком и с твоим любимым сахаром. Я это дело страсть как обожаю!

*   *   *
Поскольку я был в отпуске, то все приготовления к сбору клубники пали на меня. Целый день я громыхал вёдрами, стараясь выбрать такие, чтобы они пришлись по нраву моей жене. Чтобы были и не слишком большими, и не слишком маленькими. Я несколько сомневался в том, что клубники мы наберём целое море, но, тем не менее, раз жена сказала, что клубника будет, значит, она, наверное, и действительно будет.

Кроме того, я весь день вёл длинные и нудные переговоры со своим сынишкой, пытаясь выяснить - пойдёт ли он вместе с нами в сад. Оказалось, что в сад он не пойдёт, так как у него, какие-то дела. Правда, я подумал тут, что дела у него лишь только на словах, что он будет дома без нас заниматься тем, что вообще ничем не заниматься, но склонить его к посещению сада так мне и не удалось. Я сыну намякивал, что вот клубника, да с молоком, да с сахарком, но все мои слова пропали даром. Нет, конечно, потом и будет, и с молоком, и с сахарком, но это будет потом, когда мы эту клубнику принесём домой.

Одним словом, мои переговоры с сыном и заявления о том, что, вообще-то, родителям нужно помогать, пусть даже иногда, попросту пропали даром. В конце концов, на сынишку я плюнул, сказав ему, что мама не так уж далека от истины, когда говорила, что ты балбес.

Сын на это пробормотал что-то вроде «ну, и пусть!» и на этом всё окончилось.

Ещё я позвонил своим друзьям, которые тоже были в отпуске, и попытался всё же выяснить у них, действительно ли есть в садах эта клубника. А то бабоньки у жены на работе, это, конечно, бабоньки, но кто их этих женщин знает, они и для красного словца чего-нибудь и выдумать, и приукрасить могут.

Друзья мне сообщили, что клубника действительно есть, только по случаю того, что лето нежаркое и дождливое, очень много клубники этой гнилой. Это меня немножко расстроило, поскольку я тоже где-то там, в глубине души, переживаю за урожай, и чтобы клубника гнила прямо на корню, мне не хотелось.

По поводу того, что клубника гниёт, я тут же позвонил жене на работу и так ей прямо про гниение и сказал.

-Вот видишь, - заметила на это моя жена, - а ты хотел ещё писаниной заняться.

 Тут, можно сказать, что надо клубнику спасать, а ты писаниной…

Я на это с женой согласился, сказав, что раз клубника гниёт, то о хобби и увлечении не может быть и речи, ведь если в этот момент заниматься писаниной, то клубника сгниёт окончательно и безповоротно, а этого допустить никак нельзя. Хотя всё же блокнотик свой для стихотворений я прихвачу с собой. Без этого я никак.

-Ну, захвати, - разрешила жена, и на этом у нас разговор закончился.
Кроме всего прочего я ещё сходил в магазин, купил упаковку молока и свежий батон. Клубника с молоком, да с сахарком, да со свежим батоном – это что-то... И хотя даже и при этом клубника будет с кислинкой, но всё же…

Так что к пяти часам вечера, к моменту, когда жена моя заканчивала работать, у меня всё было готово и в смысле вёдер, и в смысле молока, и даже в смысле сына, который ехать в сад отказался, но при этом повращал челюстями, намякивая на том, что клубника с молоком, сахаром и свежим батоном, очень даже неплохо!
 
Так что в десять минут шестого я ждал жену на автобусной остановке, где мы обычно встречались перед походом в сад.

Вёдра, которые я приготовил для клубники, жене не понравились сразу. Не те ми они оказались, в которые надо эту клубнику собирать. Почему они оказались не те ми, понять было трудно, просто, наверное, потому, что готовил их я. По этому поводу мне была прочитана лекция, какие вёдра для клубники хороши, а какие нехороши, но я, если честно, из этой лекции ничего не понял. Вёдра были как вёдра, тем более что таскать их было поручено мне, а посему чем они нехороши - было мне непонятно. Я молча выслушал супругу, кивнул в знак головой (а что мне ещё оставалось) и согласился с тем, что в следующий раз я вёдра приготовлю другие, побольше (супруга моя имеет некоторую склонность к гигантанизму и это мне всегда нужно было учитывать).

Это всё Однако настроение моё не поуменьшило, как и, впрочем, настроение супруги и мы, громыхая этими вёдрами, бодреньким шагом направились в сад.
 
Сад встретил нас, как всегда сад встречает добрых людей. Всё в нём благоухало, цвело и пахло, несмотря на дождливое лето и довольно холодный ветер. Вообще, я считаю,  что всем нашим уральским садоводам, особенно на северной части Южного Урала, надо давать как минимум звезду героя России. Дело в том, что это надо всё-таки умудриться в нашем климате да на нашей каменистой почве выращивать урожаи, да, причём, неплохие. Ведь всем нам здесь на Урале известно, что у нас и снежочек такой беленький и симпатичный может выпасть аж в июне. А в августе у нас уже ночи холодные, так что лишь один июль нам, собственно говоря, и дан от лета. Правда  нынче и июль не назовёшь жарким месяцем, поскольку днём всего-то пятнадцать-двадцать градусов, а по ночам и до плюс семи термометр опускается. Но, что самое удивительное, всё-таки несмотря ни на что садоводство у нас «цветёт» и, даже в некоторых местах и «пахнет». Пусть у нас не солнечная какая-нибудь там Украина, где ткни спичку в землю, три раз плюнь на неё и она прорастёт, но трудом своим и потом мы урожаи выращиваем. И пусть ягода у нас кислая, сливы несъедобные, а яблоки не очень сладкие, но это всё же лучше, чем ничего!

*   *   *
Прежде чем начать торжественный и волнительный сбор поспевшей клубники мне, причём уже в который раз, была прочитана лекция о вредности топтания ногами сорок пятого размера этой самой клубники.

-Это хорошо, конечно, что ты предпочитаешь глядеть в небеса, - было мне заявлено, - я за это, можно сказать, тебя и полюбила, но иногда надо и в землю матушку посматривать. Поэтому смотри куда вступаешь, и не порти ягоду, поскольку её и так мало!

Я с этим в целом согласился, что, действительно, надо иногда и на грешную землю посматривать, но сам подумал, что особо под ноги я себе глядеть не стану. Чего это там такое интересное под ногами можно найти? Правда, положа руки на сердце, я, конечно, не желал топтать эту несчастную клубнику, но пусть как будет.

Так что, мирно пошумев по поводу топтания, мы начали сбор. Клубники у нас, в общем-то, не так и много. Всего каких-то пять рядков метра так два длиной, но мы по этому поводу совсем не переживает, так как нам хватает, а это главное.

 Вообще, этот сбор, с моей точки зрения, тоска ужасная, но это в плане борьбы за урожай никем не принимается. Поэтому обычно я при сборе напеваю свои песенки, чтобы хоть как-то разнообразить монотонный труд. Я тут всё песенку какую-нибудь про клубнику сочинить хочу, да только как-то не получается. Видать эта ягода, да и все прочие садовые, уральские ягоды, меня и мой желудок просто не вдохновляют. Поэтому я бурчу про себя какую-нибудь другую песенку, какая придёт на ум.

Так что вот напевая, я начал сбор. Ягод красных было и довольно много, но ещё больше было гнилых и проклёванных птицами. Хоть и говорят, что птицы существа полезные, но лично я в этом сомневаюсь. Дело всё в том, что они должны, по моим понятиям, клевать всяких там жучков-паучков, которых, конечно же, в саду полно и которые только вредят урожаю. Но это по моим понятиям. Просто птицы у нас в саду клюют всё, что угодно, только не этих коварных жучков-паучков. И первое на что они кидаются, так это наша многострадальная клубника. А потом будет малина, вишня, яблоня и даже слива, а сейчас у них, у птиц, на уме одна клубника и только и всего. Так что я сразу начал чертыхать этих санитаров леса и даже подумал, что может быть, не так уж далеко были от истины наши узкоглазые братья китайцы, которые в своё время напрочь уничтожили у себя в стране всех пернатых.
Я собираю клубнику значительно быстрее своей дорогой. Правда при этом, вот загвоздка, страдает качество, но это уже мелочи. Жена моя всё ещё пыхтела над первой грядкой, когда я уже заканчивал вторую. Но просто так моя половинка не могла отдать мне прероготиву собирания в руки. Видя, что дела у меня идут быстро, она оставила свои грядки и пошла меня контролировать.

То, что предстало её взору, привело мою дорогую, мягко говоря, в состояние ужаса. Оказывается, я всё-таки наступил на клубнику и раздавил аж целых две ягоды. Одну розовую и одну зелёную. Минуту она отдыхивалась от увиденного, а потом мне было решительно заявлено:

-От сбора клубники ты отстраняешься, поскольку толка от тебя никакого. Я тебе говорила, что надо и на землю смотреть, но ты меня не послушался, а посему, ну, тебя на фиг!

Я тут немножко попытался возразить, заявив, что это не я раздавил, а до меня какие-то злопыхатели, что пролезли в наш сад, на что услышал что-то вроде того, что «знаем мы этих злопыхателей, которые музой занимаются везде и всюду»!

Однако, честно говоря, я от такого не очень расстроился, поскольку мне уже эта сборка начинала поднадоедать, и поэтому, пропев про себя строки из «Интернационала», где мы «добьемся всё собственной рукой», я сел на крылечко в надежде чуть-чуть помечтать о жизни праведной без сада и без этой кислятины, которая именуется садовой, уральской ягодой.

Так я сидел и мечтал минут пятнадцать, пока мне в голову не пришла мысль о том, что вот жалко, что сынишка так и не пришёл в сад, несмотря на то, что я его, в общем-то, уговаривал. Было бы мне с кем поболтать, было бы над кем посмеяться. И ещё я подумал, что за то, что он не приехал в сад, надо будет ему дома «клизму вставить» и причём ведёрного размера. В конце концов, жить только для того, чтобы чего-нибудь сожрать, это как-то просто несерьёзно. Да и, кроме того, надо всё-таки нам с мамой помогать, ведь мы уже давно не молодые и у нас начинается старческие штуки-дрюки в виде всяких там радикулитов и давлений. В общем, то, что сын не пришёл во садули, меня даже как-то разозлило и пусть он тоже, наверняка, был бы отстранён от сбора ягоды, потому что тоже от него «пользы никакой, лишь одно топтание», но тем не менее придти он вполне мог.

Так я сидел и мечтал, пока из этого приятного состояния меня не вывела супруга.

-Ну, чего ты расселся, - крикнула она на весь сад,- хватит мечтать, займись делом.

-Это интересно каким?- полюбопытствовал я тоже через весь сад.

Оказывается в саду этих самых дел полно, о чём я совершенно не «догадывался» и о чём мне было сообщено на всю округу. Чтобы не слишком раздражать соседей нашими разговорами о полноте работ в саду, я пошёл к жене поближе, чтобы выяснить, чего надо делать конкретно. Но не успел я подойти к ней поближе, как на меня «зашипели», чтоб я здесь не ходил и не топтал всё сподряд. Поэтому я остановился метрах в пяти от жены и поинтересовался:

-Так что же мне делать?

-Возьми и прополи петрушку, хотя бы, - послышалось в ответ.

Я прикинул, что собирать клубнику жене осталось ещё минут двадцать, ну, тридцать от силы, а посему можно вполне и пополоть, тем более что петрушку я обожаю.
-Хорошо, - сказал я, - сейчас я этим и займусь!

Я надел резиновые перчатки и с чувством собственного достоинства стал освобождать петрушку нашу от плена всякой там мокрицы (есть такая сорная трава). На это у меня ушло примерно минут двадцать пять. И вот когда мне это дело стало тоже надоедать (а в саду, лично мне, всё надоедает, кроме музы), то ко мне подошла супруга моя миленькая и нежным голосом сказала:

-Всё с клубникой я кончила!

Но сущность женская не позволяла ей пройти мимо моей петрушки, а посему она добавила:

-Ты, похоже, вместе с мокрицей и петрушку выдираешь, дай-ка я посмотрю!

Я, было, заикнулся, что ничего подобного, но мне ответили «знаем мы тебя» и поэтому минуты две изучали грядку, которую я полол. И как нестранно, но мою работу приняли с положительной оценкой. Такое случается, но в очень редких случаях. Я даже удивился.

-Ладно, пошли домой, - сказала жена, - нам ещё надо клубнику эту перебрать.
Этому я тоже удивился, поскольку было ещё только восемь часов, а жена, как правило, меня «маринует» в саду часов до девяти, но сказал лишь в ответ:

-Пошли, переборка – дело сложное, по крайней мере, мне это так кажется!

Мы шли из сада с полным ведром клубники, а это всё как не крутись примерно литров семь, если не восемь. Мы теперь знали, что сейчас мы эту клубнику переберём, а потом заморозим или засахарим, а посему зимой мы будем блаженствовать, поедая эту клубнику, да и, кроме того, сейчас часть этих ягод съедим с молоком, сахаром и батоном, что и составит наш вечерний ужин.

Заключение.
А перебирать клубнику нам даже сынуля помог. Уж не знаю, что так на него подействовало. То ли моя «ведёрная клизма» по поводу ничего не деланья и не помогания нам в саду, а может просто сынишке захотелось нам помочь. В конце концов, парень он у нас хороший и добрый, хотя и в некоторых местах балбес. Хотя кто не балбес в семнадцать лет. Это даже как-то, с моей точки зрения, и ненормально, если ты в таком возрасте не балбес.

Мы помыли ягоду, освободили её от плодоножек, маленько просушили и отправили в холодильник для замерзания, оставив часть на еду. Мы решили первую эту нашу клубнику не засахаривать, поскольку в мороженном виде она вкуснее и приятнее. Да и, кроме того, сахар - это деньги, которых у нас не так и много, и мы решили использовать сахарок для чего-нибудь другого, например, для компотов.

Ели мы клубнику с молоком, да с сахарком, да со свежим батоном, радовались жизни и приходили к выводу, что пусть сад несколько и занудное дело, но всё-таки хорошо, что он у нас есть. Нам  без него было бы плохо, хотя бы с той точки зрения, что всё лето сидеть дома дело несерьёзное, надо что-то делать и чем-то заниматься.

А ещё мы радовались тому, что вот через пару дней у нас опять созреет клубника, мы опять её пойдём собирать, пусть даже кое-кто и потопчет её. А посему мы опять эту ягоду, пусть и кислую, заморозим и поедим с молочком, да с сахарком, да со свежим батоном!

09.07.2005 10:42




































 



Снежинск июль 2005
































 


Рецензии