Мина замедленного действия под лезгино-азербайджан

Если проанализировать историю дагестано-азербайджанских отношений, то следует признать, что это больше напоминало взаимоотношения между сюзереном и вассалом. Азербайджанские политики всегда смотрели на Дагестан, как на свою вотчину. Дагестан для Азербайджана служил неким поставщиком товара и креатива: революционно-просветительских идей, научной мысли, ученых, общественных и политических деятелей, деятелей культуры, спортсменов, поставщиком рабочей силы, главной артерией водных ресурсов реки Самур и т.д. (И земли Дагестана Российским царским самодержавием и большевиками отданы соседям, и большинство этнических дагестанцев «стали» азербайджанцами…)
Переименование населенных пунктов, улиц и предприятий именами славных сынов своего народа, тех, кто внес значительный вклад в развитие страны или отдельного региона, – хорошая мировая практика. Увековечение памяти крупных политических и общественных деятелей, героев, ученых, спортсменов и т.п. создает историю страны. Правдивое и отражение истории страны, истории ее народов служит действенным примером нравственного и патриотического воспитания своих граждан, особенно – подрастающего поколения в духе патриотизма.
И после распада Кавказской Албании, в результате арабского нашествия, национально-освободительные войны лезгинских народов не прекращались. Постоянно отстаивали свои земли от персов, тюрков-огузов (12 век), монголо-татар (13 век), и вновь от  турков и персов (18 век, Хаджи Давуд, Фетали-хан).
В 1918–1920 годах на землях, что в течение многих веков защищали лезгинские народы, большевиками была искусственно создана Социалистическая республика, которую именовали названием области Северного Ирана «Азербайджан», претендуя и на Иранский Азербайджан (Атропатену). Таким образом, большевики преподнесли исторические земли лезгин, политые потом и кровью их предков, самим же завоевателям, от которых эти земли защищались.
 Отношение советского и постсоветского Азербайджана к культурно-историческим нуждам ассимилируемых им народов не менялось. Целью политических руководителей Нариманова, Багирова, Алиевых отца и сына  была и остается отторжение Южного Дагестана от России. На Кавказ, и Дагестан в частности, устремляли свои взоры многие крупные мировые державы: Сарматия, Гунния, Хазария и др. с севера, Рим и Византия, Иран, арабский Халифат, Турция и др. – с юга. Ныне на Кавказ претендует три силы: пантюркизм (Турция, Азербайджан, Израиль, Америка), паниранизм (Иран) и Россия. Какая сила возьмет верх, покажет время. Но Россия и Иран в этом противоборстве за Кавказ пока проигрывают пантюркизму.
Азербайджанский народ складывался из  персов (шииты), турков (сунниты), из лезгиноязычных (сунниты) и других ассимилированных народов. Любое политическое образование, возникшее на чужой территории, как правило, вместе с землей, присваивает и все культурно-историческое наследие коренных народов. 
И не удивительно, что азербайджанские историки привязывают свой этнический пупок то к албанам, образовавшим свое государство Алпан в VI веке до н.э. (после разрушения Урарту Мидянами), то к аваро-гуннам, хлынувшим на Кавказскую Албанию в IV веке новой эры. Во всяком случае, омоложение возраста города Дербента с 5000 лет на 2000, притязания азербайджанских историков на кавказско-албанское наследие, постоянные заявления в азербайджанской прессе о принадлежности Дербента азербайджанцам и прочее также укладываются в доктрину пантюркизма.
Странная получается ситуация: в Азербайджане дагестанские народы лезгины, цахуры, рутулы, аварцы и др. лишены элементарных конституционных прав, таких как учеба, издание учебников и художественной литературы, а также СМИ на родном языке. Даже вывески на родном языке на торговых точках преследуется законом. Более того, не поощряется национальная музыка и разговоры на родном языке на свадьбах, празднованиях и прочих мероприятиях. А активистов, требующих соблюдения своих конституционных прав, словно преступников, преследуют, сажают в тюрьмы или убивают. А памятники нашим национальным героям взрывают (как памятник имаму Шамилю). Почему же в Азербайджане нет ни одного памятника дагестанцам, прославлявших Азербайджан?
Шествуя по миру под лозунгом «Любая страна, которой нужны нефть и газ Азербайджана, должна поставить памятник Гейдару Алиеву», азербайджанское политическое руководство готово весь мир завалить памятниками экс-президенту Азербайджана. Они как грибы вырастают не только в его родном Азербайджане, но и в Грузии, Украине, России (в Астрахани в 2010 г., в Ульяновске в 2012 г.). Музей и памятник Г.Алиеву в 2012 году возник и в Дагестанском поселке Джемикент (здесь же его именем названы парк и средняя школа). Не обошлось и без конфуза: протест жителей Москвы избавили столицу от памятника всеазербайджанскому любимцу, в Киеве возмущенные жители обмазали памятник краской, а в столице Мексики памятник вовсе был снесен. (Кстати, и о таком исходе нужно подумать устроителям помпезного фарса в бездумном возведении памятников где попало и переименований в его честь всего и вся (не исключено, что насаждение такой «любви» может обернуться большой ненавистью и трагедией разрушения!)
Разве мало азербайджанцев, которые внесли существенный вклад в экономику, культуру, историю, науку Дагестана! Возьмем хотя бы героя соцтруда и прославленного виноградаря Наримана Алиева. Его жизнь и труд достойны самых высоких похвал и подражания для молодежи. Давайте ставить памятники таким людям! Зачем же разрушать и так хрупкий мир между народами – жителями Дербента, гражданами Дагестана!
Ведь на фоне бедственного и бесправного положение неазербайджанцев в Азербайджане азербайджанцы, проживающие в Дагестане, пользуются всеми правами наравне с коренными народами Дагестана. У азербайджанцев есть своя страна. Свой  вождь – Г.Алиев, свой президент – И.Алиев (их портреты и символика РА находится в каждом азербайджанском доме). Получается, что под боком у России у самой российско-азербайджанской границы действует «пятая колонна» азербайджанцев, которая служит интересам своего этнического государства. А Россия в упор этого не видит!
Переименование улицы именем Гейдара Алиева – это оскорбление национальных чувств дагестанцев, дербентцев в частности. Гейдар Алиев ассоциируется у дагестанцев, как душитель конституционных прав коренных народов Азербайджана (лезгин, аварцев, талышей, удин, татов, цахуров, рутулов и др.) Азербайджан из года в год укрепляет свои идеологические маркеры  на территории России с ее же молчаливого согласия. Улица Г.Алиева – это шаг не только против лезгин, не только против Дагестана, но и против России. Россия поймет это позже. (А поймет ли?) Если бы в свое время Петр 1 внял разумному голосу прозорливого Хаджи Давуда, то Россия не испытывала бы такого унизительного положения в Закавказье.
Интересно, только ли безграничной любовью российских руководителей к алиевскому клану объясняются реверансы Москвы в сторону Баку? Нет ли иных интересов у российского руководства, так бездумно пожертвовавшего Азербайджану находившиеся на российской территории лезгинские села Храх-уба и Урьян-уба? К этому можно добавить и отдачу правого берега реки Самур при демаркации российско-азербайджанской границы, и уступку большей части воды реки Самур Азербайджану, и подписание договора о границе с Азербайджаном (что не позволило себе ни одно соседнее с Азербайджаном государство). Напомним, и о том, что продуктовые рынки по всей России находятся в руках азербайджанцев (то есть Россия кормит более миллиона населения Азербайджана!) Теперь вот и переименование улицы «Советская» на улицу «Г.Алиева»… А далее?
Возможно, недалек и тот день, когда здесь же возведут гигантский памятник Г.Алиеву и назовут Дербент в его честь – Гейдарабад. А чем же Азербайджан отплачивает России? Это почти пустая российская нефтяная труба Баку – Новороссийск, это укрепление блока Азербайджан – Турция – Израиль – Америка, который имеет свои интересы на Кавказе, это американские военные базы в Азербайджане, это отказ России предоставлять Габалинскую РЛС и прочие кукиши. Свое отношение к России Азербайджан продемонстрировал и при голосовании за участников Евровидения: Россия не получила из Азербайджана ни единого голоса. (Даже, несмотря на то, что Диана Гарипова является татаркой, то есть человеком тюркских кровей).
А у лезгин, можно подумать, и памятники ставить вроде некому… Что там Шарвили, Шарр-Гир, Вачеган Храбрый, Жаван-шарр, Хаджи-Давуд, Фетали-хан, Магомед Яраги и др. по сравнению с отцом нации Г.Алиевым?!
Ясно одно: в чьих бы головах не родилась эта непродуманная идея с переименованием улицы, думаю, что сей «режиссер» подложил мину замедленного действия под дагестано-азербайджанские, в частности под лезгино-азербайджанские отношения. Или этот «режиссер» страшно далек от понимания национальных отношений в Дагестане, или этот шаг сделан специально для разрушения и без того хрупкого мира в южном регионе России.
Фейзудин Нагиев, поэт, писатель, доктор филологических наук,                Директор НИИ албанистики.


Рецензии