Да-а... Мудрость - это действительно...

ДА-А… МУДРОСТЬ – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО…
               
               

    Человек Года месил тесто для предстоящих коржиков.
Для этого он сначала набрал большую миску муки из «склецка» - так у нас называется мешок, заполненный наполовину каким-либо содержимым. В данном случае содержимым являлась мука, смолотая Человеком Года из пшеницы, причитающейся ему за сдачу в аренду полученной по наследству земельной квоты.
     Пенсия, весьма незначительных размеров по нынешним ценам, приказала долго жить недели две назад. А залезать опять в долги для покупки хлеба в сельском магазине Человеку Года не захотелось, и он решил  продержаться до седьмого числа на коржиках. А, вернее сказать, на лепешках, когда-то детально описанных Львом Николаевичем Толстым в его бессмертном произведении «Кавказский пленник». Ну, помните, горская девочка Дина угощала ими Жилина, (или, может быть – Костылина?). Только  разница в том, что намечающиеся коржики, призванные заменить Человеку Года отсутствующий хлеб, должны получиться значительно лучше. По той причине, что они будут испечены на электроплитке на подсолнечном масле, а это – намного вкуснее, чем кавказские, которые - без масла. Такой коржик может вполне свободно не только заменить хлеб, но и послужить каким-то достаточно оригинальным блюдом к коржику, заменяющему хлеб, если этот первый немножко намочить водой и добавить сахару, Получится прекрасное кушанье, напоминающее известные всем нам в детстве «мачельники», правда, без мака, но это не так важно.
    Человек Года – так его зовут в нашем селе. Я сначала думал, что это – прозвище, подобное тому, каким награждают у нас  каждого, даже едва родившегося. Человек еще в утробе матери, а кличка для него уже готова.
По кличке отца или - по кличке матери. Если, естественно, этот новый человек сам что-нибудь в течение своей жизни  не выкинет такое, запоминающееся. Попробуй угадать, какой смысл скрывается за кличкой, например – «Цундра». Или – «Тюлик». Или, допустим, «Лула», пусть меня простят, если я кого-нибудь обидел.
     Оказывается – ничего подобного! Унаследованное прозвище у него – от дяди – «Макака». Оно ничего общего не имеет с известной породой обезьян, а происходит совсем из других соображений, о которых неуместно тут говорить.
А «Человек Года» - это  действительно, как это ни удивительно - почетное звание, которое ему было  присвоено какой-то газетой. За какой-то многолетний (лет сорок)  кропотливый труд. Что-то связанное с фольклором. Да еще и какое-то научное открытие. Что-то там такое открыл, чего раньше, до него, славяне не удосужились открыть. Короче – человек оригинальный, заслуженный и интересный.
   Почему у него в таком случае пенсия не соответствует  этому званию, то есть  - не увеличена раз в двенадцать, и почему он вынужден печь коржи, а не почивать на старости лет на заслуженных лаврах – никто объяснить не может. Если бы он был  известным футболистом, то, может быть, его бы продали какому-нибудь клубу за 15 миллионов, и он тогда получал бы пару миллиончиков в год и  смог бы отложить себе на старость вместо этих почетных званий.
Ведь вы знаете, один футболист теперь зарабатывает больше, чем сто сельских комбайнеров, убирающих в сорокаградусную жару столько пшеницы, что хлебом из нее можно накормить десять тысяч орущих болельщиков. Или даже – сто тысяч! Если, конечно, вместо хлеба этим болельщикам испечь на электроплитке коржики, подобные тем, которые собирается печь Человек Года.
Но, к сожалению, он – не футболист. И не владелец чужих бонов народного достояния. И не автор каких-то сногсшибательных пирамид. И вообще – никого в жизни никогда не обманул, что – довольно необычно выглядит в наше время. Так что коржи – следствие всех этих стечений  не слишком приятных для него обстоятельств.
    Нет ничего удивительного в том, что мне захотелось познакомиться с этим необычным человеком и поговорить с ним о проблемах мудрости. Или (что – одно и то же) – о проблемах глупости.
   Поэтому я и пришел к нему. И вот, попал в такой, прямо сказать, неудачный для беседы на свободные темы момент, как очищение ножом пальцев мыслителя от налипшего на них теста будущих коржиков.
    -Ты – кто? – спросил он меня сразу же после того, как я назвал себя.
   - Да вроде бы как писатель,- скромно потупивши взор, произнес я, потому что я – действительно писатель начинающий.
    - А-а-а-а – отображение нашей прошлой, настоящей и будущей действительности. Понятно. И на чем же вы, писатели, увековечиваете свои имена?
    - На бумаге. Иногда – сначала на компьютере, но потом все равно выводим на принтере свои сочинения на листы бумаги. Можно еще – электронные варианты – передать в Интернет. Или – сохранить на диске «Сиди». Или – «Дивиди».
    - А какой краской пишете?
    - На бумаге – обычной пастой. На компьютере – возможности значительно шире. А что Вас интересует?
    - Цвет.
    - Да – любой: черный, фиолетовый, синий, красный…
    - А желто-зеленый? Тоже бывает?
    - Вряд ли. А почему Вас это интересует?
    - Это – очень важно. Ведь подумай сам: одно дело, когда писатель увековечивает свое имя, выводя автограф фиолетовой пастой на белой бумаге. И совсем другое – когда он делает то же самое чем-то желто-зеленым на недавно выпавшем снегу!
     - Никогда не думал об этом.
     - Ну вот, имеешь возможность оценить, к какой категории писателей отнести себя.
     - Спасибо за совет. Но я хотел бы перейти на другую тему. Например, поговорить о мудрости.
    Человек Года перестал лупить правым  кулаком по тесту, находящемуся у него на ладони левой руки, чтобы добиться необходимой тонкости будущего коржика, и с любопытством посмотрел на меня. По его взгляду можно было определить удивление.
     - Мудрость сегодня мало кого интересует. Больше – деньги. Кого-нибудь «обвести вокруг пальца», «кинуть», «обьегорить», «обмишурить» или просто - обмануть.
С другой стороны – мудрость можно поискать в Интернете, там есть все. И плата не слишком высокая. За полпенсии можешь познакомиться с таким количеством действительных и мнимых мудрецов, что можешь сразу же, на протяжении не слишком большого отрезка времени, значительно поумнеть. Это – если у тебя нет склонности к присвоению чужого интеллектуального труда, которая характерна для начинающих жрецов плагиата.
     И вообще - зачем  тебе мудрость? Прослыть умником? Привлечь внимание представительниц прекрасного пола? Заработать капитал, скажем – политический? Записать свой автограф в  истории? Но ведь не зря в мое время ходил анекдот о том, как один прыткий человек полжизни стремился войти в историю, а другую полжизни не знал, как из нее выйти.
    Скорее всего, это все – детский лепет. Обрати внимание: я говорю «деТский», а не «деДский»! «Дедский» - как раз не нуждается в большом накоплении мыслей для размышления. У деда – на пороге того общежития, которое у нас называют «Вишенки» - бывает накоплено достаточно мудрости. Проблема в том, что не каждый в состоянии эту мудрость сформулировать, а, тем более – применить. Мы, даже деды, зачастую напоминаем студента- заочника, о котором говорят, что он похож на ученую собаку: все понимает, а высказать не может…
    Во время этой затянувшейся тирады Человек Года успел налить в большую сковородку подсолнечного масла, раскалить это масло на электроплитке, изготовить штук шесть сырых еще коржиков. Для меня эта тирада означала, что, возможно, он разговорится, и я смог бы из этой пятиминутной беседы сделать сценарий шестидесятисерийного  телесериала, наподобие Гарри Поттера. Но для этого мне нужно было выяснить, что он имеет в виду под словом «Вишенки». Вот как раз перед  выяснением этого вопроса в восемнадцатой серии нужно бы обязательно предусмотреть рекламу зубной пасты.
   - И что это за «Вишенки»? – спросил я его осторожно. – Это – где?
    - Ах, извини, я сказал «общежитие», а надо было сказать просто – «кладбище», то есть правильнее будет – «общесмертие». Единственное место, где герои и воры, философы и идиоты, и все остальные, без исключения, находят покой своим метаниям, поискам истины или путей нечестного обогащения, кому - что было ближе по духу…
     -А-а-э-э-э… такая тема… Мы все же должны быть, я думаю, оптимистами. Если думать так – то надо хоть сегодня запасаться простыней и ползти в эти самые «Вишенки»…
     - И что тебе мешает? Всеобщее наличие рабочих мест? Потрясающий рост заработной платы? Стабильно низкие цены на продукты питания? Дешевые лекарства? Высокие пенсии родителей? Гарантированные перспективы для детей и внуков? Соблюдение прав человека? Отсутствие коррупции, воровства и обмана? Ха-ха! Где же у тебя этот тормоз? Ну, скажи…
     Человек Года смотрел на меня, как на какую-то подопытную мышь, не отходя от своего теста.
    Это меня, хоть и сбило немного с панталыку, но я тут же отпарировал:
    - Ну, Вы и демагог! Сам печет коржи, а мне советует – простыню и – в «Вишенки»!
    - Это – один из вариантов. Если тебе не подходит – придумай себе любой другой. Если ты интересуешься мудростью – это не так сложно.
     - А Вы кое-что  постигли? Поделитесь. Я слышал, что  Человек Года не скупой и не жадный, - решил я перейти к цели моего визита, используя для этого известный прием.
    - Поддашься лести – пропал на месте! – улыбнулся он, разгадав содержание этого приема.- Я действительно могу считать, что кое в чем разобрался в течение своих 66 лет, хотя я могу и ошибаться в этом выводе по поводу своей особы. Но ты должен учитывать, что моя юность прошла очень давно. В те годы школьники еще уступали своим учителям, и вообще – старшим по возрасту, места в автобусах, ты можешь себе это представить?
Но я рано начал увлекаться философией и это сыграло со мной впоследствии, то есть  в настоящее время, недобрую шутку. Если бы в то время я увлекся не проблемами мудрости, а комбинациями шулеров, то, возможно, отсидев некоторое время в тюрьме, или даже – избежав этого, я бы проявил себя в большой политике. Но я рад, что этого не произошло.
    - И за столько лет – пришли Вы к каким-либо выводам?
    - По меньшей мере, одно правило для себя я четко сформулировал.
    - Какое?
    - «Старайся увидеть существенное – в мелочах».
    - Поясните.
    - Это – долго. Но - поясню примерами. Для начала ответь мне на такой несложный вопрос. Какие тебе известны методы постижения истины?
    - ?... Ну… Анализ…
  - Правильно. … И еще – синтез. А также – индукция.
И, естественно, – дедукция. Эти способы известны человечеству в течение тысячелетий. И об этом написаны миллионы книг и учебников. Но есть еще один метод, то ли совершенно забытый, то ли специально замалчиваемый.
   - Какой же?
   - Аналогия!
   - Как понять?
   - Поясню. Возьмем самый простой случай. Ты знаешь, где находится Петрунский горб? Ну, такой крутой спуск по дороге из Глодян в сторону села Петруня.
   - Знаю.
   - Так вот, мне рассказали об одном эпизоде. Какой-то владелец лошади и повозки поехал из Петруни в Глодяны на мельницу, нагрузив подводу до отказа мешками с зерном. Лошадь сумела дотащить это зерно до мельницы, потому что дорога шла под уклон, и ей было, хоть и трудно, но – терпимо. Хозяин смолол зерно, получил муку и отруби, погрузил все это на подводу и поехал в обратный путь. Вес груза не изменился. Но изменились условия перевозки.
Подъехав к крутому подъему, хозяин начал безжалостно избивать лошадь кнутовищем, чтобы побудить ее вывезти груз наверх. Это у него не получилось, потому, что лошади это было явно не под силу. Она выносила побои, упала на колени, но  все – напрасно! В это время мимо проходил человек, которому стало жалко лошади. Он налетел на глупого хозяина,  ударил его так, что тот оказался в придорожной канаве, отобрал вожжи, и закричал:
«Мэй, идиотуле! Что ты издеваешься над животным?! А ну бы тебя так отлупить! Ты не можешь догадаться о простой вещи?! Разгрузи половину мешков тут, тогда оставшуюся половину лошадь тебе свободно повезет на горку. Потом приедешь за второй половиной груза, и кобыла без проблем повезет и ее. Лошадь же тебя кормит, дурак ! Смотри, кровь течет от ударов!».
    - Вот такая история. Как ты бы этот эпизод прокомментировал? – спросил Человек Года, поглядывая на меня с нескрываемым ехидством.
    - Ну… Интересный случай в художественном отношении…Хорошо бы читалось…. У Боккаччо, кажется, есть в «Декамероне» похожий сюжет про Гусиный мост. Но там речь идет не о лошади, а об осле. И ситуация, конечно, - совсем другая… Что комментировать?....
    - Всё?
    - Да.
    - Ладно. Теперь постарайся применить этот случай к значительно более объемным  масштабам.
     - Как это?
     - Ну, примени аналогию. Скажем, повозка – это Молдова. Дорога в Петруню – путь в Евросоюз….
     - Эге-ге… Так можно далеко зайти!....
     - Заходи. У нас – свобода слова, достижения демократии, права человека. В чем ты сомневаешься?
     - Даже и думать не хочу, не то, что – говорить! Это – идет вразрез…
     - Но истина-то проглядывается?
     - Допустим…. Чувствуется….
     - Ну, давай поговорим напрямую, без обиняков. Разве для нашего народа Молдовы путь в Европу легче, чем для этой бедной лошади - дорога в Петруню? Разве не предусматривает этот путь залезание в финансовую кабалу? Разве не настаивают при этом на «затягивании поясов»? И не испытываем ли мы результаты разного рода других непопулярных решений?
   - Но груз-то нужно довезти….
   - Да. Но почему не довезти его порциями? Скажем, - сначала отвезем мешки с перемолотыми нашими стремлениями к воровству, обману, с нашим бескультурьем.
Допустим,  добиться, чтобы каждый, кто нашел кошелек с деньгами, не спешил бы немедленно его присвоить, а отнес бы в примарию, даже не открыв! А большое должностное лицо не хвасталось бы перед телевизионными камерами тем фактом, что оно в детстве крало у соседей черешни или яблоки. По-моему, не во всех странах Евросоюза люди приучаются красть с самого раннего детства.
    Вот тогда бы и путь в Европу показался не таким трудным! Как ты думаешь? 
    - И много у Вас подобных «аналогий»?
    - Не так уж и много, но есть.
    - Пожалуйста, еще одну!
    - Изволь. Ты знаешь байку о том, почему медведь остался без ушей и без хвоста?
    - Нет, не слышал.
    - Ну, говорят, что сначала медведя тянули к меду. Он упирался, и поэтому ему оторвали уши. Но, когда он понял вкус, его стали оттаскивать от сот. Медведь сопротивлялся, а в результате – потерял хвост.
    - И какой вывод отсюда можно сделать?
    - Ого -го…  Можно, и не один! Здесь не только можно очень глубоко понять процессы формирования, а затем – развала колхозного производства в сельском хозяйстве, но размышления на эту тему могут и объяснить некоторую ностальгию населения по этому способу. Сам подумай. Сначала крестьяне-единоличники не имели никакого желания вступать в коллективные хозяйства и они были туда загнаны силой, причем некоторые при этом значительно пострадали : репрессии, депортации, трагедии…. Затем медведь некоторое время вкушал мед в спокойной обстановке. Но  вот наступили другие идеи. Крестьян начали силой выталкивать из колхозов. При этом, несмотря на сказки о предстоящем благополучии, которое должно было, якобы, последовать за развалом колхозов, многие простые труженики тоже существенно пострадали. Были потеряны многие рабочие места и прочее. А сегодня мы можем убедиться: несмотря на то, что после внедрения программы «Пэмынт» и развала коллективных хозяйств, прошел приличный отрезок времени, мы до сих пор не превысили тогдашних экономических результатов ни в плане общем, ни в плане личного благосостояния каждого крестьянина. Это известно всем, но об этом почему-то стыдливо умалчивают. Многие однобокие теоретики  захлебываясь описывают процессы притягивания медведя к улью и плачут об ушах, но умалчивают о процессе отрывания ему хвоста и слез по этому поводу отнюдь не проливают.
    Если же задуматься над этим сюжетом еще немного, то убедимся в том, что в  байке мысль заложена значительно более глубокая, чем приведенная выше. В некоторых областях знаний она известна. Например, в физике она называется «Закон инерции». Не знаю, догадались ли современные мыслители сформулировать ее в области политологии и психологии? Ее можно бы назвать «Закон инерции массы», имея здесь в виду совсем не физическую массу, а, скажем, - информационную, или – психологическую.
    - Да… это же! Это же – интересно! – воскликнул я.
    - Ещё бы! Мудрость – это тебе не хрен собачий, извини за выражение…
    Человек Года снял с плитки начавшую дымить сковородку и выставил в глубокую миску последний коржик.
    Он меня им угостил, и я до сих пор вспоминаю приятный вкус и хруст этого произведения кулинарного искусства 21 века.
     Наша беседа закончилась, и я уходил от него весь в размышлениях.
    То, о чем он мне рассказал, было для меня новым и очень интересным. К тому же он на прощанье дал  мне задание – прокомментировать в свете этих  его идей один сюжет.
     Речь идет о фильме, в котором играл великий Чарли Чаплин. А именно – эпизод где Чаплин, решив стать стекольщиком, закупил стекло и инструменты. А чтобы гарантировать успех - подговорил одного подростка бить окна в домах по тому маршруту, по которому он позже  проходил, предлагая владельцам этих домов свои услуги.
    К чему бы это? Самому додуматься, без привычки, мне будет, наверно, трудно. А обратиться к нему за разъяснениями кажется неудобным.
    Не связано ли это с какими-то процессами в промышленности? Или – в экономике? В банковской сфере?
А, может, - в других областях? ....
    Да-а-а… Мудрость – это тебе действительно….


Рецензии
Одно слово - Класс!!!..

Александр Сивухин   18.01.2020 08:15     Заявить о нарушении
Человеку Года приятно слышать такое слово! Спасибо! Рад знакомству!

Виктор Панько   18.01.2020 11:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.