Оливер твист, ссср-россия...

Дмитрий Мотовилов: Твист - значит двенадцатый. С 11-го по 14 год своей жизни я учился в интернате. 1958-1961...

Саня Фотин   27.07.2013 04:11:
Цитат - …и снова хочется стать маленьким мальчиком…
Вот он наш Димочка и на прозеру…-)

Дмитрий Мотовилов:
Я был знаком с одним Фотиным. Мальчик, живший в старом доме рядом с кинотеатром Москва. В семилетней школе его звали Заморыш... А меня - Изобретатель

27.07.2013 07:32
Фотин учился со мной в седьмом классе Вазерской санаторно-лесной школы, в бывшей усадьбе князя Шаховского, что в 30 верстах на север от Пензы. Это было нечто вроде нынешних интернатов, отчасти платное и отчасти трудовое образовательное учреждение.

Быт вазерской школы.
Мальчики из крепких старшеклассников-добровольцев сами запрягали лошадь в сани и возили дрова для топки трёхэтажого здания с 4 часов каждое зимнее утро в любую погоду, а днём - воду из колодца на той же лошади в каменную кухню-столовую и в деревянный спально-учебный корпус.
Другие ученики охапками разносили дрова по этажам к печкам-"голландкам". Такая охапка колотых дров в пять-семь тяжёлых мёрзлых поленьев называлась "беремя". К каждой печке клали по три беремя. Они же расчищали дорожки от снега, а летом работали на грядках, на складе, на пасеке - всё это было, как понимаю теперь, в основном личным хозяйством директора школы.
Те, кто работал во время дневного "мёртвого часа", в награду за отработку освобождались от работы вечером, и могли посвящать уже всё вечернее время "подготовке" (выполнению домашних школьных заданий, чтению, письмам домой, починке своей одежды, а то и самовольным прогулкам по территории усадьбы).
Сейчас на месте деревянного дворца Шаховского уже ровное место, он сгорел в 90-е от искры при сварке труб в старом пыльном подвале под деревянными полами, а вся усадьба с её землёй, парком, сосновым бором, оврагом и родником теперь откуплена кем-то большим и неизвестным и огорожена высоким забором.
Мы, словно малолетние преступники, жили самостоятельно, отрешённые от семьи и планов жизни в ней, отвыкали от родителей, но сильно тосковали по ним. Я мастерил разные самоделки и думал, как же мне жить теперь?
Так и продолжал мастерить и думать всю свою дальнейшую жизнь.
Одно время даже проектировал восстановить сгоревший вазерский дом князя Шаховского и обустроить в нём приют для брошенных детей.

27.07.2013. Мастерство.
Сделал новое продвижение в конструкции ручки и крючка для ручной клади. Крючочек стал очень изящным. Кую крючки из кусков найденной где-то на улице сталистой проволоки, после разогрева на газе, на куске рельса (это подарок от коллеги). Когда разбогатею - отблагодарю его, Человек...
А поперёк ручки с недавних пор стал делать канавку для такого крючочка, чтобы был баланс тяжести груза при подвесе на этом крючочке.
Продавщица в бутике вся прямо затряслась, когда увидела такой гаджет. Женская рука критична к жестокой ноше в пластиковых пакетах, груз режет кожу и кровеносные сосуды, ладони затекают. Пришлось подарить, она отблагодарила пятьюдесятью рублями. Я у неё постоянно покупаю кое-что. Взвешивает точно, и не злая.

Думы.
Вчера брат передал мне часть наших детских и солдатских писем домой, которые, оказывается, мать собирала и хранила всю её жизнь. Она завещала мне передать брату какой-то пакет с бумагами в его 60 лет, и он только что с большим удивлением и радостью прочитал содержимое пакета, и мою часть этих замечательных записей вернул мне.
Письма абсолютно такие же, какие пишу и сейчас близким знакомым, через 56 лет... Даже какие-то чертежи самодельных инструментов, вечных двигателей, просьб о помощи и поручений о покупке инструментов, мечты и планы об учёбе и поездке за границу, избавлении себя и близких от нищеты и беспредела сильных и больших, рассказы о случаях и радостях помощи людям.
Вчера я впервые ощутил всю глубину ужаса той страшной жизни, что перенёс на своих детских плечах, и о котором не пишу здесь. Непонятно, как они не сломались... Детство и юность представляются мне сейчас ужаснее и опаснее судьбы Оливера Твиста и заслуживают целой книги.
Я поражаюсь тому, как вместе с тем мог любить жизнь и постоянно находить в ней прекрасное и место надеждам, и вере в себя. По большому счёты, все те мечты сбылись, кроме избавления от нищеты. Но значит и эта должна сбыться, да ещё и другие потом появились...

Дмитрий Мотовилов   27.07.2013 08:31


Рецензии