Витас. We Are the World?

 Не отпускает тема великого произведения, написанного почти тридцать лет назад Джексоном и Ричи. Уже писал о первом уникальном исполнении  "We Are the World" большой группой американских певцов. Благодаря совместному творчеству было собрано более шестидесяти миллионов долларов, которые были направлены в помощь голодающим Эфиопии.

 Феномен этот можно без преувеличения сравнить с благородным порывом экс-битла Харрисона, откликнувшегося на чужую беду. За пятнадцать лет до записи " We Are the World" он вместе с Рави Шанкаром организовал на Мэдисон-сквер-гарден два благотворительных концерта. Собранные средства были направлены беженцам из Восточного Пакистана. Параллельно с концертами выходит музыкальный альбом "The Concert for Bangladesh" и одноименный фильм. Есть и певец, соединивший два уникальных события в мировой музыкальной жизни. Боб Дилан, близкий, через свою невесту Джоан Баэз, к движениям пацифистов и Детей Цветов, сотрудничал и с Джоржем, и с Майклом. Еще вернемся к его словам,органично вписавшихся в общую миронесущую волну композиции "Мы-мир", а пока вспомним  ремиксы.

 Среди наиболее известных выделяется исполненный через четверть века мировыми звездами в той же студии, где записывалось первое. В нем зазвучал голос молодого Джастина Бибера. Параллельно выходит интернетовская версия композиции, где исполнители "вкладываются" в общий хор, не отрываясь от персонального компа. Думаю, стоит в дальнейшем уделить больше внимания этим феноменам, но сегодня коснемся малозначительного для мировой культуры ремикса.

 В том же, десятом году, в китайском Шанхае открылась международная вставка ЭКСПО. На этот раз раскрывалась тема "Better City – Better Life". Организаторы включили в концепцию мирового развития и актуальное снижение уличной преступности.

 Экспозиция нашей страны, как всегда, была обширна и представительна. Уж, что-что, а показать на подобных мероприятиях наши чиновники себя умеют. Вот и на сей раз бюджет впечатлил экономных китайцев-более миллиарда рублей. Не меньшее их внимание привлекли российские гости. Среди них выделялся наш "ихтиандр" сцены-знаменитый Витас. Дело в том, что певец ещё до открытия выставки завоевал сердца искушенной местной публики. С шестого года он стал своим на китайской сцене и пекинском ТВ. По праву Витас стал послом доброй воли, исполняя не только русские песни, но и китайские композиции.

 Перед открытием выставки певец вышел на сцену со знаменитыми китайскими исполнителями. Так органично зазвучали знакомые слова "It's true we'll make a better day,
Just you and me". Верилось, что это не просто красивая музыкальная фраза, так располагающая к миру и единению. И люди, послушав эти слова, вместе выйдут на борьбу с уличной, ставшей такой привычной у нас, преступностью. А олицетворяющий само миролюбие Витас будет, естественно, впереди с пацификом и цветами.

 И как гром среди ясного неба через три года после победоносного шествия по китайским сценам-сцена вблизи ВВЦ. Возможно, знаменитый видеоролик собрал не меньше зрителей, чем китайских поклонников певца.  Сейчас ему светят не поднебесные гонорары, а реальный срок. И даже не "двушечка", как выразился один известный острослов, а покруче.  Для большинства из нас, живущих в своеобразном "бульоне" шансона, блатной этики и орущих под окном гопников, именно этот фактор стал определяющим. "Закроют" или нет, а если присудят реальный, куда отправят? Статья "светит" неслабая -применение насилия к представителям власти. Вот тебе и we are the world, we are the children...

 Не лишне, думаю, в сложившейся ситуации, вспомнив географию бывших гастролей Витаса, поговорить об этно-культурном феномене Востока. В Китае и в странах, где исповедуют конфуцианство, есть четкое нравственное понятие-потеря лица. Упрощенно подразумевается совершение человеком безнравственного поступка. Существует  условная градация этого явления и соответствующие действия провинившегося. Наиболее впечатляют ритуалы самураев. Может и слава Богу, что Витас принадлежит российской попсе, а не этому славному племени. Да и проворовавшиеся наши чиновники не спешат вынимать из ножен такану. Не всем же быть в России сегунами по духу, а не по положению.

 Но вернемся к самому феномену.Хоть и выглядит все это чинно и благородно, но имеет свою специфику. Есть коренное отличие, страх попасть в неприятную ситуацию на глазах окружающих. То есть, ты можешь делать всякие пакости втихаря, а уж попался, не взыщи-на колени и такану, вместо стакана, тебе в руки. Именно так и трактуют "потерю лица" многие исследователи китайской культуры. В русском языке есть применительное к ситуации выражение "Не пойман-не вор". А если уж и ловцы из той же компании-то туши свет.

 Но вернемся к китайской трактовке, актуальной, после 1991 года, и для россиян. На Востоке  люди делились на цзюньцзы и сяожэней. Первые, благородные мужи, были больше на виду всего общества и естественно, строже отвечали за "потерю лица". Вторые, простолюдины, чаще "замазывали" свои мелкие грешки. Да и что с них возьмешь, людей подлых, укравших не миллиарды или приватизацию власти, а мешок картошки или кусок хлеба.

 С отношениям китайцев к Витасу, после его шоу на ВВЦ, чуть посложнее. Сами китайцы ещё не могут до конца определиться, а человек ли иностранец? И можно ли даже к известному и любимому здесь зарубежному певцу подходить с категорией "потеря лица"? Есть категория китайских торговцев, которые беззастенчиво облапошивают простоватых и радушных россиян. А уж "скорострельного", на днях выбившегося из грязи в князи,  и сам Конфуций, думаю, велел. Он же не горбом кусок хлеба зарабатывает, хоть и считается где -нибудь в Московии настоящим цзюньцзы. Другие китайцы, а их уже стало намного меньше, чтут традиции предков и "потеря лица" для таких не скандал, а личная трагедия.

 Этим они приближаются к российскому восприятию подобной ситуации. Русская, увы, уходящая, культура в подобных ситуациях больше обращается к "внутреннему судье". И наша классическая литература здесь реальные духовные скрепы, как бы не пошло звучало последнее выражение из уст наших "духовных лидеров". Даже не Толстой, который уделяет большое внимание затронутой теме, а Достоевский. Именно Федор Михайлович соединяет внутренние переживания "потерявшего лицо" и внешние атрибуты явления. Тем и влечет думающее, но значительно прореженное после 1991 года, сословие сяожэней.

 Но вернемся к "нашему" подследственному. Думается, Витас, как представитель не только музыкального сословия, но и всего российского истеблишмента, показывает нам формирование новой культуры. Вобравшая в себя скрытую чванливость и открытое лицедейство прежней, советской номеклатуры, она быстро обросла капиталистическим жирком, сносно заговорила по-англицки в своих "майамах", но не потеряла быдловатость "братков" девяностых. Так же ведут себя, особенно по отношению к тупым сяоженям. С другой стороны не боятся "потерять лицо". Все эти факты говорят о переходном периоде в истории России, когда вся эта "шелупонь"в дальнейшем  разметается ветрами перемен или прогнется под очередным правителем.

 А вот примет ли Китай ставшего своим Витаса? Вопрос остается открытым. Думаю, примет. И в Поднебесной нравственные критерии "прогибаются" под победоносным шествием капитала. А певец, хоть и потерявший, думаю, "лицо", может принести здесь хорошую прибыль. Но только уж не больно верится его словам из знаменитой композиции: " It's true we'll make a better day,Just you and me". Старина Дилан, хоть и не берет таких высоких нот, но чище поет. А знаете, почему? Потому, что он из поколения Детей Цветов и потерять им лицо в принципе невозможно. Оно у них одно, без всякого лицедейства.

 


Рецензии