Акварель

Издавна в натюрморте широкое распространение получила традиция изображения цветов. Вспомним блистательные цветы А.Я. Головина и Н.Н. Сапунова.
С.С. Ершова (Образ мира в советской живописи конца 1920-х - 1930-х годов - дис. к. искусствоведения - СПб. - 2010) выделяет две тенденции. С одной стороны, подчеркнуто нарядные, праздничные картины А.М. Герасимова «Пионы у зеркала» (1920) и П.П. Кончаловского «Корзина сирени» (1933), в которых буйство красок отражает буйство жизни, соответствуя эмоциональному позитивному пафосу времени. Букеты здесь живые до неприличия. Как правило, изображают эффектные цветы: розы, пионы, сирень. Цветы, благодаря которым легче выразить и развить темы изобилия и героики. Эти работы часто очень похожи друг на друга. С другой стороны, натюрморты А.В. Куприна «Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне» (1926), К.К. Зефирова «Сухие цветы» (сер. 1930-х), А.А. Дейнеки «Сухие листья» (1933), В.Е. Татлина (1940). В них акцент переносится на создание живописного произведения, где букет - лишь повод к созданию индивидуального живописного мира. Причем в данном случае источником вдохновения нередко являются сухие цветы.

Жоан Миро откликался на все тенденции, прошел через влияния всех течений модернизма, но ни одному из них не принадлежал целиком. Всю жизнь оставался верен главному принципу сюрреализма: освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и интеллекта.
Волшебный сюрреализм Миро 1925-1927 гг., названный Жаком Дюпеном «живописью снов», впечатляет своим особым лаконизмом и тонким лирическим подтекстом. Стремление к спонтанности, к свободной передаче сновидений, воплощению фантазий и автоматическому письму есть фундамент работ «Сиеста», «Рождение мира». В этих лаконичных, поэтичных полотнах художник применил случайные пятна, потеки в качестве отправной точки: любая случайность становилась потенциальным образом. Здесь уместно вспомнить размышления поэта Мишеля Лейриса о «буддистском» восприятии Миро целостности мира, при котором художник, достигнув такого понимания, предлагает сфокусировать внимание на одной чрезвычайно малой, но выразительной его детали.
Начиная с 1924 года, когда была создана работа «Каталонский пейзаж (Охотник)», Миро стал постоянно сопровождать изображения текстом. Сначала он вводил в свою живопись только буквы, затем начал вписывать отдельные слова или предложения. Это была попытка выйти за пределы живописи и в то же время связать ее с поэзией. В таких работах, как «Улыбка моей блондинки», «Звезда и улитка», «Ах, это один из тех, кто все это сделали», «Тело моей блондинки», «Фото - вот цвет моих снов» изображения и текст взаимно дополняют друг друга. Под влиянием поэтов-сюрреалистов Миро создает поэтические картины, применяет поэтические метафоры. В гобелене «Ласточка Любовь», где фигуры и элементы слов связаны извивающимися линиями, слова «hirondelle» и    «amour» выделяются на синем фоне, будто их написал в небе аэроплан или они остались словно след от полета ласточки. Стремление обрести гармонию слов и зримых образов в картине «Розовая капля, упавшая с крыла птицы, пробуждает Розалию, спящую в тени паутины». Всего лишь несколько слов, но их достаточно, чтобы придать произведению поэтическую притягательность, наделить дополнительным смыслом. Эти работы произвели фурор в сюрреалистическом сообществе, превратили Миро в лидера движения.
В работах 1925-1927 гг. Миро удается стереть грань между миром мечты и реальности, его картины становятся еще более абстрактными. Работы «Собака, лающая на луну», «Человек, бросающий камень в птицу», «Пейзаж с петухом» отличает ироничная и нежная поэтичность. Живописный язык предельно упрощается, предметы и фигуры трансформируются в элементарные геометрические символы, фон абстрактен. Точки, пятна, линии играют важную роль в создании композиции, достижении равновесия на холсте. Стиль мастера становится чище, изысканнее, более синтетическим.
В период с 1928 и вплоть до 1930 года Миро испытывает творческий кризис, почти не занимается живописью. Увлекается коллажами, картинами-предметами, создание которых сближает его с сюрреалистами. Картинами-коллажами «Живопись», «Мужчина и женщина», «Веревка и персонажи I» заявляет об «убийстве живописи», о том, что пришло время поиска новых форм, новых средств выражения. Некоторые критики полагали, что Миро так эпатирует публику, покушается на классическую живопись. Однако мастер объяснял, что протест имеет глубоко внутренние причины и направлен против прежних работ: временами он испытывает гнев и раздражение от ограниченных возможностей собственного живописного языка. И потому хотелось выйти за пределы холста, почувствовать объем, шагнуть из плоскости в трехмерное пространство, сбросить «оковы» живописной традиции. Этот путь медленно, но неуклонно направлял к абстракции.
По мнению К.В. Орловой (Сюрреалистическая живопись Жоана Миро: поиски художественного своеобразия - дис. к. искусствоведения - М. - 2012), Миро изобрел уникальный художественный язык, создал совершенно неповторимый стиль.

Художники первой половины 19 века часто обращались к акварельной технике, сочетающей быстроту графики и возможности работы цветом. Техника акварели необыкновенно пластична, жива. Позволяет писать разными приемами, работать быстро по влажной бумаге или делать многочисленные наслоения. Акварель очень отзывчива к манере каждого художника. Здесь как нигде художник может проявить свой темперамент. Акварелью можно писать очень быстро. Акварельная картина передает и минутное настроение, и быстро меняющееся состояние природы. Прозрачность красочных акварельных слоев делает ее воздушной. Просвечивание белой бумаги наполняет акварель светом, идущим как бы изнутри предмета.
Классификация акварельных работ чрезвычайно трудна. Однако в них прослеживаются темы, традиционные для творчества романтиков во всех видах искусства:1) тема пути, странствия; 2) тема свободы; 3) ориентальная тема; 4) интерес к древностям, к истокам мировой культуры; 5) интерес к собственной древней истории;  6) интерес к стихийным явлениям в природе и жизни.
Творчество С.Ф. Щедрина (1791-1830) оказало решающее воздействие на признание пейзажа самостоятельным и достойным жанром живописи. Хотя этот художник не очень жаловал акварель, тем не менее его пейзаж «Морской берег» (1826-1827) является работой высокой духовной силы. Она совершенно лишена жанровости, что было характерно для ранних работ Щедрина. Здесь жизнь людей органично связана с морем, окружающими скалами, с солнцем, огромным небом. И сама акварель написана легко, большими заливками, полна света и воздуха, в ней ощущается запах моря. Она отличается лиричностью, спокойствием сюжета, но в то же время в картине чувствуется и огромный внутренний потенциал. Эта скрытая энергия - в высокой скале, что выше облаков, в несколько устрашающих камнях справа, приподнимающихся над водой так, что кажется, они готовы покатиться в любую минуту, в напряженных светотеневых эффектах. Такое сочетание внешнего спокойствия и созерцательности с драматическими глубинными процессами  свойственно именно русскому восприятию романтизма.
В романтизме важен принцип нонфинито, что предлагает зрителю включать свое воображение, что-то додумывать, представлять, о чем-то мечтать. В акварелях А.А. Иванова (1806-1858) тоже есть напряжение, переданное живописными средствами. Сама манера живописи художника очень экспрессивна, полна движения - где-то прерывается линя веток, где-то сгущается синева неба. И все это сочетается с особой цветовой насыщенностью и гармонией.
Изображение моря, возможно, является самой романтической темой в живописи. Ведь безбрежная гладь волн зовет в дальние странствия к открытиям чего-то нового не только в заморских странах, но и в душе путешественника. Морская стихия позволяет индивиду проявить свои личностные качества, в любом своем состоянии созвучна душе романтика. Прекрасные, тонкие по живописным нюансам акварели и сепии созданы И.К. Айвазовским (1817-1900), А.П. Боголюбовым (1824-1896). В фондах графики Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге хранятся малоизвестные акварели А.Ф. Можайского, в начале 1850-х годов совершившего морское кругосветное путешествие в составе русской миссии по заключению русско-японского мирного договора. Его рисунки исполнены карандашом, тушью, иногда акварелью с добавлением белил. Описывают жизнь Японии и ее жителей.
Путешествие романтика не было только передвижением в пространстве. Скорее толчком для большого внутреннего пути,  движения собственного «я» к вершинам духа. Художник и приобретал навыки мастерства, и видел новые краски. Путешествие, странствие есть и отрыв от привычной обстановки, и дорога в глубины собственного сознания, постижение своего внутреннего мира, осознание себя частью огромного мира.
И.Н. Миклушевская (Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века - дис. к. искусствоведения - СПб. - 2008) констатирует, что акварельная живопись предвосхитила появление импрессионизма.
Для романтика самые простые моменты жизни стали достойными эпического описания. Акварельные натурные зарисовки или фантазийные эскизы служили толчком для глубокого изучения натуры. Акварельная живопись сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ее глубинные пласты раскрываются постепенно. Постижение всех тайн акварельной живописи, скорее всего, невозможно в силу бесконечности всего сущего в этом мире.


Рецензии