Бронза

    Насколько же прекрасна в своей самодостаточности китайская бронза. Наполненность и упругость пространства, слепленная китайскими мастерами, показывает другую философию понимания формы. Бурдель это прекрасно понимал, пытаясь применить в своих скульптурах этот вековой китайский опыт. Он часто критиковал Микеланджело за вялость и жёванность объёмов его скульптур.
    Для Бурделя объёмные формы Микеланджело были слишком живописны. Как не странно, тоже самое можно сказать и о китайском фарфоре. В нём живопись убила форму. Рыхлость и надуманность формы фарфора, на контрасте с цельным упругим железом, даёт прекрасное представление о творческом диапазоне мастеров Древнего Китая. Уникальность китайской бронзы состоит в том, что в природе таких объёмов не существует.  По отношению к этим формам, природные формы не всегда бывают так красивы. Как часто бывают некрасивы слащавые закаты. Но художники часто покупаются на эту некрасивость природы, воспитывая у зрителя плохой вкус. Я просто хочу сказать, что современный дизайн и архитектура - просто не-кра-си-вы. Где-то это всё близко к китайскому фарфору, Микеланджело и слащавым закатам.


Рецензии