Скорбная арифметика

               

   Когда я учился во втором классе, в нашей стране, которой сейчас уже нет, праздновали очередной День Победы.
   Звучали восхваления, печальные речи, надежды да дальнейшую мирную и благополучную жизнь.
   Моя тетка Прасковья была на войне связисткой в Финскую и Отечественную войны. Она имела много наград и ранения. Иногда рассказывала мне, пацан, о том времени.
На мой вопрос о том, что сейчас происходит на фронте сейчас, она, очевидно имея в виду границу, ответила, мол, проверяют документы.
     Я сразу представил себе огромное, затоптанное солдатскими сапогами поле с остатками боевой техники, оружия, по которому ходят люди в военной форме и проверяют друг у друга документы.
    В прессе и на телевидение часто называлось количество погибших Великую Отечественную войну советских людей – двадцать миллионов.
   Как не старался, мне не удалось представить такое количество людей, да еще и мертвых.
   Ну, десять, двадцать, пятьдесят, даже сто, это мне было еще под силу. Но, два десятка миллионов уже, ни с чем сравнить не могу. Осознание такого  количества мне не приходило. Для меня это количество было чисто абстрактной величиной.
   Война мне казалась, хоть и опасной, но все-таки игрой, после окончания которой, все встают и идут к себе домой, ужинать и отдыхать. Ну, как в наших играх в войнуху.
   Все это было как-то странно, не понятно и душей не воспринималось. Во всяком случае, моей…
   Как-то размышляя над этим, заинтересовавшим меня вопросом, я мысленно расположил всех этих погибших бок ,о бок. Получилась очень длинная полоса, где каждому покойнику отводился всего один погонный метр. Дальше прикинул, что ее длинна составляет двадцать миллионов метров. Сколько же это будет километров? Простой расчет дал результат – двадцать тысяч километров.
   Выходит, если расположить тела всех погибших из крайних точек страны, от Калининграда  до Владивостока, то эта страшная лента протянется через всю нашу страну туда и обратно.
   У меня даже дыхание перехватило, от осознанная этого числа.
  Сразу же возник очередной вопрос, сколько же времени потребуется что - бы пешком пройти мимо их всех?
  Вычислил и это. Если верить школьной физике, средняя скорость пешехода шесть километров в час. За десять часов ходьбы в сутки это шестьдесят километров. Но, это по асфальту, а по нашим грунтовкам, лесам, болотам, оврагам, пустыням, горам, даже с большей натяжкой, не более тридцати километров. А, если без всяких там дней отдыха, так и того меньше.
   Подсчет дал число 666. Само число вызывает, если не ужас, то пугает. Значит, почти полтора года нужно идти вдоль этой чудовищной полосы мертвых тел.
   Какой рассудок может выдержать эту картину? Разве,  что врачей, да и то только у паталогоанатомов.
  Лично мне, только от этих мыслей уже становится плохо.
   На школьном утреннике 9 Мая, мне поручили декла- мировать стих о Победе и дали соответствующий текст.
   Стих я добросовестно выучил, но выйдя на праздничную сцену перед слушателями и зрителями, все начисто перезабыл. Стоял, и обалдело глядел в глубину школьного актового зала.
   Кто-то из за кулис шепнул, что – бы я читал хотя бы то, что помню. И я, совершенно неожиданно для самого себя, прямо со сцены стал делиться с присутствующими своими размышлениями и расчетами, связанными со страшными последствиями войны. Зал сначала удивленно притих, а потом совсем замер. Это придало мне уверенности, я сумел рассказать всем, о чем думал.
   Когда мой голос смолк, все смотрели не на меня, а куда-то сквозь сцену, за стены нашей школы, возможно видя все то, о чем я говорил. Видимо осознание глубины случившейся общечеловеческой трагедии пришло не только ко мне.
   Ночью мне снился сон, где я ехал в купейном вагоне, а вдоль железнодорожной насыпи, на каждом ее погонном метре лежали тела всех погибших во время Великой Отечественной войны: солдат, офицеров, генералов; гражданских: женщин, мужчин, стариков, старух, детей.
А, я еду, не встаю, не ем, не пью, все смотрю в окно, и нет уже никаких человеческих сил, наблюдать эту страшную картину.
   И, края этому не видно…


   


Рецензии