Послесловие...

На снимке - копия с картины Фёдора Васильева Оттепель. Автор Брюшинин В.Н.

                После войны отец благополучно вернулся к маме и двум деткам, а в 1947 году появилась я. Отец и мама всю жизнь проработали в школе учителями. Отец преподавал свою любимую географию и астрономию, был завучем, а мама преподавала  русский язык и литературу. Иногда к нам приезжали папины сёстры с Украины и тогда мы, дети, слушали, как он поёт  с ними  певучие украинские песни.

                Трое детей благополучно выросли, все получили высшее образование (два инженера и врач) и достойно отработали до пенсии. У каждого ребёнка родилось по двое детей (таким образом у моих родителей стало шестеро внуков), а теперь уже и одиннадцать правнуков. Только продолжения фамилии Брюшининых по нашей линии не стало, у брата выросли две девочки, которые вышли замуж и фамилию сменили. Однако, у дяди моего (дяди Васи) в далёкой Сибири со временем родилось два мальчика и есть надежда, что фамилия эта там продолжается…

                Прошло уже 25 лет, как не стало моего отца и 20 лет, как не стало мамы, и мы, их трое детей, стали уже пенсионерами (а брата Бориса к сожалению уже нет и вовсе), но не проходило и дня, чтобы я не вспоминала своих родителей… И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, какой незаурядный человек был мой отец… Как много дал он нам, своим детям, своим личным примером, своим отношением к жизни, своими многочисленными талантами…Когда я была маленькой, видела, как отец рисует картины, на столе стоял самодельный мольберт и на нём рамка с натянутым на неё прогрунтованным холстом, и отец в свободное время рисовал картины (чаще это были копии знаменитых художников : Шишкина,  Маковского, Васильева, Васнецова). После того, как родителей не стало, эти картины перекочевали в квартиры детей и до сих пор украшают их  и напоминают об отце…

                Вспоминается, как каждый Новый год детства отец мастерил нам из нескольких сосен большую пушистую сосну под потолок (в Оренбуржье, где мы жили, ёлок тогда не было в продаже), делал  вместе с нами самодельные бумажные игрушки и наряжал эту сосну. Склеенные из белой бумаги пакеты для сладких подарков папа  разрисовывал цветными карандашами весёлыми новогодними картинками (каждый пакет – произведение искусства!), а мама наполняла эти пакеты конфетами, орехами, вафлями своей выпечки,  яблоками (мандаринов тогда ещё не было). Собирались наши дворовые друзья, соседи, папа наряжался Дедом Морозом и водил вместе с детьми хороводы, веселил детвору, каждому вручал сладкий подарок. Я, как самая маленькая в семье, верила, что это был настоящий Дед Мороз. И мне казалось, что все дети так живут и у всех детей папы рисуют и занимаются с детьми так же, как наш отец с нами. Но, повзрослев, я поняла, что это было далеко не так…

                Родители очень любили природу и часто мы совершали пешие походы по окрестным лесам, ловили рыбу в озёрах, пили чай со смородиновым листом и шиповником, который кипятили на костре, раза два в год обязательно  выезжали в Бузулукский бор за ягодами и грибами. Незабываемое, беззаботное детство!..

                Надо сказать, что отец с неохотой рассказывал о войне, было видно, как тяжелы были эти воспоминания. Однако, я помню некоторые истории, о которых он не писал в своих путевых записках. Рассказчик он был необыкновенный.
                Всю жизнь мои родители тепло относились друг к другу, и, будучи уже в преклонном возрасте, часто гуляли по городу под ручку, за что их называли «молодожёнами». На всю жизнь их отношения друг к другу были для нас, детей, образцом любви, верности и порядочности в семейной жизни.


Рецензии