Облака - дело Божье
После грозы небо было голубое-голубое, и, как украшение, по нему курчавились редкие, но какие-то весёлые облака…
Любой автор, погружающийся в пучину литературного творчества, непременно нет-нет да и обратится к описанию природы – надо же создать атмосферу действия, передать настроение и чувства героев. А раз писатель берётся за описание природы, он непременно вверх посмотрит и увидит там… ну, конечно, облака! Они трогают душу так же, как солнце, луна, звёзды. Есть даже специальные песни про облака, например, «Белогривые лошадки», «Облака» или вот это: «Родина слышит, родина знает, как в облаках её сын пролетает»…
Как прозаику и поэту не описать это чудесное явление! Каких только метафор и сравнений тут ни встретишь! Все, конечно, помнят, как «плыло облако, похожее на рояль» (Чехов). Про перья белой птицы и кусочки ваты тоже не раз читали. В каждой книге – облака; если выписывать, получится такая облачная картина – и песни, и стихи, и романы, и детективы о них говорят… Приведу несколько примеров небесных сравнений.
Современные полупрофессиональные авторы подчас изощряются в оригинальничанье на предмет облаков. «Облако машет мне шляпою светлой…», «Облаков высокие Бермуды» – а что, эти острова плавают в океане? и почему они высокие? Ещё: «Клубились белые и тяжёлые, как круто замешенное тесто, облака»; «На небе, там, где оно ложится на землю, были видны облака, похожие на грязные подошвы монаха, высунувшего голову за хрустальный свод»… Вот даже как! Если грязные ноги, то это скорее тучи, а не облака…
Вот, как нам кажется, удачные добавления в облачную копилку.
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»: «Случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце». В.С.Прибытков «Тверской гость»: «Его забавили бегущие по небу облака. Тонкое, длинное догоняло маленькое, клочковатое. Вот-вот приближается, цепляет, дрогнуло, с двух сторон обхватывает… Так и есть, проглотило… Купец потеребил бороду. Облака – дело Божье, а среди людей, верно, невесело маленьким быть».
Такая философия. Запомним выражение «дело Божье» – к этой мысли ещё возвратимся.
Традиция нашей литературы – писать о природе, не отделяя её от существования человеков: у нас – как там, на небе, в вышних.
Начнём, конечно же … да, с Пушкина!
Так много у Александра Сергеевича картин природы, описание которых созвучно настроению автора, а значит, и нашему с вами сердцу, дорогой читатель. Вот поэт говорит о дорогом для него месте, где проходят его счастливые годы, наполненные вдохновением, его поэтическое возмужание. Перед нами встают долы и рощи, сады и водопады –
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках. («Воспоминание в Царском Селе»).
А вот картина прекрасной южной ночи, когда море, юная дева, любовь – но, к сожалению, всё это уже в прошлом, поэтому грусть, печаль слышатся, в дивных строках:
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины… (без названия)
Позволим себе небольшое отступление. Сейчас модно даже в рассуждении о литературных жанрах употреблять иностранные термины. Так, произведения, в которых даётся описание природы, называют экологическими…Неужели и Пушкина они сюда относят, и эти его шедевры?
Любовь так часто ассоциируется с воздушной стаей облаков. Вот знаменитое стихотворение «Прозерпина». Владычица преисподней, богиня плодородия Прозерпина полюбила смертного юношу и несёт его на колеснице в Аид. Их тайну должно сохранить облако: Они «мчатся, облаком одеты…»
Часто у наших классиков за образами природы стоят современные им события. Так, грозный ветер аквилон является в одноименном стихотворении, чтобы разогнать тучи. «Зачем на дальний небосклон / Ты облачко столь гневно гонишь?» – обращается поэт к ветру, противопоставляя понятия «облака – тучи»; нет, он должен лишь «прошуметь грозой и славой».
Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет,
И тихо зыблется тростник. («Аквилон»).
Ну, как тут в миллионный раз не поразиться этой музыке стиха, этой глубине аналогии с движением 14 декабря!
А знаменитое облачко в «Капитанской дочке»? Вспомним: Пётр Андреевич Гринёв, любимый всеми поколениями русских читателей Петруша (как же в детстве мы ему сострадали!) едет с Савельичем в кибитке по зимней степи, направляясь к месту назначения. Вдруг ямщик указывает ему на облачко, еле видное на ясном небе, и советует воротиться: облачко предвещает буран. Но Петруша по молодости храбрится, велит ехать побыстрее дальше. Что было потом – помним: буран, встреча с Пугачёвым, многие беды, несчастья – а потом и счастье! – выпавшие на долю Гринёва. Так что облачко в начале «Капитанской дочки» – завязка великого, лучшего, любимейшего романа нашей литературы.
Несколько примеров из Лермонтова.
В начале – картина природы: «Чернеет голая земля/ И мгла ложится облаками /На полуюные поля…» («Весна»). А вот пейзаж Кавказа, столь любимого Михаилом Юрьевичем (из стихотворения без названия в прозе ): «Синие горы Кавказа, престолы природы, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали»…
Частый мотив лермонтовских стихов – грусть, тоска, одиночество.
«Как лёгкие ветрилы, облака /Над морем носятся издалека»… – это Буонапартов памятник думает свою грустную думу об утраченной родине и свободе («Наполеон»); невозможность ответной любви в стихотворениях «Видение» (« На голубое небо он смотрел,/Следил сребристых облаков отрывки /И, с сжатою душой, не смел вздохнуть»; «Русалка»: «И шумя и крутясь, колебала река /Отражённые в ней облака» ( Русалка тоскует по утонувшему витязю, который, хладен и нем, спит на дне); горе по ушедшему родному человеку, предчувствие вечной разлуки: «Меж лиловых облаков /Однажды вечера светило /За снежной цепию холмов, /Краснея ярко, заходило» («11 июля») – у гроба молодой девушки герой вспоминает этот зловещий пейзаж; «1831-го июня 11 дня» – герой размышляет о прожитой жизни: всё тщета, нет для него надежды, никем он не понят: «И печаль /Его тревожит, он посмотрит вдаль, /И увидит облака с лазурью волн, /И белый парус, и бегущий чёлн»; «Как пришлец иноплеменный, /В облаках луна скользит…» («Гость») – бедный монах, бездомный и несчастный, предчувствует свою гибель; «Блистая, пробегают облака…» – молодой чужеземец с холма озирает незнакомый мир, юноша жалок, всеми забыт и сир… (без названия); «Крест на скале»: на высокой скале возвышается деревянный крест,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака
(вспомним: « облака – дело Божье», единение земли и неба).
Говоря о Лермонтове, нужно добавить такую деталь: у него часто вырисовываются не облака, а тучки; понятно, что это од но и то же, просто для рифмы поэт употребляет эти понятия как синонимы.
Ну как же нам обойтись без классического описания природы в произведениях Тургенева? Ведь со школы помним «Бежин луг»: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго». Та;к ведь наизусть учили?.. А теперь посмотрим продолжение этого описания: «Солнце мирно всплывает над облаком. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Потом появляется множество золотисто-серых, с нежными белыми краями облаков. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места, но потом сдвигаются, теснятся, все насквозь проникнуты светом и теплотой».
А вот у Тургенева противоположная картина, описание бури: «Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака…» Это из стихотворений в прозе, подборку которых Иван Сергеевич назвал Senilia (Старческое), и начинает он с таких пронзительных строк: «Последний день июня месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!» И это старческое, то есть написанное немощной рукой? Нет, здесь тоска по далёкой родине, щемящая любовь к ней!
У Льва Толстого описание природы, которую он называл «непосредственнейшим выражением красоты и добра», конечно, тоже преследует разные цели, но мы возьмём только один пример – из раннего рассказа «Набег»: здесь Кавказ, война, всё, что ещё так близко для нас.
«Подошвы снеговых гор начали одеваться бело-лиловыми облаками. Белые облака, столпясь около снеговых гор, как будто подражая им, образовывали цепь не менее причудливую и красивую… Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном, прозрачном горизонте». Это прекрасная картина дана по контрасту с ужасами войны – смертью, кровью, страданиями. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, – вопрошает автор, – под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» Вот, оказывается, для чего таким авторам описания лесов, полей, небес и облаков. А вы, господа критики, говорите: экология…
Эфемерность, летучесть, свобода, недосягаемость – всем этим нас привлекают облака. А для поэтов-лириков это вообще образ непременный. Любовь, как облака, неуловима, невесома, невыразима. «Ле нюаж», - говорит влюблённому в Наташу Пьеру Безухову подвыпивший французик Рамбаль, с которым граф оказался за рюмкой в занятой врагом Москве, - облака, дым.
Да, тема наша бесконечна, даже тысячной доли нельзя рассмотреть – так велико обращение к небу, облакам. Вот, например, мы ничего не сказали о Маяковском (поэма «Облако в штанах»), об Ахматовой с её великим: «Онегина» воздушная громада, как облако, стояла надо мной». Много-много прекрасных произведений приходит на память в связи с эти явлением.
Но ведь наш выбор – искусственен. Разбору можно подвергнуть и солнце, звезды, луну, волну, море, реки, ручьи – и их отражение в произведениях. Здесь же мы взяли именно облака – как пример отношения творцов к своему ремеслу, работы над словом, ювелирного использования художественных приёмов. В каждом слове классиков звучит такая любовь к отечественным полям и лесам, долинам и облакам, что дети наши учатся их любить, учатся на всю жизнь – а это ли без громких слов не уроки патриотизма? Скромные облака – пример богатства великой литературы, русского нашего достояния, такого же национального достояния, как нефть-газ, а может быть, и большего.
Приложение
ОБЛАКА
Нет, наглядеться на них невозможно:
Сколько смешных превращений и странных картин!
…Облако солнце закрыло, и яркая кромка являет нам лики.
Вот будто щёки надул великан, его профиль так чёток,
Вытянул губы и дует, ветра погоняя;
Узкое облачко вьётся, как дым, изо рта великана.
…Скорая тучка пленила полдневное солнце.
Всё же светило пробило «окошки» в завесе:
Два наверху, ну, а третье – внизу посредине.
Это ж лицо! Вот я вижу два глаза, а ниже уста проявились,
Лучики солнца пробились из «глаз», как ресницы,
Рот что-то шепчет, шевелятся губы…
Солнце и ветер нам что-то поведать спешат.
Свидетельство о публикации №213072800878