Облака - дело Божье

                ОБЛАКА – ДЕЛО  БОЖЬЕ…

После грозы небо было голубое-голубое, и, как украшение, по  нему курчавились редкие, но какие-то весёлые облака…
Любой автор, погружающийся в пучину литературного творчества, непременно нет-нет да и обратится к описанию природы – надо же создать атмосферу действия,  передать  настроение и чувства героев. А раз писатель берётся за описание природы, он непременно вверх посмотрит и увидит там… ну, конечно, облака!  Они трогают душу так же, как солнце, луна, звёзды. Есть даже  специальные песни про облака, например, «Белогривые лошадки», «Облака» или вот это:  «Родина слышит, родина знает, как в  облаках её сын пролетает»… 
Как  прозаику  и  поэту  не описать это чудесное  явление!  Каких только метафор и сравнений  тут ни  встретишь!  Все, конечно, помнят, как «плыло облако, похожее на рояль»  (Чехов). Про  перья белой птицы и  кусочки  ваты тоже не раз  читали.  В каждой книге – облака; если  выписывать, получится  такая  облачная  картина – и песни, и стихи, и романы, и  детективы о них говорят… Приведу несколько примеров  небесных сравнений.
Современные полупрофессиональные авторы  подчас изощряются в оригинальничанье  на предмет облаков. «Облако машет мне шляпою светлой…», «Облаков высокие Бермуды» – а что, эти острова плавают в океане? и почему они  высокие?  Ещё: «Клубились белые и тяжёлые, как круто замешенное тесто, облака»;  «На небе, там, где оно ложится на землю, были видны облака,  похожие на  грязные подошвы монаха, высунувшего голову за хрустальный свод»… Вот даже как! Если грязные ноги, то это скорее тучи, а не  облака…
Вот, как нам кажется, удачные добавления  в облачную копилку.
М.М.Пришвин «Кладовая солнца»: «Случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось как холодная синяя стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце». В.С.Прибытков «Тверской гость»: «Его забавили бегущие по небу облака. Тонкое, длинное догоняло маленькое, клочковатое. Вот-вот приближается, цепляет, дрогнуло, с двух сторон обхватывает… Так и есть, проглотило… Купец потеребил бороду.  Облака – дело Божье, а среди людей, верно, невесело маленьким быть».
Такая философия.  Запомним выражение «дело Божье» – к  этой мысли  ещё возвратимся.
Традиция нашей литературы – писать о природе, не отделяя её от  существования человеков:  у нас – как там, на небе, в вышних.
Начнём, конечно же … да, с Пушкина!
Так много у Александра Сергеевича картин природы, описание которых созвучно  настроению автора, а значит, и нашему с вами сердцу, дорогой читатель. Вот поэт  говорит о дорогом для него месте, где проходят  его счастливые годы,  наполненные вдохновением, его  поэтическое  возмужание. Перед нами встают долы и рощи, сады и водопады –
       И тихая луна, как  лебедь величавый,
         Плывёт в сребристых облаках. («Воспоминание в Царском Селе»).
А вот картина прекрасной южной ночи, когда море, юная дева, любовь – но, к сожалению, всё это уже в прошлом, поэтому грусть, печаль слышатся, в  дивных строках:
        Редеет облаков летучая гряда.
       Звезда печальная, вечерняя звезда,
       Твой луч осеребрил увядшие равнины… (без названия)
Позволим себе небольшое отступление. Сейчас модно даже в рассуждении о литературных жанрах употреблять иностранные термины. Так, произведения, в которых даётся описание природы, называют экологическими…Неужели  и  Пушкина они сюда относят, и эти его шедевры?
Любовь так часто ассоциируется с воздушной стаей облаков. Вот знаменитое  стихотворение «Прозерпина». Владычица преисподней, богиня плодородия Прозерпина полюбила  смертного юношу и несёт его на колеснице в Аид. Их тайну должно сохранить облако: Они «мчатся, облаком одеты…»
Часто у наших классиков за образами природы стоят современные им события. Так,  грозный ветер  аквилон является  в одноименном стихотворении, чтобы разогнать  тучи. «Зачем на дальний небосклон / Ты облачко столь гневно гонишь?» – обращается поэт к ветру, противопоставляя понятия  «облака – тучи»;  нет,  он  должен лишь «прошуметь грозой и славой».
Пускай же солнца ясный лик
Отныне радостью блистает,
И облачком зефир играет,
И тихо зыблется тростник. («Аквилон»).
Ну, как тут в миллионный раз не поразиться этой музыке стиха, этой глубине аналогии с  движением 14 декабря!
А знаменитое облачко в «Капитанской дочке»? Вспомним: Пётр Андреевич Гринёв, любимый всеми поколениями русских читателей Петруша (как же в детстве мы ему сострадали!) едет с Савельичем в кибитке по зимней степи, направляясь к месту назначения. Вдруг ямщик указывает ему на облачко, еле видное на ясном небе, и советует воротиться: облачко предвещает буран. Но Петруша по молодости храбрится, велит ехать побыстрее дальше.  Что было потом – помним: буран, встреча с Пугачёвым, многие беды, несчастья – а потом и счастье! – выпавшие на долю Гринёва. Так что облачко в начале «Капитанской дочки» –  завязка великого, лучшего, любимейшего  романа  нашей литературы.
Несколько примеров из Лермонтова.
В начале – картина природы: «Чернеет голая земля/ И мгла ложится облаками /На полуюные поля…» («Весна»).  А вот  пейзаж Кавказа, столь любимого Михаилом  Юрьевичем (из стихотворения  без названия в прозе ): «Синие горы Кавказа, престолы природы, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали»…
Частый мотив  лермонтовских стихов   – грусть, тоска, одиночество.
            «Как  лёгкие ветрилы, облака /Над морем носятся издалека»… – это Буонапартов  памятник думает свою грустную думу об утраченной родине и свободе («Наполеон»);  невозможность ответной любви  в стихотворениях «Видение» (« На голубое небо он смотрел,/Следил сребристых облаков отрывки /И, с сжатою душой, не  смел вздохнуть»; «Русалка»: «И шумя и крутясь, колебала река /Отражённые в ней облака»  ( Русалка тоскует по утонувшему  витязю, который,  хладен и нем, спит на дне); горе по ушедшему родному человеку,  предчувствие вечной  разлуки: «Меж лиловых облаков /Однажды вечера светило /За снежной цепию холмов, /Краснея ярко, заходило» («11 июля») – у гроба молодой девушки герой вспоминает этот зловещий пейзаж; «1831-го июня 11 дня» – герой размышляет о прожитой жизни: всё тщета, нет для  него надежды, никем он не понят: «И печаль /Его тревожит, он посмотрит вдаль, /И увидит облака с лазурью волн, /И белый парус, и бегущий чёлн»; «Как пришлец иноплеменный, /В облаках луна скользит…» («Гость») – бедный монах, бездомный и несчастный, предчувствует свою гибель; «Блистая, пробегают облака…»  – молодой чужеземец с холма озирает незнакомый мир, юноша жалок, всеми забыт и сир… (без названия); «Крест на скале»: на высокой скале возвышается  деревянный крест,
 И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака
(вспомним: « облака  – дело  Божье», единение земли и неба).
Говоря о Лермонтове, нужно добавить такую деталь: у него часто вырисовываются не облака, а тучки; понятно, что это  од но и то же, просто для рифмы поэт употребляет эти понятия как синонимы.
Ну как же нам обойтись без классического описания природы в произведениях  Тургенева? Ведь со школы помним «Бежин луг»: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго».  Та;к ведь наизусть учили?..  А теперь посмотрим продолжение  этого описания: «Солнце мирно всплывает над облаком. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Потом появляется множество золотисто-серых, с нежными белыми краями облаков. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места, но потом сдвигаются, теснятся, все насквозь проникнуты светом и теплотой».
А вот у Тургенева противоположная картина, описание бури: «Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака…»  Это из стихотворений  в прозе, подборку которых Иван Сергеевич назвал Senilia  (Старческое), и начинает он с таких пронзительных строк: «Последний день июня  месяца; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!» И  это старческое, то есть написанное немощной рукой?  Нет, здесь  тоска по далёкой родине, щемящая любовь к ней!
У Льва Толстого описание природы, которую он называл «непосредственнейшим  выражением красоты и добра», конечно, тоже преследует разные цели, но мы возьмём только один пример – из раннего рассказа «Набег»: здесь Кавказ, война, всё, что  ещё так близко для нас.
«Подошвы снеговых гор начали одеваться  бело-лиловыми облаками. Белые облака, столпясь около снеговых гор, как будто подражая им, образовывали цепь не менее причудливую и красивую… Солнце скрылось за снеговым хребтом и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном, прозрачном горизонте». Это прекрасная картина дана по контрасту с ужасами войны – смертью, кровью, страданиями.  «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, – вопрошает автор, –  под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»  Вот, оказывается, для чего таким авторам описания лесов, полей, небес и облаков.  А вы, господа критики, говорите: экология…
Эфемерность, летучесть, свобода, недосягаемость – всем этим нас привлекают облака. А для поэтов-лириков это вообще образ  непременный. Любовь, как облака, неуловима, невесома, невыразима. «Ле нюаж», - говорит влюблённому в Наташу Пьеру Безухову подвыпивший французик Рамбаль, с которым граф  оказался за рюмкой в занятой врагом Москве, - облака, дым.
Да, тема наша бесконечна, даже тысячной доли нельзя рассмотреть – так велико обращение к небу, облакам. Вот, например, мы ничего не сказали о Маяковском (поэма «Облако в штанах»), об Ахматовой с её великим: «Онегина» воздушная громада, как облако, стояла надо мной». Много-много прекрасных произведений приходит на память в связи с эти явлением.
Но ведь наш выбор – искусственен. Разбору можно подвергнуть и  солнце, звезды, луну, волну, море, реки, ручьи – и их отражение в произведениях. Здесь же мы взяли именно  облака – как пример отношения творцов к своему ремеслу,  работы над словом, ювелирного использования художественных приёмов.  В каждом слове  классиков звучит такая любовь к  отечественным полям и лесам, долинам и облакам, что дети наши учатся их любить,  учатся на всю жизнь – а это ли  без громких слов не уроки патриотизма? Скромные облака –  пример  богатства  великой литературы, русского нашего достояния, такого же национального достояния, как нефть-газ, а может быть, и большего.

Приложение 
                ОБЛАКА
Нет, наглядеться на них невозможно:
Сколько смешных превращений и странных картин!
…Облако солнце закрыло, и яркая кромка являет нам лики.
Вот будто щёки надул великан, его профиль так чёток,
Вытянул губы и дует, ветра погоняя;
Узкое облачко вьётся, как дым, изо рта великана.
…Скорая тучка пленила полдневное солнце.
Всё же светило пробило «окошки» в завесе:
Два наверху, ну, а третье – внизу посредине.
Это ж лицо! Вот я вижу два глаза, а ниже уста проявились,
Лучики солнца пробились из «глаз», как ресницы,
Рот что-то шепчет, шевелятся губы…
Солнце и ветер нам что-то поведать спешат. 


Рецензии