Барри Хофстеттер. Перспектива предопределения

ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
Барри Хофстеттер
http://www.the-highway.com/articleMay06.html

Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив нас к усыновлению через Иисуса Христа по благоволению воли Своей... В  Нем мы и сделались наследниками, будучи предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей
Еф.1.4-5,11

1.Чем это не является.
2. Чем это является.
3.Для чего это нужно.

В своих недавних проповедях здесь я выступил с двумя сообщениями по первой части Еф.1 в качестве вводного материала. Мы смотрели  на факт и характер благословений,  которые Бог дарует Своему народу. Сейчас я просто хотел бы, чтобы вы поразмыслили о каждом из этих благословений более конкретно. Что они означают? Как они связаны с нами и с другими великими темами, которыми обеспокоена вся Библия? Первый же текст естественно приводит нас к предмету, к которому даже Кальвин подошел с некоторым трепетом - к предопределению. В некоторых кругах, хотя это библейское слово это понятие, считается проклятием даже упоминать эту тему. В других кругах, таких как наши, это гордый знак отличия. Ортодоксальные пресвитериане гордо провозглашают, что они верят в суверенитет Бога и Его благодать предопределения. Эмоциональная реакция на это вполне интенсивна - перед нами одна из тех вещей, которые, как кажется, люди любо любят, либо ненавидят. Тем не менее эта доктрина, как и все учение Библии, дана не для того, чтобы мы могли иметь эмоциональный или вероучительный водораздел, но к назиданию и утешению Церкви. Это то, что всегда признавалось великими умами в Церкви, например, Августином и Кальвином. Кальвин представляет собой интересный пример, потому что мы можем проследить его рост в понимании предмета. В первом издании "Наставления" он включил предопределение в I книгу, в которой он излагает учение о Боге. В более поздних изданиях он поставил эту главу ближе к разделу о Церкви, и советует нам рассматривать эту доктрину с осторожностью.
Сегодня утром мы хотим рассмотреть предопределение как одно из благословений Божиих, а по сути как главное из них, как благословение, которое так или иначе связывает воедино все остальные. В связи с этим я хочу рассмотреть, чем предопределение не является, чем оно является и что оно значит. Я не собираюсь, и не могу в одной проповеди, излагать все богословие предопределения. Целые книги были написаны на эту тему. Но по крайней мере, я хочу ввести в предмет исходя из упомянутых текстов Павла.

Что здесь не так

Почему у людей есть такая сильная эмоциональная реакция против того, что представляется нам ясным библейским учением? Моя мать была воспитана в пресвитерианской Церкви в 1930-х годах, но ушла из-за того, что она называла "доктриной проклятия младенцев". Один известный и часто цитируемый телепроповедник заявил,  Кальвин послал больше людей в ад на основе "своего" учения о предопределении, чем кто-либо другой в истории Церкви. Позвольте мне предположить, что когда у людей есть такие реакции, на то не может быть больше чем одна причина, или более чем  один уровень:
1. Это может быть просто потому, что человек ничего не знает о благодати Божией, и он отвергает предопределение из-за того, что он ненавидит любую идею Бога, Который держит все под контролем;
2. Люди не понимают это учение, а потому не приемлют того, чего не могут понять. Под пониманием я имею в виду не какое-то общее осознание - ибо Библия не разрешает всю напряженность в отношении предопределения, в ней есть элемент тайны, и мы должны остановиться, когда Библия останавливается, а не спекулировать на свой страх и риск. Но можно понять гораздо больше на эту тему, чем многие думают. Вследствие непонимания  люди часто имеют в своем уме явно неправильное понятие, когда они слышат этот термин.
3. Часто, когда люди отвергают доктрину, они делают это для защиты подлинной истины или идеи, которая кажется им чем-то более важным или более фундаментальным, чем истина, которую они ставят под сомнение. Для людей, которые отвергают предопределение, это часто означает, что свободная воля человека и его способность принимать решение более важны, чем действия Бога.
Именно с этими двумя последними заблуждениями нам чаще всего приходится иметь дело. Каковы некоторые из распространенных заблуждений о предопределении?

Бог действует произвольно

Многие считают, что предопределение изображает Бога как деспота, поступающего произвольно в отношении спасения людей. Он пишет имена и бросает жребий: одни спасаются, а другие нет. Теперь позвольте мне спросить тех, кто думает, что эта характеристика верна: что мы знаем о Боге из Писания? Библейское предопределение вытекает из характера Бога и коренится в Его природе и атрибутах, оно не может быть отделено от них. Итак, если мы можем доказать, что Бог не является произвольным в Своей природе, мы можем доказать, что предопределение не является произвольным и не раскрывает ничего произвольного в Боге.
Есть ли в приведенном нами отрывке что-то, что показывает, что Бог произволен? Вовсе нет. Весь текст четко говорит о цели Бога и Его благоволении. Это правда, что Бог делает, что хочет, но в отрывке нет ничего, что показывало бы, что то, чего хочет Бог, это не хорошо. В самом деле, когда мы говорим о Божием благоволении, само это слово уже показывает, что Его воля есть воля благая. Мы видим, что у Бога есть план и цель, которые состоят в том, чтобы поставить всю вселенную под власть Иисуса Христа. Благоволение Бога таково, что у Него есть план с самого начала, замысел, к которому относятся все Его конкретные дела, прямо противоположные произвольным решениям.
Все Писание обильно свидетельствует об этом. Снова и снова оно говорит о надежности Бога, Его милосердии и верности. Есть ли человек, который сочтет, что эти качества дают произвольные решения? Являются ли они качествами капризной личности? Скорее всего, если мы исходим из библейского свидетельства о характере Бога, предопределение не является произвольным, но оно неотделимо от благости Бога, Его знания и мудрости. Бог в предопределении просто делает выбор лучшего из возможных вариантов, и он целиком связан с целями, которые есть у Него от вечности.  В этом, как и во всем, мы можем с уверенностью доверять Богу.

Философский детерминизм и свобода воли

Эта тенденция также тесно связана со стремлением удалить предопределение из контекста Божьего характера и целей. Если мы делаем это, у нас больше нет библейского предопределения, а есть что-то другое, и люди, которые затем могут оспаривать этот тип предопределения, спорят против чего-то, что отличается от того, чему учит Библия. Они видят принцип детерминизма, в котором никакое действие не является свободным, и видят вселенную, в которой нет никакой справедливости, и даже самый лучший и чистейший человек может быть приговорен к вечности в аду, если Бог принимает такое решение.
1. В Писании контекстом предопределения всегда является благой характер Бога в спасении людей для Себя. Из этого никогда не делается вывод, что все предопределено таким образом, что мы не несем никакой ответственности. Иными словами, наша целостность как человеческих существ не разрушается предопределением по воле Божией, а скорее созидается через него. Наш выбор реален, и он имеет значение. Мы любим, потому что Бог сначала возлюбил нас, и все-таки любим именно мы. Как именно соотносятся Божия воля и наша ответственность - Писание нам нигде не говорит, но мы знаем из него, что делает Бог, и знаем, что у Него есть ответ на этот вопрос, так что мы можем Ему доверять.
2. На самом деле я уже ответил на оба возражения,  но позвольте мне подчеркнуть, что когда мы удаляем идею предопределения от Личности и характера Бога, мы остаемся с чем-то очень холодным, жестким, безличным и действительно произвольным, как  компьютер, который случайным образом выбирает номера. Но Писание никогда не производит такого разделения. Наоборот, предопределение связано с личным характером Бога, Который любит нас и избрал нас от вечности, и этот факт наполняет радостью тех, кто о нем знает.

Что это такое?

Действительно, если хотя бы некоторые вещи не предопределены, то что это значит? Если мы отрешимся от приведенных негативных штампов, мы в некоторой степени получим представление о том, что значит предопределение на самом деле. Позвольте мне дать его определение на основе данного текста, а также других мест Писания.
Предопределение есть милостивый акт Бога, которым Он определяет спасти людей для Себя. Другими словами, в Библии, предопределение всегда связано с работой Бога во Христе с точки зрения приведения Его народа к познанию Его и служению Ему. Мы знаем из многих мест Писания, что Бог постановил все, что произошло. Но это конкретное слово, которое переводится как "предопределил", всегда используется в контексте цели Бога в спасении Своего народа.
Что мы узнаем о предопределении в этом отрывке? Последний раз я подчеркнул здесь, что благословения, которые Бог дает нам - это Его дар с радостью, как родителям радостно дарить подарки своим детям, видя их реакцию. Что мы должны подчеркнуть здесь - так это то, что это благословение было подготовлено для нас "до основания (создания) мира". Другими словами, задолго до того, как мы родились, даже до того, как был создан мир, Бог уже знал о нас и постановил спасти нас, и исходя из этого Он определил, что должно происходить. Здесь нет абсолютно никакого намека на то, что наше избрание зависело от предвидения Богом нашей готовности быть спасенными, как учат некоторые. Вместо этого мы видим, что Бог уже избрал нас и решил, что мы будем Его народом.
Ранее я упоминал соотношение Божия характера и Его предопределяющей воли. Здесь есть очень важный ключ к этим моментам. Когда говорится о предопределении в любви, в оригинале здесь нет знаков препинания и различные версии по-разному ставят эмфазу, но ясна связь между всеми пунктами. Павел не пытается провести здесь точные технические различия, и когда он говорит об избрании и предопределении, он просто использует различные слова, чтобы показать, как богаты и многообразны благословения Божии. Речь идет о том, что предшествует предопределению и следует за ним; Бог избрал нас в любви, и Его предопределение также дается в любви.
Как бы мы ни характиеризовали предопределение, нам не будет хватать всей сути, если мы вынесем за скобки это "в любви". То, что мы могли бы сказать, это то, что "любовь" здесь - это качество Бога, и "предопределение" есть конкретное действие, которое Бог совершает. Насколько Бог любит мир? Так, что послал Своего Единородного Сына. Почему Он послал Сына Своего? Чтобы практически явить эту любовь, принося прощение греха и вины раз и навсегда через жертву Иисуса Христа, и привести всех нас к новой жизни через воскресение Иисуса Христа из мертвых.
Как вы воспринимаете то, что Бог от вечности избрал вас, потому что Он вас любит? Этот пример работает вплоть до индивидуального уровня, кстати, потому, что Церковь состоит из отдельных лиц, и вы не можете заложить предопределение просто в группу без лиц, которые составляют эту группу. Я знаю, как это должно заставить вас чувствовать себя: это абсолютная надежность и безопасность в руках Иисуса, Которому Отец дает вас, и Он никогда не изгонит вас вон, и никто не сможет похитить вас из Его рук. И позвольте мне отметить здесь кое-что еще. Часто возникает вопрос, как я знаю, что я один из избранных? Как я могу знать, что мне предназначена вечная полнота и радость в присутствии Отца? Думать, что для этого нужно что-то сделать, уже будет мучительно. Правильнее всего здесь будет просто стремиться познать Господа Иисуса Христа и истины, связанные с Ним в Писании. то, что мы обсуждаем сегодня утром заставляет вас чувствовать себя неудобно или даже сердиться, то, возможно, вам следует еще раз взглянуть и спросить себя кое о чем, если вы на самом деле христианин. Используйте это чувство как предупреждение, что что-то не так, ибо точно так же боль предупреждает вас, что что-то не так с нашим телом, и оно требует внимания. Ваше отношение должно быть: «Даже если бы я должен был узнать, что я был предопределен в ад, все равно я буду служить моему Господу и Богу Иисусу Христу и любить Его! Позвольте мне также предположить, что если у вас есть такое отношение, это почти неопровержимое доказательств, что вы не должны беспокоиться о своем избрании.

Для чего это нужно?

Павел говорит нам, что  Божьи благословения даны, чтобы мы могли быть святыми. И предопределение здесь имеет особое значение. Мы уже упоминали в нашем определении, что предопределение означает, что Бог спасает людей для Себя. Но Павел использует разные термины и образы, которые обогащают наше понимание этого. Один такой термин здесь - это усыновление. 
Даже по сегодняшним меркам, это захватывает важные истины. И при современной медицине есть нежеланные дети. Но усыновленный ребенок - это всегда желанный ребенок. Чтобы усыновить ребенка, приемные родители тратят на оформление бумаг многие годы. Они действительно должны хотеть этого ребенка, чтобы пройти через столько неприятностей!
Но образ, используемый в Библии, еще богаче. Часто в древние времена бездетные пары могли передать усыновленному ребенку свои богатства и реликвии. Как правило, такой человек был близким другом или слугой. Элиезер унаследовал часть имущества Авраама. Претензии Октавиана на власть в Риме были основаны на том, что он наследник Юлия Цезаря по закону, и все достояние Цезаря принадлежало ему. Вот образы, которые стоят за понятием усыновления: мы стали, по сути, наследниками, которым Бог обещал наибольшее богатство через Христа. Мы имеем статус сыновей и наследников в доме Божием, и мы получаем богатство благодати Его, обильно излитой на нас.
Один из величайших даров предопределения описан в Еф.1.11-15. Это стихи, которые заслуживают гораздо больше внимания, чем я собираюсь им уделить. Позвольте мне просто отметить, что существует реальное развитие, которое достигает кульминации в дарах Святого Духа народу Божию.
1. Обратите внимание, что здесь снова упоминается Троица. Бог Отец предопределил наше спасение через Иисуса Христа, Сына, и спасение гарантируется нам через присутствие Святого Духа.
2. Это действительно повод для уверенности. Если Бог решил еще до сотворения мира, что мы должны были быть Его детьми, вы думаете, Он собирается позволить нам уйти? Наш Бог знает конец с самого начала, и Он всегда исполняет Свои цели, несмотря на то что для нас это может оставаться в тени. И путь, которым Бог спасает нас и вручает нам наше наследие, лежит не через мирские вещи, но через дар, не только достойный Царя, но стоящий всех царств, ибо печать обетования Святого Духа драгоценнее всего мира.
Христианин, потрать время и поразмысли как можно глубже об этих вещах. Конечно, мы ответили сейчас не на каждый вопрос, поднимаемый концепцией  предопределения, но мы видели, что эта идея гораздо богаче и глубже, чем это часто изображается. Она не просто о том, кто войдет на небеса и кто нет, а о характере Бога и Божьей любви. Это не просто учение, а реальная любовь Бога к нам и Его замысел, в который Он включает нас как его составную часть. И мы видели, что Бог открывает нам  эту истину, чтобы ободрить нас и открыть нам истинную основу для нашего отношения к Нему.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии